Решение по делу № 33-1129/2020 от 21.05.2020

Судья Амирова Т.Л. Дело № 2-26/2020

№ 33-1129/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Софиной И.М.,

судей Алексеевой О.В., Шарыповой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Хисамутдиновой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 11 июня 2020 года гражданское дело по иску Главного управления социальной защиты населения Курганской области к Администрации города Шумихи, Поповой Р.Н. о признании отсутствия права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, по встречному исковому заявлению Поповой Р.Н. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Шумихинского районного суда Курганской области от 17 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца ГУ СЗН Курганской области – Урмашевой М.А., третьего лица Федоровой Н.В., судебная коллегия

установила:

Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее – Главное управление) обратилось в суд с иском к Администрации города Шумиха Курганской области, Поповой Р.Н. о признании отсутствия у последней права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент принятия Администрацией города Шумиха Курганской области постановления от <...> , о признании незаконным указанного постановления в части постановки на учет Поповой Р.Н., о возложении обязанности на Администрацию города Шумиха Курганской области снять Попову Р.Н. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указано, что Главное управление социальной защиты населения Курганской области является уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей. <...> Попова Р.Н. обратилась к истцу с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которое поступило с копией учетного дела, содержащего документы, послужившие основанием для принятия Поповой Р.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Комиссия по предоставлению мер социальной поддержки пришла к выводу, что у Поповой Р.Н. отсутствует право на предоставление денежной выплаты, поскольку документы, предоставленные ею в целях признания нуждающейся в жилых помещениях, не соответствуют основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), и рекомендовала Главному управлению отказать Поповой Р.Н. в предоставлении денежной выплаты (протокол заседания комиссии от <...> ). Распоряжением Главного управления от <...> Поповой Р.Н. отказано в предоставлении денежной выплаты. Причиной отказа в предоставлении денежной выплаты является несоответствие Поповой Р.Н. категориям граждан, обеспечиваемым жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Истец считал принятие ответчика на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении необоснованным и полагал, что у нее отсутствует право состоять на таком учете. Попова Р.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны Попова Н.В., была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании постановления Администрации города Шумиха Курганской области от <...> . Ответчик с <...> зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 99 кв.м, который принадлежит на праве собственности с <...> ее внучке Федоровой Н.В. Ответчиком представлена справка, выданная Администрацией города Шумиха от <...>, из которой следует, что она зарегистрирована в жилом доме с <...> по настоящее время, совместно зарегистрированных граждан нет. По условиям договора дарения дома и земельного участка от <...> по данному адресу на момент заключения договора была зарегистрирована Бетехтина Л.Ф., являющаяся собственником указанного жилого помещения и дочерью Поповой Р.Н. Ответчик вселена в жилое помещение <...> как член семьи Бетехтиной Л.Ф. Жилищные условия ответчика не изменились. Договор дарения дома и земельного участка от <...> какие-либо условия относительно вселения или изменения условий проживания Поповой Р.Н. не содержит, поэтому право проживания в данном жилом помещении ответчик по настоящее время не утратила. У Администрации города Шумиха отсутствовали правовые основания признавать Попову Р.Н. нуждающейся в жилых помещениях, отсутствуют основания состоять на учете и по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Обеспеченность ответчика жильем составляет более учетной нормы, установленной Администрацией города Шумиха.

Не согласившись с иском, Попова Р.Н. предъявила встречные требования к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании распоряжения незаконным, в котором с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просила суд признать незаконным распоряжение Главного управления социальной защиты населения Курганской области от <...> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения; о возложении на ответчика обязанности произвести ей единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья.

Встречные требования основаны на следующих обстоятельствах. С <...> Попова Р.Н. проживает в пансионате пожилых и престарелых «Белые росы», по адресу: <адрес>. Собственного жилья не имеет. Жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит Федоровой Н.В., выставлен на продажу. Истец по встречному иску является членом семьи (женой) умершего ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». Постановлением Администрации города Шумиха Курганской области от <...> Попова Р.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Ссылаясь на ст. ст. 51, 56 ЖК РФ считала, что она не утратила оснований, дающих ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку является женой умершего ветерана Великой Отечественной войны, фактов предоставления ею не соответствующих действительности документов не выявлено, факты неправомерных действий со стороны должностных лиц не установлены. Ссылаясь на ст. 31 ЖК РФ, разъяснения в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указывала, что она не является собственником жилого помещения, в котором зарегистрирована, дом принадлежит внучке, с которой она не проживает.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца (ответчика по встречному иску) Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Урмашева М.А. на первоначальном иске настаивала, встречные исковые требования не признавала.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Поповой Р.Н. по доверенности Тимченко З.Н. в суде первой инстанции с исковыми требованиями не согласилась, встречный иск поддерживала.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Администрации города Шумиха Курганской области, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.

