Дело № 12-164/2014
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
05 мая 2014 года, г.Пермь,
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Файзрахманова Л.А., при секретаре Сергеевой А.В., с участием:
заявителя – Габдулина Ф.Ф., начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности ОАО «...»,
представителя заявителя – Ярмухаметова М.М., действующего на основании устного ходатайства,
представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю – Антонова А.А., Шабалиной А.В., действующих на основании доверенности,
рассмотрев жалобу Габдулина Ф.Ф. на постановление № от Дата старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Пермскому краю в отношении Габдулина Ф.Ф. должностного лица ООО «...» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Пермскому краю № от Дата Габдулин Ф.Ф. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере ... руб., за непринятие мер по соблюдению законодательства в области окружающей среды, допущения выброса ООО «...» вредных веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения.
Заявитель Габдулин Ф.Ф. в жалобе просит признать постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю № от Дата незаконным, подлежащим отмене, поскольку исследование показателей загрязнения атмосферы не производилось, данные показателей не исследовались, в связи с чем, считает, что выброс ОАО «...» вредных веществ не доказан. Материалы административного дела не содержат сведений о том, выброс каких вредных веществ и в каких количествах и концентрациях произошел.
В судебном заседании Габдулин Ф.Ф. на удовлетворении жалобы настаивал.
Представитель Габдулина Ф.Ф. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, кроме того указал, что Габдулиным Ф.Ф. были приняты меры для получения разрешения, но по независящим от него причинам, в срок оно не было получено. Соответственно его вина в допущении ОАО «...» выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения отсутствует.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в судебном заседании считают жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности и его представителя, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения,.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее по тексту - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. При этом понятие "вредное вещество" в указанном законе не установлено. Такое понятие приведено в статье 1 Закона N 96-ФЗ. В частности, под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и оказывающих в определенных концентрациях вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В пункте 2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.07.2011 года N 650, конкретизируется, что в порядке, предусмотренном данным Регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом.
Материалами дела установлено, что ОАО «...» осуществляет деятельность по производству отдельных видов стройматериалов, конструкций и изделий, в том числе несущих, из бетона и сборного железобетона, производство товарного бетона и раствора, производство отдельных видов строительных материалов, производство несущих металлических конструкций и изделий на основной площадке предприятия, расположенной по Адрес, которая сопровождается выбросами вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух, таких как оксид железа, серы диоксид, азота оксид, углерода оксид, азота диоксид, ксилол, керосин, пыль неорганическая и другие.
Основными источниками выделения загрязняющих веществ являются формировочное производство, бетоносмесительный, арматурный, паро-силовой, транспортно-сырьевой цеха и другие. На основной площадке предприятия находятся 57 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (трубы цехов, котельной, гаража и другие).
В соответствии с приказом ОАО «...» от Дата № на должность начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности переведен Габудлин Ф.Ф.Согласно должностной инструкции, утвержденной генеральным директором ОАО «...» Дата, начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности Габдулин Ф.Ф. осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области экологии и охраны окружающей среды, а также осуществляет контроль за разработкой необходимой природоохранной документации, для получения (продления) разрешительных документов на осуществление природопользования.
Дата в ходе проведения административного расследования в отношении ОАО «...» было установлено, что юридическое лицо при эксплуатации производственной базы, расположенной по Адрес, в процессе деятельности предприятия, осуществил выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения,, что является нарушением ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.
Довод Габдулина Ф.Ф. о не исследованности, недоказанности административным органом количества и концентрации выбрасываемых предприятием загрязняющих веществ, и факта их превышения установленных нормативов, судом не принимается во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является формальным, и не зависит от количественных показателей выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Как следует из представленных материалов, названные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе: служебной запиской Отдела государственной экологической экспертизы и нормирования, согласно которой срок действия нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух закончился Дата. Материалы с целью утверждения нормативов ПДВ, получения разрешения на выбросы от ОАО «...» не поступали (л.д.1-3); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от Дата № (л.д.4); определением об истребовании сведений по делу об административном правонарушении от Дата № (л.д.6); пояснениями ОАО «...» на определение № от Дата и № от Дата (л.д.8); Уставом ОАО «...», согласно которому ОАО «...» осуществляет деятельность по производству отдельных видов стройматериалов, конструкций и изделий, в том числе несущих, из бетона и сборного железобетона для промышленного, гражданского и транспортного строительства, производство товарного бетона и раствора, производство отдельных видов строительных материалов, производство несущих металлических конструкций и изделий, производство деревянных строительных конструкций и изделий, производство инвентаря, металлоформ и опалубки; сброс сточных вод, транспортировку опасных веществ на опасном производственном объекте, включая погрузку, выгрузку на ст. Оверята; эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов; эксплуатацию пожароопасных производственных объектов; хранение нефти, газа и продуктов их переработки; деятельность по обращению с опасными отходами и др. (л.д.9-24); свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице от Дата (л.д.25); свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (л.д.26); графиком работы ОАО «...» (л.д.27); справкой ОАО «...» о том, что за период Дата ОАО «...» произведено ... ЖБК (л.д.28); справкой о количественном составе выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по основной площадке ОАО «...» с Дата по Дата (л.д.29-30); справкой ОАО «...» о количестве потребленного газа в январе и феврале 2014 года от 03.03.2014 (л.д.31); выкопировкой из журнала учета работы арматурного цеха ОАО «Пермтрансжелезобетон» (л.д.32-54); выкопировкой из журнала работы котельных (л.д.55-60); выкопировкой из плана-графика контроля выбросов и соблюдением нормативов ПДВ (л.д.61-73); выкопировкой из проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ОАО «...» (74-86); копией письма «Об утверждении проекта нормативов ПДВ» (л.д.87-89); разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № (л.д.90-106); договором № (с приложением) (л.д.107-110); письмом ОАО «...» № (л.д.111), дополнительным соглашением № к договору (л.д.112); заявлением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы № (л.д.113-114); экспертным заключением № (л.д.115-121); заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения (л.д.122);
Факт осуществления ОАО «...» в отсутствие специального разрешения деятельности, определенной Уставом ОАО «...», в результате которой выделяются вредные вещества, подлежащие обязательному государственному учету и нормированию, подтверждается материалами административного дела.
При этом, как установлено материалами дела, производство ОАО «...» непосредственно связано с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Габдулина Ф.Ф. состоит в том, что он не предпринял необходимых мер для обеспечения соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, и допустил выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдать требования законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на нарушение подрядной организацией, сроков получения специального разрешения, установленных договором, несостоятельна, опровергается материалами дела.
Поскольку Габдулин Ф.Ф., как лицо ответственное за получение специального разрешения, должен был заблаговременно принять меры к его получению. Доказательств наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля Габдулина Ф.Ф., заявитель не предоставил.
Наоборот материалы дела содержат сведения о значительной задержке ОАО «...» необходимой документации (4 месяца, договор заключен Дата, документы предоставлены Дата) для выполнения подрядной организацией КГБУ «...» услуг по разработке и согласованию проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу, в результате которых будет получено разрешение на выброс.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, судьей не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Наказание назначено должностному лицу по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.21 КоАП.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности судьей не установлено.
Существенных нарушений норм права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление государственного инспектора по охране природы по Пермскому краю № от Дата оставить без изменения, жалобу Габдулина Ф.Ф. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения.
Судья Л.А. Файзрахманова