Дело № 2-2238/2020
УИД 33RS0002-01-2020-002436-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 августа 2020 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.,
при секретаре Якубовой А.А.
с участием:
истца ФИО2
представителя ответчика ФИО5
помощника прокурора г.Владимира ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО2 к УФССП России по Владимирской области о признании незаконными приказа о расторжении служебного контракта, расторжение служебного контракта, заключения по результатам профессионального отбора кандидата на должность сотрудника службы принудительного исполнения, отказа в приеме кандидата на должность сотрудника службы принудительного исполнения, восстановлении на службе, непроведение упреждающего профессионального обучения, компенсации морального вреда, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, признании недействительной запись в трудовой книжке об увольнении, признании незаконным протокола заседания оперативного штаба
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ (согласно оттиска почтового отделения связи на конверте) ФИО2 обратилась в Октябрьский районный суд г. Владимира с иском, с учетом уточнений к УФССП России по Владимирской области с требованиями о:
- признании незаконным приказа УФССП России по Владимирской области ###-к от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы по п.8.2 ч.1 и ч.3.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе;
- признании незаконным расторжение УФССП России по Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ служебного контракта ### от ДД.ММ.ГГГГ и освобождение от замещаемой должности главного специалиста-эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов Селивановского района УФССП России по Владимирской области, увольнение с указанной должности;
- признании незаконным непроведение УФССП России по Владимирской области упреждающего профессионального обучения (дополнительного профессионального образования) государственного гражданского служащего ФИО2 до наступления срока расторжения служебного контракта,
- о признании незаконными заключений по результатам профессионального отбора кандидата ФИО2 на должность сотрудника службы принудительного исполнения в УФССП России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,
- признании незаконным отказа в приеме кандидата ФИО2 на должность сотрудника службы принудительного исполнения в УФССП России по Владимирской области;
-признании незаконным протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся отказа ФИО2 в поступлении на службу в органы принудительного исполнения;
- признании недействительной запись в трудовой книжке об увольнении по п.8.2 ч.1 и ч.3.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании приказа УФССП России по Владимирской области ###-к от ДД.ММ.ГГГГ,
- восстановлении на службе (на работе) в должности главного специалиста-эксперта (дознавателя) ОСП Селивановского района УФССП России по Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ,
- обязании УФССП России по Владимирской области провести повторный профессиональный отбор в отношении кандидата ФИО2 на должность сотрудника службы принудительного исполнения в УФССП России по Владимирской области,
- взыскании с УФССП России по Владимирской области денежной компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением и нарушениями служебных (трудовых) прав в размере ### руб., денежного содержания за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия судом решения о восстановлении на службе (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере ### руб. ### коп.).
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с приказом Управления Федеральной службы судебных приставов России по Владимирской области ###-к от ДД.ММ.ГГГГ она с ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность государственной гражданской службы главного специалиста–эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов Селивановского района УФССП России по Владимирской области, с ней заключен контракт ### до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ей присвоен классный чин «юрист 2 класса». ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в ФССП РФ введена служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком утверждено новое штатное расписание, которое должно было вступить в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ним отдел судебных приставов Селивановского района переименован в «Отделение судебных приставов Селивановского района», в котором предусмотрены должности службы в органах принудительного исполнения, в том числе должность дознавателя, а также должность «ведущего судебного пристава-исполнителя». Вместе с тем ранее действовавшие должности государственной гражданской службы, в том числе и занимаемая ею, сокращаются и из нового штатного расписания исключены.
В соответствии с положениями ст.92 названого Федерального закона №328-ФЗ она изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения и выразила согласие на прохождение профессионального психологического отбора, медицинского освидетельствования, о чем направила в ФССП России заявление.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик вручил ей уведомление о том, что по результатам психологического отбора ей присвоена третья группа профессиональной пригодности и в приеме на работу в органы принудительного исполнения отказано. Заключение психологического тестирования, протокол заседания штаба, а также иные документы, подтверждающие несоответствие истца занимаемой должности, ей не предоставлены.