Третье лицо Федорова Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала встречный иск.

В судебное заседание не явилась третье лицо Бетехтина Л.Ф., о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомила.

Шумихинским районным судом Курганской области постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Главному управлению социальной защиты населения Курганской области отказано.

Встречное исковое заявление Поповой Р.Н. удовлетворено.

Распоряжение Главного управления социальной защиты населения Курганской области от <...> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения Поповой Р.Н. признано незаконным.

На Главное управление социальной защиты населения Курганской области возложена обязанность предоставить Поповой Р.Н. единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

В апелляционной жалобе представитель Главного управления социальной защиты населения Курганской области просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение, которым первоначальные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречных требований отказать, поскольку судом существенно нарушены и неправильно применены нормы материального права.

Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, разъяснения в подпункте «б» пункта 11, абзаце 3 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», автор жалобы считает, что ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания последнего членом семьи собственника жилого помещения. Судом не учтено, что Попова Р.Н. была вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <...> как член семьи дочери Бетехтиной Л.Ф., которая была собственником жилого помещения на момент вселения ответчика. С указанной даты и до настоящего времени жилищные условия Поповой Р.Н. не изменились. Договор дарения от <...>, заключенный между Бетехтиной Л.Ф. (дочерью Поповой Р.Н.) и Федоровой Н.В. (внучкой Поповой Р.Н.), какие-либо условия относительно вселения или изменения условий проживания Поповой Р.Н. не содержит, следовательно, право проживания в данном жилом помещении ответчик по настоящее время не утратила. Считает, что выводы суда о временном характере регистрации Поповой Р.Н. в жилом доме до момента его продажи преждевременны, основаны на субъективном восприятии обстоятельств по настоящему делу, поскольку материалами дела временный характер регистрации ответчика по месту жительства органами регистрационного учета не подтвержден. Федоровой Н.В. высказано только намерение о продаже дома, что юридического значения для дела не имеет.

В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Федорова Н.В. просит оставить ее без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Урмашева М.А. поддерживает доводы апелляционной жалобы.

Третье лицо Федорова Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела. Сведений об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не представлено. На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия с учетом мнения присутствующих определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Попова Р.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны Попова Н.В.

Попова Р.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с <...> по настоящее время, совместно зарегистрированных граждан нет.

Согласно договору на оказание услуг по уходу с обеспечением проживания от <...>, заключенному между ИП Хазаровым Т.Г. и Поповой Р.Н., последняя находится в пансионате «Белые росы» с <...>.

По данным Единого государственного реестра недвижимости жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 99 кв.м, принадлежит на праве собственности Федоровой Н.В. (внучка Поповой Р.Н.). Переход права собственности <...> зарегистрирован на основании договора дарения дома и земельного участка, заключенного <...> между Бетехтиной Л.Ф. (дочь Поповой Р.Н.) и Федоровой Н.В. (внучкой Поповой Р.Н.).

С <...> Бетехина Л.Ф. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, который по пояснениям третьего лица Федоровой Н.В. в суде апелляционной инстанции, принадлежит ей на праве собственности. С <...> Бетехтина Л.Ф. по состоянию здоровья находится в ГБУ «Психоневрологический интернат «Восток», недееспособной не признана.

<...> Попова Р.Н. обратилась в Администрацию города Шумиха Шумихинского района Курганской области с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как супруга умершего участника Великой Отечественной войны.

Постановлением Администрации города Шумиха от <...> Попова Р.Н., зарегистрированная по адресу: <адрес>, с составом семьи 1 человек, поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

<...> Попова Р.Н. через представителя обратилась в Главное управление социальной защиты населения Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

По результатам рассмотрения данного заявления Комиссия по вопросам о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, рекомендовала Главному управлению отказать Поповой Р.Н. в предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что она не относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в доме площадью, превышающей установленную учетную норму (протокол от <...>).

