РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень ДД.ММ.ГГГГ
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Берсеневой Н.В.,
при секретаре Батурине Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 муниципального образования к ФИО3 об обязании обустроить земельный участок автомобильной дорогой,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 муниципального образования обратился в суд с иском к ФИО3 об обязании обустроить земельный участок автомобильной дорогой. Требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> в ФИО2 МО ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. Так, из представления следует, что прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей района д. Дударева «Московский дворик», в результате которой установлено следующее: въезд и выезд из района «Московский дворик» осуществляется через земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство жилых домов и объектов соцкультбыта, общей площадью 15161кв.м. Согласно выписке из ЕГРН собственником названного участка является ФИО3 Поскольку ответчик является собственником земельного участка, который фактически используется как дорога, указывают, что в силу положений ст.210 ГК РФ обязанность строительства дорог может быть возложена только на собственника земельного участка. Земельный участок не используется собственником в соответствии с видом разрешенного использования – под размещение жилых домов и объектов соцкультбыта, а служит дорогой, обеспечивающей проезд к жилому району «Московский дворик». Кроме того, в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ФИО2 муниципального образования <адрес>, утвержденных распоряжением Главного управления строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, данный земельный участок расположен в границах территориальной зоны улично-дорожной сети (Т1), выделенной для обеспечения условий сохранения и развития системы улиц и дорог, для размещения сетей инженерно-технического обеспечения. Из вышеуказанного представления прокуратуры следует, что согласно экспертному заключению, составленному ООО «Проектно-аналитическая компания «АРХ ДИВИЖН», по результатам обследования автомобильной дороги по ул. <адрес> выявлено отсутствие нормативной ширины полос движения. Также отсутствует необходимые тротуар и наружное освещение. Экспертом сделан вывод о признании параметров обследуемой автомобильной дороги по ул. <адрес>, не соответствующими нормативным требованиям градостроительного законодательства РФ и выявлении необходимости приведения указанной автомобильной дороги к нормативным параметрам. На основании изложенного просит обязать Широкова Д.В. изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с вида: под строительство жилых домов и объектов соцкультбыта на вид: улично-дорожная сеть, а также обязать ФИО3 построить на земельном участке с кадастровым номером №, автомобильную дорогу, отвечающую требованиям «СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85», утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора привлечены: ФИО2 Тюменского муниципального района, Главное управление строительства <адрес>.
В судебное заседание представитель ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, в лице своего представителя – ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представил суду письменные возражения на иск, а также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФИО2 Тюменского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело без его участия, также представлен письменный отзыв на исковые требования.
Представитель третьего лица Главного управления строительства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено без его участия.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в связи со следующим.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес Главы ФИО2 муниципального образования Тюменского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, из которого следует, что прокуратурой района проведена проверка по коллективным обращениям жителей ЖК «Московский дворик» и «Комфорт-клуб» по вопросу дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога от ФАД Р-351 «Екатеринбург-Тюмень» до ЖК «Комфорт клуб» проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами 72:17:1313004:376 и 72:17:1313004:210, которые в настоящее время находятся в частной собственности физических лиц. Согласно экспертному заключению, предоставленному заявителями и составленному ООО «Проектно-аналитическая компания «АРХ ДИВИЖН», по результатам обследования автомобильной дороги по ул. <адрес> выявлено отсутствие нормативной ширины полос движения. Также отсутствуют необходимые тротуар и наружное освещение. Экспертом сделан вывод о признании параметров обследуемой автомобильной дороги по ул. <адрес> не соответствующими нормативным требованиям градостроительного законодательства РФ и выявлении необходимости приведения указанной автомобильной дороги к нормативным параметрам. Кроме того, как следует из информации, представленной УМВД России по <адрес>, на рассматриваемом участке дороги отмечается рост количества дорожно-транспортных происшествий, что также связано с ненадлежащим состоянием улично-дорожной сети.
Собственником земельного участка с кадастровым номером № (поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ), площадью 15161+/-86кв.м., местоположение: <адрес>, 320км. трассы Екатеринбург-Тюмень, участок 3/7, вид разрешенного использования: под строительство жилых домов и объектов соцкультбыта, категория земель: земли населенных пунктов, является ФИО3 Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, имеется ограничение в виде установленного сервитута на основании постановления ФИО2 муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Распоряжением Главного управления строительства <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила землепользования и застройки ФИО2 муниципального образования Тюменского муниципального района.
Как следует из заключения ФИО2 муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности установления публичного сервитута в целях обеспечения муниципальных нужд, а также нужд местного населения, Генеральный план ФИО2 муниципального образования <адрес> утвержденный распоряжением ГУС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, содержит проектные предложения размещения объектов в границах муниципального образования. Реализация проектных предложений предусмотрена до 2035 года. Генеральным планом предусмотрено проектное предложение по размещению в границах земельных участков с кадастровыми номерами № улично-дорожная сеть. Существующий порядок использования земель определен Правилами землепользования и застройки территории от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в соответствии с которыми в отношении указанных выше земельных участков установлена территориальная зона Т1 «Улично-дорожная сеть».
Постановлением ФИО2 муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут на неопределенный срок на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313004:376 (площадь части земельного участка – 3000кв.м.) по адресу: ФИО1, <адрес>, 320км. Екатеринбург-Тюмень от ориентира трасса Екатеринбург-Тюмень, участок № в целях прохода или проезда через земельный участок согласно приложению к настоящему постановлению.
Распоряжением Главного управления строительства <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ уточнены Правила землепользования и застройки ФИО2 муниципального образования Тюменского муниципального района <адрес>.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа публичной власти только в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», положения которого носят временный характер и прекращают свое действие в случае принятия правил землепользования и застройки.
Изложенная правовая позиция содержится в Обзоре практике рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (п.2 ст.5 указанного выше Федерального закона).
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования (п.12 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (п.10 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ).
В соответствии с п.12 ст.6 названного Федерального закона к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог (п.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с видом разрешенного использования: под строительство жилых домов и объектов соцкультбыта, с категорией земель: земли населенных пунктов. Каким-либо договором обязанность ФИО3 по строительству автомобильной дороги не предусмотрена. Следовательно, анализ изложенных выше обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что правовых оснований для возложения на ФИО3 обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка, а также возложении обязанности по строительству автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1313004:376, не имеется.
Руководствуясь ст.225 ГК РФ, ст.ст.56, 194-199, 290-293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 муниципального образования к ФИО3 об обязании обустроить земельный участок автомобильной дорогой - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен №
Председательствующий: (подпись) Н.В. Берсенева