ДД.ММ.ГГГГ ей поступило уведомление ответчика с предложением вакантной должности старшего специалиста 3 разряда отдела судебных приставов Селивановского района (делопроизводитель) и в случае отказа она подлежит увольнению в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ОСП Селивановского района ей вновь предъявлено данное уведомление.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом ответчика ###-к от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы по п.8.2 ч.1 и ч.3.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Считает данное увольнение незаконным, произведенным с существенным нарушением порядка увольнения, поскольку оно произведено до истечения двухмесячного срока после уведомления и в период, когда занимаемая ею должность еще имелась в штатном расписании; в нарушение закона ей не предлагались к замещению вакантные должности гражданской службы. Ответчик при увольнении нарушил гарантии, предусмотренные ст.261 ТК РФ, поскольку она является одинокой матерью и воспитывает малолетнего ребенка до 14 лет. Кроме этого, ответчик не принял мер упреждающего профессионального обучения (дополнительного профессионального образования) высвобождаемого гражданского служащего до наступления срока расторжения служебного контракта согласно п.3.2.4 Отраслевого соглашения по центральному аппарату и территориальным органам ФССП РФ на 2018-2020 годы, заключенного ДД.ММ.ГГГГ в целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением должностей гражданской службы, численности или штата работников.
Отказ в приеме на службу в органы принудительного исполнения является также незаконным, поскольку профессиональный психологический отбор проводился неуполномоченным специалистом, не состоящим на службе в органах принудительного исполнения, не имеющим специального образования по направлению подготовки (специальности) «Психологические науки». Порядок отбора опросных листов от истца нарушен, поскольку невозможно идентифицировать их принадлежность именно данному претенденту на должность. Оценка результатам указанного тестирования дана неверно. Личные и деловые качества, уровень образования, подлежащие изучению в ходе комплексных обследований, не исследованы в полной мере, не учтено надлежащее длительное исполнение обязанностей по ранее занимаемой должности в системе ФССП РФ, схожей по набору обязанностей с должностью, на которую претендует кандидат, не учтено отсутствие у истца факторов риска. Диагностическая беседа с уточнением результатов психологического тестирования психологом велась не более 1-2 минуты, поверхностно.
Незаконное увольнение, отказ в приеме на службу в органы принудительного исполнения причинили истцу моральный вред, который выразился в потере сна, стрессе от потери работы, незаконном ограничении права на труд и заработок, размер которого в денежном эквиваленте оценивается в ### руб.
В судебном заседании истец заявленные требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УФССП России по Владимирской области ФИО5 (по доверенности) просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, указав, что порядок и процедура сокращения истца, приема в органы принудительного исполнения соблюдена.
В обоснование возражений указала, что в целях реализации положений Федерального закона №328-ФЗ и приказа ФССП России ### от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу под роспись было вручено уведомление о предстоящем сокращении занимаемой должности и возможном увольнении с гражданской службы не позднее ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 освобождена от занимаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в последний день действия штатного расписания по сокращаемой должности в целях продления условий для труда и получения дохода. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность дознавателя отделения судебных приставов Селивановского района УФССП России по Владимирской области. По результатам профессионального психологического отбора ФИО2 специалистом, выполняющим функции по психологическому отбору, ДД.ММ.ГГГГ дано заключение о профессиональной пригодности, согласно которому кандидат рекомендуется условно на должность сотрудника органов принудительного исполнения (третья категория профессиональной пригодности). Не согласившись с заключением, ФИО2 обратилась в Центральную комиссию по психологическому отбору на службу в ОПИ РФ. По результатам рассмотрения обращения ФИО2 и изучения пакета документов, результатов психологического отбора, Центральная комиссия по психологическому отбору ФССП России ДД.ММ.ГГГГ пришла к выводу об отсутствии нарушений в деятельности ведущего специалиста-психолога при проведении профессионального психологического отбора ФИО2 на службу в органы принудительного исполнения, оставив заключение о ее профессиональной пригодности без изменений. По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу, заключения комплексного профессионального психологического тестирования, дополнительных характеризующих материалов, членами оперативного штаба УФССП России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе истцу в поступлении на службу в органы принудительного исполнения РФ. При принятии такого решения комиссией опер.штаба учтены выявленные особенности эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, а также дополнительная информация, указанная в заключении о профессиональной пригодности. Указанные особенности можно расценивать как неподчинение закону, преобладание личных потребностей, т.е. злоупотребление полномочиями, что в свою очередь не позволяет обеспечить успешное выполнение обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения в особых условиях деятельности. При этом ФИО2 претендовала на замещение должности дознавателя, который в силу своих должностных обязанностей непосредственно принимает решение в отношении граждан, тем самым решает судьбы людей.
Уведомление о принятом решении вручено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. В связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к должности сотрудника ОПИ РФ и во исполнение п.5 ст.31 Федерального закона №79-ФЗ ФИО2 предложена вакантная должность государственной гражданской службы «старший специалист 3 разряда отделения судебных приставов Селивановского район». Однако от подписания уведомления ФИО2 отказалась, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт. Повторно соответствующее уведомление направлено почтой ФИО2 Информация о согласии либо несогласии на замещение предложенной должности от ФИО2 в Управление не поступало, в связи с чем расценено как отказ. Полагала недопустимым доказательством по делу представленное истцом заключение специалиста ФИО6 (т.1 л.д. 197-202, т.2 л.д. 13- 15, 136-138).
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО7, ФИО8, специалиста ФИО9, заключение прокурора, указавшего на необходимость восстановления истца на работе по причине непредложения всех вакантных должностей, а в остальной части требований - оставившего решение на усмотрение суда, суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ признает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст.3 ТК РФ).
В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ сокращение численности или штата работников - одно из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
В соответствии со ст. 180 ТК РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
Увольнение по названному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).
С 01 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Согласно ст.1 Закона под службой в органах принудительного исполнения понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", одним их принципов которой является единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах принудительного исполнения; обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника и т.д.
Частью 2 ст.92 Закона предусмотрено, что гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения установлены ст.9 названного Закона.
Правила медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1891.
Перечень отдельных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, а также Порядка их проведения утверждены приказом Минюста России от 30.03.2020 N 62.
Порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определен Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1909.
Согласно ч.2 ст.19 Закона уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом ФИО11 проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;
2) допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения;
3) заключить с гражданином контракт без условия об испытании;
4) отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Частью 13 ст.92 Закона установлено, что гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 73 Федерального закона N79-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы предусмотрены ст.33 Федерального закона №79-ФЗ.
Пунктом 8.2 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрена возможность расторжения служебного контракта представителем нанимателя, а гражданского служащего - освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы регламентированы ст.31 названного Федерального закона.
Так, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 822.
Частью 6 статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 17.07.2018 N 1901-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 16, частями 5 и 6 статьи 31 и пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" части 5 и 6 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обеспечивают государственному гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, возможность продолжить службу в том же либо другом государственном органе при условии, что он соответствует квалификационным требованиям к предоставляемой для замещения должности, позволяя представителю нанимателя прекратить служебный контракт только в случае отказа данного лица от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, направлены на создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы и не могут расцениваться как нарушающие права государственных гражданских служащих.
Частью 1 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы и состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562.
В соответствии с п.8 Правил, при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходила государственную гражданскую службу в УФССП России по Владимирской области, замещала должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста–эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов Селивановского района УФССП России по Владимирской области, относящуюся к «старшей» группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты», ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен служебный контракт### на неопределенный срок (т.1 л.д. 30 - 32).
Приказом УФССП России по Владимирской области ###-к от ДД.ММ.ГГГГ, с которым истец был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО2 расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (т.1 л.д.33,190).
Изданию оспариваемого приказа предшествовал приказ ФССП России ### от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено и введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области, в соответствии с которым в ОСП Селивановского района введена должность дознавателя (т. 1 л.д. 203-232).
В целях реализации указанных выше положений, ДД.ММ.ГГГГ истцу под роспись было вручено уведомление о предстоящем сокращении занимаемой должности и увольнении с гражданской службы не позднее ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности, уровня квалификации, специальности, направления подготовки и стажа службы либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы (т.1 л.д. 77).
Сведения о массовом высвобождении работников в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы были направлены Управлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента по труду и занятости населения по Владимирской области, ДД.ММ.ГГГГ - в адрес ГКУ ВО «ЦНЗ Красная Горбатка» и (т.1 л.д.179-183).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность дознавателя ОСП Селивановского района УФССП России по Владимирской области (т.1 л.д.78).
С целью профессионального психологического отбора в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано направление ### на комплексное исследование для определения категории профессиональной годности и выявления факторов риска (т.1 л.д.79).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выразила письменное согласие на прохождение личностно-профессиональной диагностики в процессе проведения профессионального психологического отбора в органы принудительного исполнения и была уведомлена, что результаты тестирования и психодиагностической беседы будут использованы при проведении медицинского освидетельствования (т.1 л.д.80).
Во исполнение мероприятий по профессиональному психологическому отбору УФССП России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор, по условиям которого ему предоставлено неисключительное лицензионное право на использование программного комплекса «Psychometric Expert -9 Master + версии» с целью установки и запуска на рабочем месте психолога (т.2 л.д. 65-70).
ДД.ММ.ГГГГ специалистом –экспертом отдела государственной службы и кадров УФССП России по Владимирской области ФИО8, имеющей высшее образование по специальности «Психология» (т.1 л.д.88-89) был проведен профессиональный психологический отбор, результаты которого оформлены заключением (протокол ### от ДД.ММ.ГГГГ), (т.1 л.д. 239).
При тестировании психологом были использованы: адаптированный характерологический опросник К.Леонгарда- г.Шмишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности; калифорнийский психологический опросник (CPI) – являющийся комплексным психодиагностическим инструментарием, предназначенным для целостного психологического описания личности и позволяющего эффективно прогнозировать успешность профессиональной деятельности; стандартизированный многофакторный метод исследования личности (MMPI), представляющий собой метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого, краткий отборочный тест (КОТ), нетестовые диагностические методы изучения личности, а результаты обработаны с использованием программного комплекса «Psychometric Expert -9 Master».
По результатам профессионального психологического отбора ФИО2 выставлена третья категория профессиональной психологической пригодности, о чем ДД.ММ.ГГГГ истцу под роспись вручено соответствующее уведомление, (т.1 л.д.82).
Полученные результаты комплексного исследования деловых и личностных качеств ФИО2, претендующей на должность в органы принудительного исполнения были проверены центральной комиссией по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения ФССП России по жалобе ФИО2 Нарушений установленного порядка проведения психологического отбора установлено не было, о чем принято решение, выраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ ###, о котором истец уведомлен (т.1 л.д.243).
Оснований полагать, что имело место два заключения, датированных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется. Как пояснила свидетель ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ она приглашала ФИО2 на дополнительное тестирование, по результатам которого ею и было дано заключение о третьей категории проф.пригодности. Данное обстоятельство истцом не отрицалось.
Заключение о профессиональной пригодности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 239) соответствует п.17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ ### и не противоречит п.20 Правил, согласно которому к третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.
Исходя из оценки уровня развития личных и деловых качеств кандидата, который определен как сниженный, результатов тестов и нетестовых методов изучения личности, выявивших повышенный фон настроения и бурное поведение, высокий показатель импульсивности (психопатии), показаний психолога ФИО8, подтвердившего изложенные выше выводы, учитывая позицию специалиста ФИО9, оснований не согласиться с заключением об определении третьей категории профессиональной пригодности у суда не имеется.
Согласно приказу Минюста РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ оснований для проведения психофизиологического исследования истца у ответчика не имелось.
Методические рекомендации по организации психологического обеспечения служебной деятельности в Федеральной службе судебных приставов, утв. ФССП РФ ДД.ММ.ГГГГ N 09-1, на которые ссылается истец, полагая оспариваемое заключение неполным, в данном случае применению не подлежат.
Документы кандидата ФИО2, результаты комплексного профессионального психологического тестирования, а также дополнительный характеризующий материал были изучены на заседании оперативного штаба УФССП России по Владимирской области в рамках полномочий, предусмотренных распоряжением ФССП России ###-р от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжениями УФССП России по Владимирской области ###-р от ДД.ММ.ГГГГ, ### –р от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.191-195, т.2 л.д.134-135.)
По результатам их рассмотрения принято решение, выраженное в протоколе ### от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО2 в поступлении на службу в органы принудительного исполнения, поскольку уровень развития личных, эмоционально-волевых, мотивационных, деловых качеств ниже среднего, что не позволяет обеспечить успешного выполнения обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения в особых условиях деятельности (т.1 л.д.240-242).
Представленное истцом заключение психолога ФИО6 ### от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.88-95), согласно которому у ФИО2 в целом имеется отсутствие выраженности патопсихологической симптоматики, наблюдается средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения и рекомендуется вторая категория профессиональной пригодности суд находит недопустимым доказательством по делу, поскольку его автор не является лицом, компетентным на проведение подобного рода исследований (не имеет высшего образования по специальности «психология», что противоречит п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###), психологическое тестирование проведено с использованием методики «Дерогатис», что противоречит требованиям ФССП России, в заключении отсутствуют выводы по результатам опросника MMPI).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцу предлагалась для замещения должность федеральной государственной гражданской службы «старший специалист 3 разряда отделения судебных приставов Селивановского района. Вместе с тем от подписания уведомления истец отказался, что им не отрицалось в ходе судебного разбирательства, о чем был составлен акт (т.1 лд.83).
В связи с отказом истца от подписания уведомления, ДД.ММ.ГГГГ оно было направлено ответчиком почтой, однако истцом не получено (т.1 л.д.84-85, т.2 л.д.77-80).
Утверждение истца о том, что увольнение произведено до истечения двух месяцев с момента предложения вакантной должности не свидетельствует о нарушении закона.
Как указано в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими", утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Таким образом, названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.
В период проводимых ответчиком мероприятий по сокращению вплоть до ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей гражданской службы, с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы не имелось (т.2 л.д.16-18).
Непредложение ответчиком истцу должности старшего специалиста 2 разряда в ОСП Ковровского района, старшего специалиста 3 разряда в ОСП Судогодского района, относящихся к категории «обеспечивающие специалисты» (т.2 л.д.71-75) не является нарушением закона, поскольку поименованные должности не относятся к категории должностей, которую занимал истец.
Обязанности предлагать вакантные должности гражданской службы в других государственных органах у УФССП России по Владимирской области согласно ч.5 ст.31 Федерального закона №79-ФЗ не имелось.
Что касается требований о непроведении дополнительного профессионального обучения высвобождаемых гражданских служащих со ссылкой на п. 3.2.4 Отраслевого соглашения по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2018-2020 годы, принятого ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 101-128), то суд находит их необоснованными, в связи с реорганизацией службы судебных приставов, и исходит из того, что законом такая обязанность за работодателем не закреплена.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы имел место, порядок увольнения, установленный законом, не нарушен, увольнение произведено по истечении двух месяцев со дня уведомления о предстоящем сокращении.
При указанных обстоятельствах оснований для признания незаконным расторжение служебного контракта по приведенному выше основанию, признании недействительной записи в трудовой книжке об увольнении по названному основанию, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда, не имеется.
Сама по себе выплата истцу окончательного расчета при увольнении ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 196) не является основанием для возложения на ответчика, денежной компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 о признании незаконным приказа УФССП России по Владимирской области ###-К от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении служебного контракта и освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с п.8.2 ч.1 и ч.3.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», признании незаконным расторжение УФССП России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ служебного контракта### от ДД.ММ.ГГГГ и освобождение от замещаемой должности главного специалиста –эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов Селивановского района УФССП России по Владимирской области и увольнение с указанной должности, восстановлении на службе с ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста –эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов Селивановского района УФССП России по Владимирской области, взыскании с УФССП России по Владимирской области денежной компенсации морального вреда в размере ### руб., денежного содержания за время вынужденного прогула, признании недействительной записи в трудовой книжке об увольнении по п.8.2 ч.1 и ч.3.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании приказа УФССП России по Владимирской области ###-к от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным непроведение УФССП России по Владимирской области упреждающего профессионального обучения (дополнительного профессионального образования) государственного гражданского служащего ФИО2 до наступления срока расторжения служебного контракта, признании незаконными заключений по результатам профессионального отбора кандидата на должность сотрудника службы принудительного исполнения в УФССП России по Владимирской области, признании незаконным отказа в приеме кандидата ФИО2 на должность сотрудника службы принудительного исполнения в УФССП России по Владимирской области и протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ, обязании УФССП России по Владимирской области провести повторный профессиональный отбор в отношении кандидата ФИО2 на должность сотрудника службы принудительного исполнения в УФССП России по Владимирской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Решение суда принято в окончательной форме 12.08.2020
Судья А.О. Веселова