Судья Бухтияров А.А. Дело № 33-1069
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Герасимовой Л.Н., Зубовой Т.Н.
при секретаре Мелещенко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Болховского района Орловской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Город Болхов», Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок по апелляционному представлению прокурора Болховского района на решение Болховского районного суда Орловской области от <дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении иска прокурора Болховского района Орловской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Город Болхов», Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок – отказать».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., выслушав прокурора П.Т.А., поддержавшую апелляционное представление, возражение на жалобу представителя администрации МО «<адрес>» по доверенности С.И.В., ответчиков Г.Г.П., К.Р.Н., представителя Г.П.В. по доверенности Г.А.Ю., изучив доводы апелляционного представления, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Болховского района Орловской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением к администрации муниципального образования «Город Болхов», Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
В обоснование требование указывал, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой района на предмет законности действий должностных лиц администрации г. Болхова по продаже земельного участка, организации торговли в <...> и перекрытию автодороги <...>, установлено, что постановлением администрации Болховского района Орловской области от <дата> № в муниципальную собственность муниципального образования «Город Болхов» предоставлен земельный участок из земель <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, общей площадью <...>.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешённое использование – земельные участки общего пользования, занятые переулком.
<дата> зарегистрировано право собственности МО «Город Болхов» на указанный земельный участок.
Распоряжением главы МО «Город Болхов» от <дата> № принято решение о разделе данного земельного участка на два земельных участка с кадастровыми номерами № и №.
Постановлением администрации МО «Город Болхов» от <дата> № изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь <...> кв.м, с «земельные участки общего пользования занятые переулком» на «для размещения объектов торговли».
Затем земельный участок с кадастровым номером № был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №.
На основании распоряжения администрации МО «Город Болхов» от <дата> № проведены торги в форме открытого аукциона по продаже земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №.
По результатам аукциона администрацией МО «Город Болхов» заключены договоры купли-продажи от <дата> №№ № №, № №, согласно которым Р.И.В. были проданы находящиеся в муниципальной собственности земельные участки каждый площадью по <...> кв.м с кадастровыми номерами №, №, №, № соответственно; по договору купли-продажи от <дата> № Г.Г.П. был продан земельный участок общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №; по договорам купли-продажи от <дата> №№ №, № Г.П.В. были проданы земельные участки каждый площадью по <...> кв.м с кадастровыми номерами соответственно №, №; по договору купли-продажи от <дата> № К.Р.Н. продан земельный участок общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №; по договору купли-продажи № от <дата> Г.С.В. продан земельный участок общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торговли, расположенные по адресу: <адрес>.
Ссылаясь на ст.ст. 11.2, п. 2 ст. 15, 60, 61, 85 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 12, 262 ГК РФ, полагая, что по результатам аукциона администрацией муниципального образования в собственность граждан были переданы земельные участки, фактически относящиеся к землям общего пользования, которые не подлежали приватизации, не могли быть предметом отчуждения в силу своего назначения и граждане должны иметь право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом, прокурор просил суд признать недействительными в силу ничтожности договоры купли-продажи земельных участков, заключенные администрацией МО «Город Болхов» с Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.В., прекратить право собственности ответчиков на это имущество, снять с кадастрового учета эти земельные участки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Болховского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование доводов апелляционного представления указывает, что в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами не подлежат приватизации.
Полагает, что закрытие проезда <адрес> является незаконным, ссылаясь на отсутствие нормативного правового акта по данному вопросу.
Считает, что публичные слушания относительно изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № незаконны, поскольку проведены администрацией г.Болхова с нарушением сроков извещения граждан о времени и месте слушания, а также отсутствовал проект муниципального норматино-правового акта по вопросу проведения данного слушания.
Указывает, что продажа земельных участков общего пользования незаконна и нарушает права граждан на свободный доступ к землям общего пользования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснение сторон по делу, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права.
В соответствии с п.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как видно из материалов дела, на основании постановления и.о. главы администрации Болховского района от <дата> № <...>, постановления главы администрации г. Болхова от <дата> № <...>, акта приёма-передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность города Болхова принят земельный участок из земель г. Болхова, категория земель - земли населённых пунктов, общей площадью <...> кв.м, с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, разрешённое использование - земельные участки общего пользования, занятые переулком.
Право собственности на это имущество зарегистрировано за МО «Город Болхов» на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.
<дата> главой муниципального образования «Город Болхов» принято распоряжение № от <дата> о разделе указанного земельного участка на 2 земельных участка с кадастровыми номерами: № площадью <...> кв., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – земельные участки общего пользования, занятые переулком, адрес объекта: <адрес> ( свидетельство о государственной регистрации права от <дата>); и №. площадью <...> кв.м кв., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов торговли, адрес объекта: <адрес> ( свидетельство о государственной регистрации права от <дата>).
Распоряжением главы <адрес> от <дата> № произведён раздел земельного участка с кадастровым номером № на 10 земельных участков, которым присвоены кадастровые номера: №; №; №; №; №; №; №; №; №; №, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности от <дата> и от <дата> ( л.д.187-196).
На основании распоряжения администрации муниципального образования город Болхов от <дата> № <дата> проведены торги в форме открытого аукциона по продаже 9 указанных земельных участков (кроме земельного участка с кадастровым номером №).
По результатам аукциона <дата> администрацией муниципального образования заключены с Р.И.В. договоры купли-продажи №, № №, № земельных участков с кадастровыми номерами: №; №; №; № площадью по <...> кв.м каждый.
В этот же день администрацией муниципального образования заключены договоры купли-продажи: № земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером № с Г.Г.П.; № и № земельных участков площадью по № кв.м каждый с кадастровыми номерами № и № с Г.П.В.; № земельного участка площадью № кв.м с кадастровым номером № с К.Р.Н.; № земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером № с Г.С.В.
Денежные средства от продажи данных земельных участков поступили от покупателей в бюджет муниципального образования «Город Болхов» в период с <дата> по <дата> в общей сумме <...> рублей( л.д.14, т.2).
В ходе рассмотрения дела ответчики поясняли, что на приобретенных земельных участках покупателями планируется построить торговый центр в виде единого здания.
Согласно п.3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Аналогичная норма содержится в п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» - отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ определяет, что под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться.
В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие территорий общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Следовательно, часть переулка, как элемента улично-дорожной сети, также входит в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования и не может быть передана в собственность частного лица.
В данном случае нарушаются права неограниченного круга лиц на беспрепятственное передвижение по спорным земельным участкам.
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм права земельные участки общего пользования, занятые переулком <адрес> которые не подлежали приватизации, а следовательно и отчуждению, были проданы Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е.
Довод ответчиков о том, что спорные земельные участки были проданы с соблюдением действующего законодательства, а изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено посредством публичных слушаний без нарушений не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, Земельным кодексом Российской Федерации установлен порядок, при котором право отнесения земель к определенной категории и перевода их из одной категории в другую возлагается на соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления ( статья 8 ЗК РФ).
Указанной нормой права установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п.3 ст.8 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, в период, относящийся к заключению спорных договоров купли-продажи земельных участков, на территории муниципального образования «Город Болхов» не имелось утверждённых правил землепользования и застройки.
В силу п.4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно п.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Положением «О публичных слушаниях», утверждённым решением Болховского городского Совета народных депутатов № от <дата> установлено, что информация о проектах муниципальных правовых актов, выносимых на массовое обсуждение населения города, а также тексты указанных актов, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации, а также могут доводиться до сведения населения города иным способом не позднее, чем за <...> дней до начала обсуждения ( п.3.3).
Из материалов дела видно, что распоряжением главы города Болхова от <дата> № принято решение о проведении публичных слушаний по проекту постановления администрации <адрес> «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, переулок Свердловский, категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь <...> кв.м, с «земельные участки общего пользования занятые переулком» на «для размещения объектов торговли» ( л.д.181,т.1)
<дата> в газете «<...>» опубликована информация для жителей города о том, что <дата> в <...> в здании <...> состоятся публичные слушания по проекту постановления администрации города Болхова «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> ( л.д.33, т.2).
Согласно протоколу от <дата> публичных слушаний по проекту постановления администрации города Болхова об изменении вида разрешенного использования земельного участка на публичных слушаниях присутствовали <...> человек, которые единогласно приняли решение – рекомендовать и.о. главы администрации <адрес> принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка № ( л.д.109, т.1).
<дата> главой администрации <адрес> принято постановление № об изменении вида разрешённого использования спорного земельного участка.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права публичные слушания по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № были проведены на 9 день с момента опубликования этой информации в СМИ, а не за <...> дней до начала публичных слушаний.
Кроме того, в сообщении о публичных слушаниях, опубликованном в газете «<...>» отсутствовала информация о проекте муниципального правового акта выдвигаемого на публичные слушания, а также текст этого документа.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан муниципального образования «Город Болхов» на получение информации по вопросу проведения публичных слушаний, нарушении срока для подготовки граждан к проведению публичных слушаний, а также о незаконности заключенных впоследствии с ответчиками спорных договоров купли-продажи земельных участков.
В подтверждение данных фактов допрошенный судом первой инстанции свидетель А.В.С., являющийся жителем указанного населенного пункта, пояснил, что со стороны жителей города Болхова выражается негативное отношение по поводу строительства объектов торговли <адрес>, расположенного рядом с <...> инициативной группой собрано <...> подписей граждан города, которые возражают против этих застроек ( л.д.65-66, т.2)
Кроме того, из материалов дела усматривается, что передача в собственность ответчиков спорных земельных участков приведёт к нарушению права неопределенного круга лиц на пользование проездом <адрес>.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что часть переулка <адрес> до <адрес> ( относящийся к спорному земельному участку) в <дата> была перекрыта для проезда автотранспорта путем установки железобетонной конструкции, в связи с возникшим на этом месте стихийным рынком и для создания препятствий к заезду гужевого транспорта.
Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что нормативный акт, разрешающий перекрытие автодороги <адрес> не издавался.
Стороны не оспаривали, что до передачи в собственность спорных земельных участков <адрес> осуществлялся проезд как с одной, так и с другой стороны от перекрывающей автодорогу железобетонной конструкции.
Вместе с тем, передача в собственность ответчиков спорных земельных участков приведёт к полному перекрытию проезда указанной части <адрес>, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром <дата>, земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее <...> м) или проезда (шириной не менее <...> м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.
Согласно п.6.2.32 Региональных нормативов градостроительного проектирования Орловской области «Градостроительство. Планировка и застройка на территории Орловской области», утверждённых постановлением Правительства Орловской области от 01.08.2011 №250, для обеспечения подъездов к группам жилых зданий и иных объектов, а также к отдельным зданиям в микрорайонах (кварталах) следует предусматривать проезды, в том числе: к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам, участкам школ и дошкольных образовательных учреждений - основные; к отдельно стоящим зданиям - второстепенные.
Согласно п.6.2.39 указанного постановления, основные проезды включают проезжую часть и тротуары. <адрес>ы проектируются с двусторонним движением с шириной полосы для движения не менее <...> м.
Допускается устройство основных проездов с кольцевым односторонним движением транспорта протяженностью не более <...> м и проезжей частью в одну полосу движения шириной не менее <...> м. Вдоль основных проездов необходимо устройство тротуаров с шириной пешеходной части не менее <...>. Тротуары могут устраиваться с одной стороны.
Как усматривается из представленного в материалы дела межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, в случае передачи спорных земельных участков ответчикам для размещения объектов торговли ширина проезжей части будет составлять <...> метра (расстояние между точками н1 и 2) (л.д.134,139, т.1), в связи с чем организация основного проезда и устройства тротуара в указанном месте по существующим правилам невозможно, поскольку в этом случае проезд должен составлять не менее <...>. При этом принимается во внимание, что при рассмотрении дела установлено, что вход в планируемый торговый центр должен осуществляться только со стороны <адрес>.
Кроме того, в материалах дела имеется генеральный план муниципального образования города Болхова, утвержденный решением Болховского городского Совета народных депутатов от 01.03.2013 №126, согласно которому при строительстве, ремонте и реконструкции новых и уже существующих улиц и дорог ширина проездов в городе Болхове должна составлять 6 метров ( л.д.208,т.1).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что спорный земельный участок занятый переулком Свердлова, который является и проездом для автомобильного транспорта, до его передачи в собственность ответчикам, находился в муниципальной собственности и не был закрыт для общего доступа, следовательно, в силу ст. 262 ГК РФ, жители города Болхова имели право свободно, без каких-либо ограничений пользоваться этим земельным участком, как землями общего пользования ( п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ), однако утратили это право после передачи земельных участков в собственность Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. Продажа земельного участка занятого переулком, как элемента уличной-дорожной сети, противоречит п.12 ст. 85 ЗК РФ, предусматривающему, что земельные участки общего пользования ( в том числе проезды) не подлежат приватизации, поэтому спорные договоры купли-продажи земельных участком являются недействительными в силу ничтожности.
По указанным основаниям, решение суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, нельзя признать правильным, в связи с чем принятое по делу судебное постановление подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора Болховского района о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Болховского районного суда Орловской области от <дата> отменить.
Заявление прокурора Болховского района Орловской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Город Болхов», Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок, удовлетворить.
Признать недействительными договоры купли-продажи земельных участков № №, №, № от <дата> с кадастровыми номерами №, №, №, № соответственно, заключенных администрацией МО «Город Болхов» с Р.И.В., применив последствия недействительности сделок с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «Город Болхов» возвратить Р.И.В. денежные средства в размере <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей соответственно, а всего возвратить <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка № от <дата> с кадастровым номером №, заключенный администрацией МО «Город Болхов» с Г.Г.П., применив последствия недействительности сделки с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «Город Болхов» возвратить Г.Г.П. денежные средства в размере <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельный участок с кадастровым номером №.
Признать недействительными договоры купли-продажи земельных участков №, № от <дата> с кадастровыми номерами № и № соответственно, заключенные администрацией МО «Город Болхов» с Г.П.В., применив последствия недействительности сделок с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «Город Болхов» возвратить Г.П.В. денежные средства в размере <...> рублей, <...> рублей соответственно, а всего возвратить <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельные участки с кадастровыми номерами № и №.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка № от <дата> с кадастровым номером №, заключенный администрацией МО «Город Болхов» с К.Р.Н., применив последствия недействительности сделки с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «<адрес>» возвратить К.Р.Н. денежные средства в размере <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельный участок с кадастровым номером №.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка № от <дата> с кадастровым номером №, заключенный администрацией МО «Город Болхов» с Г.С.Е., применив последствия недействительности сделки с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «Город Болхов» возвратить Г.С.Е. денежные средства в размере <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельный участок с кадастровым номером №.
Председательствующий
Судьи
Судья Бухтияров А.А. Дело № 33-1069
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Герасимовой Л.Н., Зубовой Т.Н.
при секретаре Мелещенко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Болховского района Орловской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Город Болхов», Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок по апелляционному представлению прокурора Болховского района на решение Болховского районного суда Орловской области от <дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении иска прокурора Болховского района Орловской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Город Болхов», Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок – отказать».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., выслушав прокурора П.Т.А., поддержавшую апелляционное представление, возражение на жалобу представителя администрации МО «<адрес>» по доверенности С.И.В., ответчиков Г.Г.П., К.Р.Н., представителя Г.П.В. по доверенности Г.А.Ю., изучив доводы апелляционного представления, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Болховского района Орловской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением к администрации муниципального образования «Город Болхов», Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
В обоснование требование указывал, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой района на предмет законности действий должностных лиц администрации г. Болхова по продаже земельного участка, организации торговли в <...> и перекрытию автодороги <...>, установлено, что постановлением администрации Болховского района Орловской области от <дата> № в муниципальную собственность муниципального образования «Город Болхов» предоставлен земельный участок из земель <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, общей площадью <...>.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешённое использование – земельные участки общего пользования, занятые переулком.
<дата> зарегистрировано право собственности МО «Город Болхов» на указанный земельный участок.
Распоряжением главы МО «Город Болхов» от <дата> № принято решение о разделе данного земельного участка на два земельных участка с кадастровыми номерами № и №.
Постановлением администрации МО «Город Болхов» от <дата> № изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь <...> кв.м, с «земельные участки общего пользования занятые переулком» на «для размещения объектов торговли».
Затем земельный участок с кадастровым номером № был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №.
На основании распоряжения администрации МО «Город Болхов» от <дата> № проведены торги в форме открытого аукциона по продаже земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №.
По результатам аукциона администрацией МО «Город Болхов» заключены договоры купли-продажи от <дата> №№ № №, № №, согласно которым Р.И.В. были проданы находящиеся в муниципальной собственности земельные участки каждый площадью по <...> кв.м с кадастровыми номерами №, №, №, № соответственно; по договору купли-продажи от <дата> № Г.Г.П. был продан земельный участок общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №; по договорам купли-продажи от <дата> №№ №, № Г.П.В. были проданы земельные участки каждый площадью по <...> кв.м с кадастровыми номерами соответственно №, №; по договору купли-продажи от <дата> № К.Р.Н. продан земельный участок общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №; по договору купли-продажи № от <дата> Г.С.В. продан земельный участок общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов торговли, расположенные по адресу: <адрес>.
Ссылаясь на ст.ст. 11.2, п. 2 ст. 15, 60, 61, 85 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 12, 262 ГК РФ, полагая, что по результатам аукциона администрацией муниципального образования в собственность граждан были переданы земельные участки, фактически относящиеся к землям общего пользования, которые не подлежали приватизации, не могли быть предметом отчуждения в силу своего назначения и граждане должны иметь право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом, прокурор просил суд признать недействительными в силу ничтожности договоры купли-продажи земельных участков, заключенные администрацией МО «Город Болхов» с Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.В., прекратить право собственности ответчиков на это имущество, снять с кадастрового учета эти земельные участки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Болховского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование доводов апелляционного представления указывает, что в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами не подлежат приватизации.
Полагает, что закрытие проезда <адрес> является незаконным, ссылаясь на отсутствие нормативного правового акта по данному вопросу.
Считает, что публичные слушания относительно изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № незаконны, поскольку проведены администрацией г.Болхова с нарушением сроков извещения граждан о времени и месте слушания, а также отсутствовал проект муниципального норматино-правового акта по вопросу проведения данного слушания.
Указывает, что продажа земельных участков общего пользования незаконна и нарушает права граждан на свободный доступ к землям общего пользования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснение сторон по делу, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права.
В соответствии с п.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как видно из материалов дела, на основании постановления и.о. главы администрации Болховского района от <дата> № <...>, постановления главы администрации г. Болхова от <дата> № <...>, акта приёма-передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность города Болхова принят земельный участок из земель г. Болхова, категория земель - земли населённых пунктов, общей площадью <...> кв.м, с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, разрешённое использование - земельные участки общего пользования, занятые переулком.
Право собственности на это имущество зарегистрировано за МО «Город Болхов» на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.
<дата> главой муниципального образования «Город Болхов» принято распоряжение № от <дата> о разделе указанного земельного участка на 2 земельных участка с кадастровыми номерами: № площадью <...> кв., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – земельные участки общего пользования, занятые переулком, адрес объекта: <адрес> ( свидетельство о государственной регистрации права от <дата>); и №. площадью <...> кв.м кв., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов торговли, адрес объекта: <адрес> ( свидетельство о государственной регистрации права от <дата>).
Распоряжением главы <адрес> от <дата> № произведён раздел земельного участка с кадастровым номером № на 10 земельных участков, которым присвоены кадастровые номера: №; №; №; №; №; №; №; №; №; №, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности от <дата> и от <дата> ( л.д.187-196).
На основании распоряжения администрации муниципального образования город Болхов от <дата> № <дата> проведены торги в форме открытого аукциона по продаже 9 указанных земельных участков (кроме земельного участка с кадастровым номером №).
По результатам аукциона <дата> администрацией муниципального образования заключены с Р.И.В. договоры купли-продажи №, № №, № земельных участков с кадастровыми номерами: №; №; №; № площадью по <...> кв.м каждый.
В этот же день администрацией муниципального образования заключены договоры купли-продажи: № земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером № с Г.Г.П.; № и № земельных участков площадью по № кв.м каждый с кадастровыми номерами № и № с Г.П.В.; № земельного участка площадью № кв.м с кадастровым номером № с К.Р.Н.; № земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером № с Г.С.В.
Денежные средства от продажи данных земельных участков поступили от покупателей в бюджет муниципального образования «Город Болхов» в период с <дата> по <дата> в общей сумме <...> рублей( л.д.14, т.2).
В ходе рассмотрения дела ответчики поясняли, что на приобретенных земельных участках покупателями планируется построить торговый центр в виде единого здания.
Согласно п.3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Аналогичная норма содержится в п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» - отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ определяет, что под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться.
В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие территорий общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Следовательно, часть переулка, как элемента улично-дорожной сети, также входит в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования и не может быть передана в собственность частного лица.
В данном случае нарушаются права неограниченного круга лиц на беспрепятственное передвижение по спорным земельным участкам.
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм права земельные участки общего пользования, занятые переулком <адрес> которые не подлежали приватизации, а следовательно и отчуждению, были проданы Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е.
