Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-388/2017 ~ М-251/2017 от 28.03.2017

      Дело № 2-388/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Камышлов                                                                                                  «03» мая 2017 г.

         Камышловский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Поторочиной О.А.,

при секретаре Бронских А. В.,

с участием прокурора Вьюгова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуСвердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ СИЗО - 4 ФИО2 по <адрес>, ФИО2 по <адрес> об обязании устранить нарушения в сфере материально - бытового обеспечения осуждённых, обвиняемых и подозреваемых,

УСТАНОВИЛ:

         Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> обратился в суд с данным иском, указав следующее.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Лица, содержащиеся в местах лишения свободы, обладают правами и свободами человека и гражданина. В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 99, ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) и ст. 23, 24 Федерального закона № 103 от 15.07.1995 «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым, осуждённым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих наказание, организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых, обвиняемых, и осуждённых.

В соответствии со ст. 22 УИК РФ и ст. 51 ФЗ-103 от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией мест содержания под стражей, и органов, исполняющих наказания.

Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокуратурой) осуществляется надзор за исполнением законов в Федеральном казённом учреждении Следственный изолятор-4 ФИО2 по <адрес> (далее - ФКУ СИЗО-4), расположенной по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно с сотрудниками ФКУ СИЗО-4 проведено комиссионное обследование инженерных сетей помещения, выявлены нарушения материально-бытовых условий обвиняемых, осужденных, подозреваемых.

В учреждении на сегодняшний день имеют место нарушения ст. ст. 99, 101 УИК РФ, ст. 23, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений»: в помещении отряда по хозяйственному обслуживанию магистраль трубопровода отопления длиной 6 метров находится в аварийном состоянии, аварийные места закреплены стяжными хомутами. Данный участок магистрали трубопровода не ремонтировался в связи с недостаточным финансированием ФИО2 по <адрес> на ремонт инженерных сетей. Ранее администрацией ФКУ СИЗО-4 неоднократно направлялись запросы в ФИО2 по <адрес> о необходимости проведения ремонтных работ и выделения денежных средств.

Все указанные выше нарушения носят длящийся характер, свидетельствующий о бездействии администрации ФКУ СИЗО-4 по исполнению требований ч. ч. 1-3 ст. 99, ч. 3 ст. 101 УИК РФ и ст. 23, 24 Федерального закона № 103 от 15.07.1995 «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений», а также раздела 4 Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, об обеспечении международных стандартов материально-бытовых условий содержания обвиняемых и подозреваемых.

Обращение прокурора в суд вызвано ненадлежащим контролем со стороны администрации ФКУ СИЗО-4 за устранением нарушений в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, обвиняемых и подозреваемых, улучшением условий их содержания, отвечающих установленным санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим нормам, что при указанных выше обстоятельствах свидетельствует об их повышенной общественной опасности.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особо общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавшего.

В связи с вышеизложенным, прокурор просит обязать Федеральное казённое учреждение СИЗО-4 ФИО2 по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, обвиняемых и подозреваемых, создать им условия содержания, отвечающие установленным санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим нормам, а именно: произвести ремонт магистрали трубопровода в секции отряда по
хозяйственному обслуживанию.

         Старший помощник Свердловскогопрокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.

         ФИО2 ФКУ «Следственный изолятор » ФИО2 по <адрес> ФИО6 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что в соответствии со ст.9 Закона РФ от 21,07.1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение уголовно - исполнительной системы является расходным обязательством РФ. Согласно Устава ФКУ СИЗО-4 ФИО2 по <адрес> является федеральным казенным учреждением (п. 1.6), финансирование деятельности которого производится за счёт средств федерального бюджета. Согласно п. 4.1. Устава управление учреждением осуществляют ФСИН ФИО2, ФИО2 по <адрес> и руководство учреждения. ФИО2 по <адрес> в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (п. 4.3.Устава). В соответствии с Федеральными Законами № 359-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном бюджете на 2016 год», Федеральным Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» главным администратором доходов федерального бюджета, выделяемых на деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в 2016-2017 гг., является ФСИН ФИО2.     В целях обеспечения мер, направленных на улучшение материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, руководством учреждения проводятся все возможные мероприятия по соблюдению требований законодательства РФ, обеспечивается бесперебойная подача тепла, порывов на сетях, приведших к нарушению бесперебойного режима поставки тепла, руководством учреждения не допущено. В связи с физическим износом инженерных сетей учреждения постоянно направляются заявки в ФИО2 по <адрес> на выделение денежных средств, однако в связи с недостаточным финансированием провести работы по замене трубопровода не представляется возможным. Всего в 2016 году учреждению были выделены денежные средства для ремонта инженерных сетей в сумме 25 000,00 рублей, которые были направлены на ремонт котельной учреждения, износ трубопровода которой составляет 99,9 процентов. В первом квартале 2017 года денежные средства не выделялись. Таким образом, считает, что ссылка прокурора на бездействие администрации, ненадлежащем контроле за устранением нарушений в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, является несостоятельной и не подтверждается доказательствами по делу. Весь объем работ по замене трубопровода будет проведен с поступлением денежных средств. Согласно смете затрат необходимы денежные средства в сумме 80 000 рублей 00 копеек. В связи с изложенным просит в удовлетворении исковых требований прокурора к ФКУ СИЗО - 4 ФИО2 по <адрес> отказать.

ФИО2 по <адрес> в отзыве указали, что СИЗО - 4 является казённым учреждением, осуществляющим исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.

Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов относится к компетенции ФСИН ФИО2, а также СИЗО-4.

В силу п. 1. ст. 48 Гражданского кодекса РФ и Устава, СИЗО-4 является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим возложенные на него задачи в соответствии с действующим законодательством.

К компетенции СИЗО-4 отнесено создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров и федеральных законов.

В соответствии с требованиями ст. 13 Закона РФ от 21,07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе, создавать условия для обеспечения правопорядка, законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан на их территориях.

В соответствии со ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Следовательно, обязанность по финансированию учреждений уголовно-исполнительной системы должна возлагаться на Министерство финансов РФ, а не на территориальные органы, выступающих от имени публично-правовых образований.

Таким образом, деятельность СИЗО-4, в том числе по обеспечению надлежащими материально-бытовыми и санитарными условиями осужденных, зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета, иных источников финансирования у СИЗО-4 не имеется.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Таким получателем является и СИЗО-4.

То есть для устранения указанных в иске нарушений действующего законодательства из федерального бюджета названному учреждению должны быть специально выделены денежные средства.

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования бюджетных ассигнований.

Следовательно, СИЗО-4 не имело возможности произвести капитальный ремонт магистрали трубопровода, если выделенные ему денежные средства специально не были предназначены для этих целей.

Расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, явилось бы нецелевым использованием средств, что является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что выделение денежных средств на указанные цели станет возможным при доведении из ФСИН ФИО2 дополнительных лимитов бюджетных обязательств на содержание энергохозяйства в рамках подготовки к отопительному сезону.

Таким образом, выявленные недостатки будут устранены в полном объеме в добровольном порядке.

В качестве соответчика по данному гражданскому делу прокурором также привлечено ФИО2.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Из смысла приведенной нормы следует, что в случае участия в деле нескольких ответчиков, истцом должны быть заявлены требования ко всем ответчикам, указанным в исковом заявлении, в той части, в которой каждый из ответчиков нарушил или создал угрозу нарушения прав, свобод или законных интересов лиц, в интересах которых подано данное исковое заявление.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных исковых требований не следует, какими действиями (бездействием) ФИО2 были нарушены права и законные интересы лиц, в защиту которых обратился прокурор.

ФИО2 своими действиями (бездействием) права и законные интересы лиц, содержащихся в СИЗО-4, а также сотрудников и граждан не нарушало, поэтому является ненадлежащим ответчиком по заявленному исковому требованию.

       В связи с изложенным просит в удовлетворении исковых требований Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о понуждении СИЗО-4 устранить нарушения требований федерального законодательства, отказать в полном объеме (л.д. - 30-32).

ФИО2 по <адрес> ФИО7 в судебном заседании с иском не согласилась, изложенное в отзыве поддержала в полном объёме, просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

В ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

         Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В ч. 1 ст. 24 указанного федерального закона предусмотрено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

На л.д. 6 имеется акт обхода помещения отряда по хозяйственному обслуживанию подсобных помещений и режимных корпусов № , 2, в ФКУ СИЗО - 4 ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в ходе проверки выявлено, что в помещении отряда по хозяйственному обслуживанию труба отопления длинной шесть метров находится в аварийном состоянии. Аварийные места закреплены стяжными хомутами в количестве шести штук.

Согласно Уставу ФКУ «Следственный изолятор » является федеральным казенным учреждением (л.д. 11-24).

       В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно с сотрудниками ФКУ СИЗО-4 проведено комиссионное обследование инженерных сетей помещения, выявлены нарушения материально-бытовых условий обвиняемых, осужденных, подозреваемых, а именно в помещении отряда по хозяйственному обслуживанию магистраль трубопровода отопления длиной 6 метров находится в аварийном состоянии, аварийные места закреплены стяжными хомутами. Данный участок магистрали трубопровода не ремонтировался в связи с недостаточным финансированием. Ранее администрацией ФКУ СИЗО-4 неоднократно направлялись запросы в ФИО2 по <адрес> о необходимости проведения ремонтных работ и выделения денежных средств. (л.д. 7, 8, 9, 10)

Таким образом, исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ СИЗО - 4 ФИО2 по <адрес>, ФИО2 по <адрес> об обязании устранить нарушения в сфере материально - бытового обеспечения осуждённых, обвиняемых и подозреваемых подлежат удовлетворению.

При этом суд считает, что обязанность по устранению вышеуказанных нарушений должна быть возложена на ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до наступления нового отопительного сезона.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ СИЗО - 4 ФИО2 по <адрес>, ФИО2 по <адрес> об обязании устранить нарушения в сфере материально - бытового обеспечения осуждённых, обвиняемых и подозреваемых удовлетворить.

         Обязать Федеральное казённое учреждение СИЗО-4 ФИО2 по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, обвиняемых и подозреваемых, создать им условия содержания, отвечающие установленным санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим нормам, а именно: произвести ремонт магистрали трубопровода в секции отряда по хозяйственному обслуживанию, в срок до «01» сентября 2017 г.

          Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский районный суд.

Судья                                                                                                   О.А. Поторочина                   

2-388/2017 ~ М-251/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
ГУФСИН
ФКУ СИЗО-4
Суд
Камышловский районный суд Свердловской области
Судья
335 Поторочина О. А.
Дело на странице суда
kamyshlovsky--svd.sudrf.ru
28.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2017Передача материалов судье
29.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2017Судебное заседание
03.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2017Дело оформлено
06.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее