Дело № 2-1881/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
судьи Чернянской Е.И.,
при участии истца ФИО,
представителя ответчика ФИО,
при секретаре ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее ГУФСИН России по Приморскому краю) о компенсации морального вреда, причиненного здоровью,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Приморскому краю о возмещении вреда, причиненного здоровью, в обоснование указал, что был заключен под стражу <дата> в СИЗО-1 г.Владивостока, <дата> прошел медицинское обследование, каких-либо заболеваний выявлено не было. <дата> был этапирован в НВК <адрес> Приморского края. <дата> направлен в учреждение ИК-26 ГУФСИН России в Хасанский район Приморского края, по прибытии туда находился под карантином 15 суток, после медицинского обследования <дата> переведен в отряд № 3 ИК-26. Никаких заболеваний выявлено не было. <дата> был этапирован в ЛИУ-48 ГУФСИН России по Приморскому краю в <адрес> с подозрением на туберкулез, где был выставлен диагноз – очаговый туберкулез правого и левого легкого.
Когда истец проживал на протяжении 3 лет в отряде № 3 ИК-26 в непосредственной близости находилась котельная, угольник располагался под окнами отряда, в отряде всегда была пыль. Администрация исправительного учреждения в силу ч.3 ст. 101 УИК РФ несет ответственность за соблюдение санитарных норм.
В 2010-2011 году он был поставлен на профилактический учет, как контактирующий с туберкулезно больными. Больных и здоровых содержали вместе, в нарушение ч. 2 ст.80 УИК РФ. По обращениям в медицинскую часть ИК-26 весною 2011 года с жалобами на потливость и потерю аппетита врачи мер не принимали, не обследовали. Считает, что его заболевание стало возможно из-за неправомерных действий, ужасных условий содержания.
В сентябре 2011 года он хотел поступить учиться на повара и работать в столовой, но его заболевание явилось препятствием для этого. В связи с заболеванием был вынужден обращаться к матери-пенсионерки с просьбой о покупке лекарств и витаминов. Он ограничен в способности трудиться с 2011 года по 2015 год.
В феврале 2018 года в КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю ему был поставлен диагноз: хронический бронхит, который образовался из-за туберкулеза. Считает, что на основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный ему в результате незаконных действий государственных органов, подлежит возмещению за счет казны РФ. Ссылаясь на ст. 151, ст. 1101 ГК РФ заявляет о причинении ему моральных страданий, выразившихся в том, что из-за появившихся в него заболеваний он страдал от ожидания смерти, от тяжелого прохождения процесса болезни, в том числе подрыва психо-эмоционального состояния.
ФИО просит суд взыскать с ГУФСИН России по Приморскому краю компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 руб.
Истец ФИО принял участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал доводы изложенные в иске, настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснил, считает ответчика надлежащим, так как он проводит проверки исправительных колоний и должен следить за соблюдением санитарных норм.
Представитель административного ответчика ГУФСИН России по Приморскому краю по доверенности ФИО возражал против заявленных исковых требований, пояснил, что ГУФСИН не является в силу ст. 74 УИК РФ местом содержания под стражей, оно не совершало действий (бездействий) нарушающих права истца; не доказан факт причинения страданий действиями должностных лиц ГУФСИН России; не имеется оснований, предусмотренных ст. 151, 1069, 1100 ГК РФ для взыскания морального вреда; от ФИО ни разу не поступало жалоб на условия его содержания; пропущен срок обращения в суд, предусмотренный КАС РФ; акты проверок ответчиком колоний к настоящему времени уничтожены за истечением 2-х годичного срока хранения.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО в настоящее время отбывает наказание в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, по приговору Шкотовского районного суда Приморского края, в соответствии с которым он осужден по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, начало срока <дата>, конец срока <дата>, убыл <дата> УФСИН России по Хабаровскому краю.
Ранее ФИО содержался с <дата> в СИЗО-1 г. Владивостока; с <дата> - в Воспитательной колонии г. Находки п. Врангель; с <дата> - в СИЗО-1 г. Владивостока; с <дата> - в ИК-26 п. Приморский; с <дата> - в ЛИУ-48 п. Заводской; с <дата> - в ИК-26 п. Приморский; с <дата> - в ИК-29 г. Большой Камень; с <дата> - в ПФРС ФКУ ИК-29 г. Большой Камень; с <дата> - в СИЗО-1 г. Владивостока; с <дата> - в ПФРС ФКУ ИК-29 г. Большой Камень; с <дата> - в ИК-29 г. Большой Камень; с <дата> – в ФКУ Тюрьма <адрес>.
В медицинской карте ФИО, <дата> года рождения, содержаться следующие сведения о состоянии его здоровья.
01.06. 2007 произведен профилактический осмотр, диагноз: здоров.
<дата> произведен профилактический осмотр, диагноз: здоров; профилактический осмотр врача психиатра,заключение: психически здоров.
<дата> произведен осмотр врача терапевта, диагноз: здоров.
<дата> выставлен диагноз: ринофарингит, искривление носовой перегородки, назначалось лечение препаратом парацетамол, бромгексин, амоксициллин, остальное не читаемо; отмечалось выздоровление.
<дата> обращался на прием, выставлен диагноз: ринофарингит, принимал парацетамол, таблетки от кашля, капли в нос; отмечалось выздоровление.
<дата> проводилось лечение по поводу назофарингита.
Согласно записям неоднократно осматривался перед водворением в ШИЗО.
<дата> был взят на учет как контактный по туберкулезу с осужденным Калистратовым МБТ (-). В соответствии с действующими методическими рекомендациями назначено профилактическое лечение 2-мя противотуберкулезными препаратами (изониазид, этамбутол), витаминный препарат (В6) <номер>. Согласно данным вложенного в медицинскую карту листа назначения-препараты выдавались регулярно.
<дата> выставлен диагноз: ринофарингит. Принимал лечение, в результате наступило выздоровление.
При очередном ФЛГ обследовании отмечено подозрение на туберкулез. Направлен в ЛИУ.
<дата> представлен на ЦВКК, установлен диагноз: очаговый туберкулез S2 правого, 81+2левого легких фаза инфильтрации МБТ(-) ГДУ 1А. Получал основной курс лечения по 1 режиму химиотерапии. Исход курса эффективный.
<дата> решением ВК переведен в ГДУ 3 с диагнозом: клиническое излечение очагового туберкулеза с большими остаточными изменениями в виде интенсивных очагов S2 правого, 81+2левого легких. ГДУ 3 до июля 2015года. Рекомендованы сезонные курсы химиотерапии 2-мя АБП (весна, осень).
Согласно данным медицинской карты от профилактических осмотров отказывался.
Регулярно назначались профилактические курсы химиотерапии.
Лечился не регулярно, не являлся на прием препаратов, либо отказывался от приема химиопрепаратов, принимал витаминные препараты (в таблетках, в инъекциях). Регулярно проводились обследования (ФЛГ; Анализы мокроты на МБТ; клинические анализы крови) - признаков рецидива заболевания не отмечалось.
По истечению контрольных сроков наблюдения решением ЦВКК от <дата> ТБ-1 г. Красноярска был снят с учета. Выставлен диагноз: малые остаточные изменения после перенесенного туберкулеза легких в виде фиброза интенсивных очагов S1-S2 легких ГДУ 4 на 1 год. Рекомендации врачей ТБ-1 по наблюдению и лечению выполнялись в полном объеме.
12.2016 консультирован врачом-отоларингологом, дано заключение: деформация носовой перегородки.
Согласно записям в медицинской карте неоднократно водворялся в ШИЗО.
Последнее стационарное обследование в ТБ-1 г. Красноярска в январе 2018года. Выписан с диагнозом: хронический бронхит вне обострения. Миопия 1 ст. обоих глаз. Остаточные изменения после перенесенного туберкулеза легких. Клинический и реабилитационный прогноз благоприятный.
С момента содержания в ФКУ Тюрьма (с марта 2018года) зафиксированы редкие обращения в медицинскую часть.
<дата> зафиксировано обращение к врачу стоматологу.
<дата> проведен осмотр перед водворением в ШИЗО, состояние удовлетворительное, противопоказаний для содержания в ШИЗО не было.
Регулярно проводится ФЛГ обследование, данных за рецидив туберкулезного процесса нет. Состояние стабильное.
ФИО считает, что он имеет право на компенсацию морального вреда, в связи с причинением ему вреда здоровью в виде заболевания туберкулезом, которым он заболел при содержании в исправительной колонии № 26.
В федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 26 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Приморскому краю) ФИО содержался с <дата> по <дата> годы.
Приказом ФСИН России от <дата> № 308, <дата> указанное учреждение переименовано в ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Приморскому краю.
Согласно вышеуказанным сведениям с медицинской карты, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО заболел туберкулезом. Туберкулез - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза (ст. 1 Федерального закона от <дата> N 77-ФЗ).
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Согласно ст. 5 Федерального закона от <дата> N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют предупреждение распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от <дата> N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 18 названного Закона вред, причиненный жизни или здоровью граждан при оказании противотуберкулезной помощи, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно гражданскому законодательству гражданско-правовая ответственность возникает вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, и регулируется статьями 150 Гражданского кодекса РФ и главой 59 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.
В соответствии с положениями статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (п. 1) разъяснено, что суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Судом не установлена причинно-следственную связь между заболеванием ФИО и действиями (бездействием) бездействием ГУФСИН России по Приморскому краю по организации предупреждения распространения туберкулеза, повлекшего неустойчивую санитарно-эпидемиологическая ситуацию в колонии. Кроме того, истцом не указано, какие конкретно действия (бездействия) ответчика являются незаконными, соответствующие требования не заявлены. Сам по себе факт наличия заболевания у истцца не свидетельствует о незаконных действиях должностных или юридических лиц.
По изложенному, исковое заявление ФИО не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о компенсации морального вреда, причиненного здоровью отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Е.И. Чернянская