Распоряжением от <...> Главное управление социальной защиты населения Курганской области отказало Поповой Р.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с несоответствием категориям граждан, указанным в пункте 1 Порядка.

Оспаривая законность постановки ответчика Поповой Р.Н. на учет и ее право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Главное управление обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Главного управления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Попова Р.Н. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, правомерно принята на учет данной категории граждан, оснований для снятия ее с учета не имеется, так как членом семьи собственника жилого помещения она не является, иного жилого помещения по договору социального найма не имеет. Сам по себе факт регистрации Поповой Р.Н. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не порождает для нее правовых последствий в виде обеспеченности жильем по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя Главного управления в данной части требований.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», положениями статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, независимо от их материального положения.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу пункта 1 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <...>, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Пунктом 5 названных Правил также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Курганской области от 10.04.2006 № 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны (приложение № 1).

Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 3 Порядка Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - уполномоченный орган) запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - органы местного самоуправления) информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (т.е. на получение социальных выплат) при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

На основании ч. 4 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей определяются нормами жилищного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Удовлетворяя требования встречного искового заявления Поповой Р.Н., суд пришел к выводу, что, несмотря на наличие родственных отношений Федорова Н.В. и Попова Р.Н. членами одной семьи не являются, совместно не проживали и не проживают, общего хозяйства не вели.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда в данной части правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к правоотношениям сторон, выводы суда в данной части соответствуют установленным судом обстоятельствам дела.

Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Из материалов дела следует, что ранее Попова Р.Н. была вселена в жилой дом по адресу: <адрес> качестве члена семьи своей дочери Бетехтиной Л.Ф., выехала из указанного жилого помещения в январе 2019 г., после чего ее дочь распорядилась жилым помещением, подарив его и земельный участок Федоровой Н.В., с которой Попова Р.Н. никогда не проживала, внучка не вселяла бабушку в дом в качестве члена своей семьи. Наличие у Поповой Р.Н. какого-либо другого жилого помещения судом не установлено, в пансионате она проживает на платной основе.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела, приведенных выше норм жилищного законодательства и разъяснений по их применению, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика Поповой Р.Н. равного с собственником права пользования домом, в котором она имеет регистрацию по месту жительства.

Поскольку истец по встречному иску ни в собственности, ни на основании договора социального найма жилого помещения не имеет, вывод суда о том, что Попова Р.Н. обоснованно признана нуждающейся в жилом помещении, а также вывод суда о незаконности оспариваемого Поповой Р.Н. распоряжения Главного управления от <...> судебная коллегия признает правильным.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы представителя истца об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права в части условий предоставления мер социальной поддержки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны утвержден постановлением Правительства Курганской области от <...> , в соответствии с пунктом 3 которого предоставление мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета не является безусловным, а производится в зависимости от постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и при поступлении субвенций из федерального бюджета.

По пояснениям представителя Главного управления в суде апелляционной инстанции, в очереди на получение единовременной выплаты, помимо Поповой Р.Н., находятся три человека.

Обязывая Главное управление социальной защиты населения Курганской области предоставить единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения Поповой Р.Н., суд первой инстанции не учел приведенные выше положения законодательства. Между тем, сроки поступления субвенций из федерального бюджета на обеспечение указанными мерами социальной поддержки членов семей участников Великой Отечественной войны законодательством не определены. Решение суда в данной части подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.

Поскольку в настоящее время право Поповой Р.Н. на получение мер социальной поддержки Главным управлением социальной защиты населения Курганской области не нарушено, судебная коллегия полагает необходимым принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении данной части встречных исковых требований Поповой Р.Н. отказать.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шумихинского районного суда Курганской области от 17 января 2020 года отменить в части возложения на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанности предоставить Поповой Раисе Николаевне единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета, в удовлетворении данной части требований Поповой Раисе Николаевне от казать.

В остальной части решение Шумихинского районного суда Курганской области от 17 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи

33-1129/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Ответчики
Администрация г. Шумихи
ПОПОВА Р.Н.
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
21.05.2020Передача дела судье
11.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020Передано в экспедицию
11.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее