РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 18 июня 2020 года
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ромадановой И.А.,
при секретаре Ненашевой Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Кировского района г. Самары Черновой О.С., административного ответчика Кочетова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2484/2020 по иску прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Кочетову С.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Самары, действуя в интересах неопределенного круга, в административном исковом заявлении просил:
прекратить действие права на управление транспортными средствами у Кочетова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением);
обязать Кочетова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать водительское удостоверение №, выданное РЭО ГИБДД Управления ГИБДД МВД России по г. Самаре 10.09.2010 г., в целях его аннулирования.
Требования мотивированы следующим: 10.09.2010 г. администра-тивному ответчику Кочетову С.А. выдано водительское удостоверение. Согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», Кочетов С.А. состоит на диспансерном наблюдении с 18.11.2019 г. с диагнозом «Пагубное сочетанное употребление психоактивных веществ (ПАВ)», взят под наблюдение на основании заключения врачебной комиссии. В настоящее время имеющийся у Кочетов С.А. диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством. Таким образом, у административного ответчика подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, предусмотренное действующим законодательством РФ, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время дает ему право на управление транспортными средствами.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г. Самары Чернова О.С. поддержала исковые требования.
Административный ответчик Кочетов С.А. в судебном заседании не согласился с требованиями прокурора.
Представители заинтересованных лиц: ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» и Управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области в суд не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Самары во исполнение поручения прокуратуры Самарской области проведена проверка законности наличия специальных прав у граждан, состоящих на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон), одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу требований ст. 24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 25 Закона право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 Закона.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В силу требований ст. 26 Закона к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с требованиями ст. 23 Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу требований ст. 23.1 Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которого психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10: F10 – F16, F18, F19) являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно ст. 28 Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами; лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 г. № 1097 (далее – Правила), российской национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В силу требований п. 27 Правил российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В ходе проверки установлено, что 10.09.2010 г. административному ответчику Кочетову С.А. выдано водительское удостоверение.
Согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», Кочетов С.А. состоит на диспансерном наблюдении с 18.11.2019 г. с диагнозом «Пагубное сочетанное употребление психоактивных веществ (ПАВ)», взят под наблюдение на основании заключения врачебной комиссии. В настоящее время имеющийся у Кочетов С.А. диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Таким образом, у административного ответчика подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, предусмотренное действующим законодательством РФ, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время дает ему право на управление транспортными средствами.
В силу требований п. 4.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Кочетов С.А., незаконно пользуясь правом на управление транспортными средствами, осуществляет водительскую деятельность, которая создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью, а также имущественный ущерб неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Прокурор в силу ч. 4 ст. 39 КАС РФ освобожден от несения судебных расходов, следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета г.о. Самара государственная пошлина в размере 300 руб., размер которой установлен подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Кочетова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до прекращения его диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением);
обязать Кочетова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать водительское удостоверение №, выданное РЭО ГИБДД Управления ГИБДД МВД России по г. Самаре 10.09.2010 г., в целях его аннулирования.
Взыскать с Кочетова С.А. в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня вынесения решения.
Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них. Подавать замечания на протокол судебного заседания.
Председательствующий судья: И.А. Ромаданова
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2020 г.