Довод ответчиков о том, что спорные земельные участки были проданы с соблюдением действующего законодательства, а изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено посредством публичных слушаний без нарушений не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, Земельным кодексом Российской Федерации установлен порядок, при котором право отнесения земель к определенной категории и перевода их из одной категории в другую возлагается на соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления ( статья 8 ЗК РФ).
Указанной нормой права установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п.3 ст.8 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, в период, относящийся к заключению спорных договоров купли-продажи земельных участков, на территории муниципального образования «Город Болхов» не имелось утверждённых правил землепользования и застройки.
В силу п.4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно п.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Положением «О публичных слушаниях», утверждённым решением Болховского городского Совета народных депутатов № от <дата> установлено, что информация о проектах муниципальных правовых актов, выносимых на массовое обсуждение населения города, а также тексты указанных актов, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации, а также могут доводиться до сведения населения города иным способом не позднее, чем за <...> дней до начала обсуждения ( п.3.3).
Из материалов дела видно, что распоряжением главы города Болхова от <дата> № принято решение о проведении публичных слушаний по проекту постановления администрации <адрес> «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, переулок Свердловский, категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь <...> кв.м, с «земельные участки общего пользования занятые переулком» на «для размещения объектов торговли» ( л.д.181,т.1)
<дата> в газете «<...>» опубликована информация для жителей города о том, что <дата> в <...> в здании <...> состоятся публичные слушания по проекту постановления администрации города Болхова «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> ( л.д.33, т.2).
Согласно протоколу от <дата> публичных слушаний по проекту постановления администрации города Болхова об изменении вида разрешенного использования земельного участка на публичных слушаниях присутствовали <...> человек, которые единогласно приняли решение – рекомендовать и.о. главы администрации <адрес> принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка № ( л.д.109, т.1).
<дата> главой администрации <адрес> принято постановление № об изменении вида разрешённого использования спорного земельного участка.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права публичные слушания по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № были проведены на 9 день с момента опубликования этой информации в СМИ, а не за <...> дней до начала публичных слушаний.
Кроме того, в сообщении о публичных слушаниях, опубликованном в газете «<...>» отсутствовала информация о проекте муниципального правового акта выдвигаемого на публичные слушания, а также текст этого документа.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан муниципального образования «Город Болхов» на получение информации по вопросу проведения публичных слушаний, нарушении срока для подготовки граждан к проведению публичных слушаний, а также о незаконности заключенных впоследствии с ответчиками спорных договоров купли-продажи земельных участков.
В подтверждение данных фактов допрошенный судом первой инстанции свидетель А.В.С., являющийся жителем указанного населенного пункта, пояснил, что со стороны жителей города Болхова выражается негативное отношение по поводу строительства объектов торговли <адрес>, расположенного рядом с <...> инициативной группой собрано <...> подписей граждан города, которые возражают против этих застроек ( л.д.65-66, т.2)
Кроме того, из материалов дела усматривается, что передача в собственность ответчиков спорных земельных участков приведёт к нарушению права неопределенного круга лиц на пользование проездом <адрес>.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что часть переулка <адрес> до <адрес> ( относящийся к спорному земельному участку) в <дата> была перекрыта для проезда автотранспорта путем установки железобетонной конструкции, в связи с возникшим на этом месте стихийным рынком и для создания препятствий к заезду гужевого транспорта.
Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что нормативный акт, разрешающий перекрытие автодороги <адрес> не издавался.
Стороны не оспаривали, что до передачи в собственность спорных земельных участков <адрес> осуществлялся проезд как с одной, так и с другой стороны от перекрывающей автодорогу железобетонной конструкции.
Вместе с тем, передача в собственность ответчиков спорных земельных участков приведёт к полному перекрытию проезда указанной части <адрес>, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром <дата>, земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее <...> м) или проезда (шириной не менее <...> м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.
Согласно п.6.2.32 Региональных нормативов градостроительного проектирования Орловской области «Градостроительство. Планировка и застройка на территории Орловской области», утверждённых постановлением Правительства Орловской области от 01.08.2011 №250, для обеспечения подъездов к группам жилых зданий и иных объектов, а также к отдельным зданиям в микрорайонах (кварталах) следует предусматривать проезды, в том числе: к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам, участкам школ и дошкольных образовательных учреждений - основные; к отдельно стоящим зданиям - второстепенные.
