Дело 2-1152/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ефременковой В.В., при секретаре Скок К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцева ФИО6 к ООО «Лес-Экспорт» об установлении факта трудовых отношений, выплате заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Казанцев В.А. обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что работал на предприятии ООО «Лес - Экспорт» с 01 февраля 2015 года по 31 мая 2019 года включительно в должности охранника. При трудоустройстве трудовые отношения не оформлялись, трудовой договор не выдавался. При этом размер заработной платы оговаривался как 10 000 рублей в месяц. В период с 01 марта 2018 года по 31 мая 2019 года заработная плата не выплачивалась, вследствие чего образовалась задолженность в сумме 150 000 рублей. Просит суд установить факт трудовых отношений между ним и ООО «Лес-Экспорт» в период с 01 февраля 2015 года по 31 мая 2019 года, взыскать неполученную заработную плату в размере 150 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Истец Казанцев В.А. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что трудоустроился в феврале 2015 года, тогда точное наименование организации не знал. Организация располагалась на улице Портовая. Руководителями были ФИО7 и ФИО8. Затем заработную плату ему выплачивал ФИО9 и он знал, что предприятие Лес-Экспорт. Не обратился сразу в суд, так как долго обращался в прокуратуру за защитой своих трудовых прав.
Ответчик ООО «Лес-Экспорт» уклонился от получения судебной корреспонденции. Заказное письмо с уведомлением вернулось в суд с отметкой «за истечением срока хранения». Таким образом, суд своевременно исполнил свою обязанность по уведомлению ответчика по адресу его регистрации.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Положениями ст. 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают, в частности, на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Содержание трудового договора указано в ст. 57 ТК РФ.
В соответствии со ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
В силу части 2 статьи 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе.
Из разъяснений пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. ст. 21 - 22 ТК РФ, в числе прочего, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, и обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; а работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, и обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 15, 16, 56, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель.
Законом не установлено подтверждение факта работы и исполнения трудовых обязанностей только определенными доказательствами. Наличие трудовых отношений может быть подтверждено любыми доказательствами, указывающими на выполнение работы по конкретной профессии, специальности, поскольку работник не может нести ответственность за действия работодателя, на котором на основании прямого указания закона лежит обязанность по своевременному и надлежащему оформлению трудовых отношений (ст. 68 ТК РФ).
Согласно исследованным материалам, 23 января 2019 года Казанцев В.А. обратился в прокуратуру города Черняховска с заявлением о нарушении трудовых прав. При проведении проверки было установлено, что в феврале 2015 гола в ООО «Лес-Экспорт» на работу в должность охранника был принят Казанцев В.А., который продолжает осуществлять трудовую деятельность. Однако, генеральный директор ООО «Лес-Экспорт» ФИО4 уклонился от оформления трудового договора, регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. 19 февраля 2019 года в отношении генерального директора ООО «Лес-Экспорт» ФИО4 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ – уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. По указанному факту Постановлением главного государственного инспектора труда генеральный директор ООО «Лес-Экспорт» привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
В материале прокурорской проверки № представлены документы, подтверждающие факт трудовых отношений между Казанцевым В.А. и ООО «Лес-Экспорт», а именно при даче объяснения ФИО4, являющийся генеральным директором ООО «Лес-Экспорт» не отрицал факт трудовых отношений между предприятием и Казанцевым и наличие задолженности по заработной плате.
.Представлены график работы Казанцева В.А. за май, июль, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль, март, май июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь февраль 2019 года. Также ведомости о выплате заработной платы за 2015, 2016 2017 год. Исходя из указанных ведомостей, заработная плата Казанцева В.А. составляла 10 000 рублей.
На основании изложенного, судом установлено, что истец Казанцев В.А. был допущен к работе с ведома работодателя, выполнял работу в должности охранника в ООО «Лес-Экспорт».
Как установлено судом ООО «Лес-Экспорт» зарегистрировано в налоговом органе 31.03.2016 года, в связи с чем датой начала трудовых отношений необходимо считать 31 марта 2016 года.
Таким образом, суд считает установленным факт трудовых отношений между сторонами по делу. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, не представлено.
В связи с указанным, суд считает, что требования истца о взыскании с ответчика неполученной заработной платы, подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Частью 2 ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные законом.
В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При определении размера подлежащей взысканию заработной платы, суд руководствуется пояснениями истца, платежными ведомостями о выплате истцу заработной платы в период 2016-2017 гг в размере 10 000 рублей.
Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доход от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 226 НК РФ предусматривает обязанность российских организаций, от которых или в результате отношений, с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога (налоговые агенты).
Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Доходы, не подлежащие налогообложению, приведены в ст. 217 НК РФ.
Если выплачиваемые по решению суда доходы не освобождаются от налогообложения на основании ст. 217 НК РФ, российская организация - налоговый агент в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Таким образом, определяя сумму, подлежащую выплате Казанцеву, суд увеличивает ее на сумму налога на доходы физических лиц, обязанность по удержанию и перечислению которой лежит на налоговом агенте - ответчике ООО «Лес-Экспорт».
С учетом изложенного с ООО «Лес-Экспорт» в пользу Казанцева подлежит взысканию не выплаченная заработная плата за период с марта 2018 года по май 2019 года включительно в размере 169 500 рублей.
Статья 237 ТК РФ предусматривает возможность возмещения работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя.
При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в случае нарушения имущественных прав работника.
Поскольку при рассмотрении дела установлены неправомерные действия ответчика, нарушившие трудовые права истца, суд приходит к выводу о необходимости взыскания компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения трудовых прав истца, степень вины работодателя, требования разумности и справедливости. Совокупность названных факторов позволяет суду сделать вывод, что приемлемым размером компенсации морального вреда в данном случае является сумма в заявленном размере 10 000 рублей.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи, с чем с ООО «Лес-Экспорт» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей за требование неимущественного характера и 4590 рублей, рассчитанные из взысканной судом суммы невыплаченной заработной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казанцева ФИО10 к ООО «Лес-Экспорт» удовлетворить частично.
Установить факт трудовых отношений между ООО «Лес-Экспорт» и Казанцевым ФИО11.
Взыскать с ООО «Лес-Экспорт» в пользу Казанцева ФИО12 заработную плату за период с марта 2018 года по май 2019 года включительно в размере 169 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с ООО «Лес-Экспорт» в доход бюджета муниципального образования «Черняховский городской округ» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 890 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В.Ефременкова
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2020 года.
Судья В.В.Ефременкова