РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 20 апреля 2015 года Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Бредихина А.В., при секретаре Ивановой В.И.,с участием:
представителя истца - Халеппо И.М.,
представителя ответчиков Карапетяна А.В., Аветисяна А.П., Гукасяна О.М., Хачатрян Э.В., Маргарян П.Г., Геворгяна Г.Г., Григоряна В.М. - адвоката Синетовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1106/15 по иску прокурора Волжского района Самарской области к Багдасарян Г. П., Карапетяну А. В., Аветисяну А. П., Гукасяну О. М., Хачатрян Э. В., Маргарян П. Г., Геворгяну Г. Г., Григоряну В. М. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной и обязании снятия с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд в интересах Российской Федерации к ответчикам Багдасарян Г.П., Карапетян А.В., Аветисян А.П., Гукасян О.М., Хачатрян Э.В., Маргарян П.Г., Геворгян Г.Г., Григорян В.М. с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства прокуратурой установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без их фактического там проживания. Так, выступая в качестве принимающей стороны, гражданин РФ Багдасарян Г.П. в ДД.ММ.ГГГГ осуществила постановку иностранных граждан и лица без гражданства Карапетян А.В. на миграционный учет, по месту своей регистрации: <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 6граждан иностранных государств, а именно, граждан республики Армении и лицо без гражданства Карапетян А.В. по данному адресу, не проживают, встали на миграционный учет по данному адресу заведомо зная, что не будут находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства ответчиков. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
На основании изложенного, истец просил суд признать постановку Карапетян А.В., Аветисян А.П., Гукасян О.М., Хачатрян Э.В., Маргарян П.Г., Геворгян Г.Г., Григорян В.М., граждан республики Армении, на учет по месту пребывания: <адрес> недействительной, обязать Отдел УФМС России по Самарской области в Волжском районе Самарской области снять их с учета по месту пребывания.
В судебном заседании помощник прокурора Халеппо И.М. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков Карапетяна А.В., Аветисяна А.П., Гукасяна О.М., Хачатрян Э.В., Маргарян П.Г., Геворгяна Г.Г., Григоряна В.М. - адвокат Синетова А.Ю., назначенная судом в порядке ст. 50 ГПК РФ, исковые требования не признала, пояснила, что истцом не доказан факт формальности регистрации ответчиков.
Ответчик Багдасарян Г.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, каких-либо ходатайств не представила.
Представитель третьего лица Отдела УФМС России по Самарской области в Волжском районе в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования процессов и направлен на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
В целях выработки реализации государственной политики в сфере миграции органам государственной власти необходимо получать реальные данные о выезжающих, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимость сбора такой информации обусловлена прежде всего необходимостью обеспечения национальной безопасности страны.
Согласно ст. 29.1 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.02 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона № 109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона № 109-ФЗ учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу ст. 22 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в местопребывания.
Иностранный гражданин по прибытии в местопребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту, после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в местопребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в местопребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в местопребывания.
При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в местопребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в местопребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в местопребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.
К стороне, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает и осуществляет трудовую деятельность.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства прокуратурой Волжского района Самарской области установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без их фактического проживания там.
В качестве принимающей стороны выступает, гражданин РФ, Багдасарян Г.П. в ДД.ММ.ГГГГ осуществила постановку иностранных граждан и лица без гражданства на миграционный учет, по месту своей регистрации: <адрес>.
Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания 6 граждан иностранных государств республики Армении Аветисян А.П., Гукасян О.М., Хачатрян Э.В., Маргарян П.Г., Геворгян Г.Г., Григорян В.М. и лицо без гражданства Карапетян А.В.
Фактически же Аветисян А.П., Гукасян О.М., Хачатрян Э.В., Маргарян П.Г., Геворгян Г.Г., Григорян В.М., Карапетян А.В., по адресу: <адрес> не проживают, встали на миграционный учет по данному адресу заведомо зная, что не будут находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки ОУФМС России в Волжском районе, рапортом инспектора ОУФМС в Волжском районе, постановлением по делу об административном правонарушении, объяснениями Карапетяна А.В., Багдасарян Г.П.
Поскольку фиктивная постановка на миграционный учет ведет к искажению статистических данных о миграционном учете, приводит к невозможности отследить соблюдение прав, свобод и интересов, как указанных граждан, так и лиц, с которыми они состоят в каких-либо гражданско-правовых отношениях, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Волжского района Самарской области удовлетворить.
Признать недействительной постановку Карапетяна А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Аветисяна А. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гукасяна О. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Хачатрян Э. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Маргарян П. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Геворгяна Г. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Григоряна В. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием ОУФМС России по Самарской области в Волжском района снять с учета данных лиц по вышеуказанному адресу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца.
Судья А.В. Бредихин