Согласно п.6.2.39 указанного постановления, основные проезды включают проезжую часть и тротуары. <адрес>ы проектируются с двусторонним движением с шириной полосы для движения не менее <...> м.
Допускается устройство основных проездов с кольцевым односторонним движением транспорта протяженностью не более <...> м и проезжей частью в одну полосу движения шириной не менее <...> м. Вдоль основных проездов необходимо устройство тротуаров с шириной пешеходной части не менее <...>. Тротуары могут устраиваться с одной стороны.
Как усматривается из представленного в материалы дела межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, в случае передачи спорных земельных участков ответчикам для размещения объектов торговли ширина проезжей части будет составлять <...> метра (расстояние между точками н1 и 2) (л.д.134,139, т.1), в связи с чем организация основного проезда и устройства тротуара в указанном месте по существующим правилам невозможно, поскольку в этом случае проезд должен составлять не менее <...>. При этом принимается во внимание, что при рассмотрении дела установлено, что вход в планируемый торговый центр должен осуществляться только со стороны <адрес>.
Кроме того, в материалах дела имеется генеральный план муниципального образования города Болхова, утвержденный решением Болховского городского Совета народных депутатов от 01.03.2013 №126, согласно которому при строительстве, ремонте и реконструкции новых и уже существующих улиц и дорог ширина проездов в городе Болхове должна составлять 6 метров ( л.д.208,т.1).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что спорный земельный участок занятый переулком Свердлова, который является и проездом для автомобильного транспорта, до его передачи в собственность ответчикам, находился в муниципальной собственности и не был закрыт для общего доступа, следовательно, в силу ст. 262 ГК РФ, жители города Болхова имели право свободно, без каких-либо ограничений пользоваться этим земельным участком, как землями общего пользования ( п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ), однако утратили это право после передачи земельных участков в собственность Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. Продажа земельного участка занятого переулком, как элемента уличной-дорожной сети, противоречит п.12 ст. 85 ЗК РФ, предусматривающему, что земельные участки общего пользования ( в том числе проезды) не подлежат приватизации, поэтому спорные договоры купли-продажи земельных участком являются недействительными в силу ничтожности.
По указанным основаниям, решение суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, нельзя признать правильным, в связи с чем принятое по делу судебное постановление подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора Болховского района о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Болховского районного суда Орловской области от <дата> отменить.
Заявление прокурора Болховского района Орловской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «Город Болхов», Р.И.В., Г.Г.П., Г.П.В., К.Р.Н., Г.С.Е. о признании недействительными в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на земельные участки и применении последствий недействительности ничтожных сделок, удовлетворить.
Признать недействительными договоры купли-продажи земельных участков № №, №, № от <дата> с кадастровыми номерами №, №, №, № соответственно, заключенных администрацией МО «Город Болхов» с Р.И.В., применив последствия недействительности сделок с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «Город Болхов» возвратить Р.И.В. денежные средства в размере <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей, <...> рублей соответственно, а всего возвратить <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка № от <дата> с кадастровым номером №, заключенный администрацией МО «Город Болхов» с Г.Г.П., применив последствия недействительности сделки с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «Город Болхов» возвратить Г.Г.П. денежные средства в размере <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельный участок с кадастровым номером №.
Признать недействительными договоры купли-продажи земельных участков №, № от <дата> с кадастровыми номерами № и № соответственно, заключенные администрацией МО «Город Болхов» с Г.П.В., применив последствия недействительности сделок с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «Город Болхов» возвратить Г.П.В. денежные средства в размере <...> рублей, <...> рублей соответственно, а всего возвратить <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельные участки с кадастровыми номерами № и №.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка № от <дата> с кадастровым номером №, заключенный администрацией МО «Город Болхов» с К.Р.Н., применив последствия недействительности сделки с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «<адрес>» возвратить К.Р.Н. денежные средства в размере <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельный участок с кадастровым номером №.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка № от <дата> с кадастровым номером №, заключенный администрацией МО «Город Болхов» с Г.С.Е., применив последствия недействительности сделки с возвращением сторон в первоначальное положение: обязать администрацию Муниципального образования «Город Болхов» возвратить Г.С.Е. денежные средства в размере <...> рублей; признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Болхов» Орловской области на земельный участок с кадастровым номером №.
Председательствующий
Судьи