Дело № 2-8212/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2016 года
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Богдевич Н.В.
при секретаре Макуриной А.В.,
с участием представителя истца,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Хамрабаевой Барно Лутфиллаевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании отказа незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка и о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка,
Установил:
Истица обратилась в суд с иском об оспаривании отказа Департамента МИиЗО администрации города Красноярска в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка в собственность. В обоснование заявленных требований указала, что обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении ей земельного участка расположенного по адресу: г.Красноярск Свердловский район ул.Свердловская, общей площадью 1156 кв. метров под индивидуальное жилищное строительство, как многодетной семье ( с учетом уточнений требований (л.д.27), однако получила отказ от 28.12.2015 года за исх. № Х-22887 в виду нахождения испрашиваемого истцом земельного участка, согласно представленной схемы в охранной зоне.
Полагая отказ незаконными и нарушающим ее права, заявитель просила суд признать данный отказ незаконными и обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с представленными координатами точек границ земельного участка, с предоставлением истцу в собственность бесплатного земельного участка площадью 1156 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Красноярск ул.Свердловская. для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Аксаментов С.С. заявленные требования поддержал и дал суду пояснения по существу иска, настаивая на их удовлетворении.
Истица в судебное заседание не явилась, доверила представление интересов представителю по доверенности. судом извещена надлежащим образом.
Представитель Департамента МИиЗО администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, представил суду возражения на иск, просил в иске отказать ( приобщен к делу).
Третьи лица – в судебное заседание не явились, судом были извещены о дате и времени слушания дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Ходатайств суду не заявляли.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным, рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства. Суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пунктам 7 - 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г.).
В соответствии с ч. 1 ст. 29.2 вышеуказанного Закона Красноярского края при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
Из содержания ч. 5 ст. 29.2 этого же Закона Красноярского края следует, что в случае отсутствия земельных участков, пригодных для использования для цели, указанной в заявлении, вместе с уведомлением о постановке на очередь многодетному гражданину направляется извещение о том, что при образовании указанных земельных участков на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет будет размещен указанный в пункте 2 статьи 29.7 настоящего Закона перечень. Многодетным гражданам, указанным в абзацах третьем, четвертом, пятом пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, дополнительно разъясняется возможность обращения с заявлением о предоставлении земельного участка на территории иного муниципального района или городского округа.
Согласно п. "г" ч. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Хамрабаева Б.Л. со своей семьей проживает по адресу: г.Красноярск, ул. Верхняя, д.5в кв.176 (л.д.24), является матерью троих несовершеннолетних детей (Л.д.73-80), относится к катогрии многодетный гражданин.
В соответствии с законом имеет право как многодетный гражданин на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для ИЖС на территории г.Красноярска.
Поскольку полномочия по предоставлению данной категории граждан земельных участков входят в компетенцию Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, в связи с чем истица обратилась к ответчику 03.12.2015 года (л.д.10) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г.Красноярск Свердловский район, в зоне жилой усадебной застройки. Площадью от 1000 до 1500 кв.м. для ИЖС, согласно приложенной схеме места положения испрашиваемого земельного участка.
Однако получила отказ – от 28 декабря 2015 года № Х-2287 (л.д.11), из которого следует, что обращение истца о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г.Красноярск Свердловский район ( согласно приложенной схеме) многодетной семье для ИЖС рассмотрено департаментом. По результатам рассмотрения сообщено следующее:
При сопоставлении представленной заявителем схемы земельного участка с данными информационной системы обеспечения градостроительной деятельности установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне заповедника «Столбы». утвержденным постановлением администрации Красноярского края от 20.05.1994 года № 262-п.
На основании чего, Хамрабаевой Б.Л. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Дополнительно заявителю ответчиком было сообщено, что заявитель вправе повторно департаменту информацию о местоположении другого земельного участка. Информацию о свободных земельных участках. Расположенных на территориях МО г.Красноярска и МО Красноярского края, размещается на официальном портале Красноярского края в Интернет в разделе «Бесплатное предоставление участков многодетным семьям».
Также суду представлены отказы ДМиЗО администрации города Красноярска по заявлением истца (л.д.7-9. Л.д.12-14).
Истицей в ходе рассмотрения дела суду была представлена схема расположения испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г.Красноярск Свердловский район. Ул.Свердловская, площадь 1156 кв.м. (л.д.28) с каталогом координат.
Представлено заключение кадастрового инженера (л.д.31). из которого следует, что при сопоставлении представленной заявителем схемы с данными информационной системы обеспечения градостроительной деятельности установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне заповедника «Столбы». установленной в соответствии с Положением «Об охранной зоне государственного заповедника «Столбы», и утвержденным постановлением администрации Красноярского края от 20.05.1994 года № 262-П.
В соответствии с п.4 Положения на территории охранной зоны запрещается всякая деятельность, отрицательно влияющая на природный комплекс заповедника или угрожающая сохранению природных объектов. Имеющую научную или культурную ценность, кроме рубок, ухода, санитарных рубок, мероприятий по лесовосстановлению. Охране, защите лесов и других лесохозяйственных работ, направленных на улучшение состояния лесов.
На землях в границах городской черты и природной зеленой зоны города Красноярска. Относящихся к охранной зоне заповедника, допускается размещение в соответствии с действующим законодательством объектов, имеющих рекреационное значение, по согласованию с дирекцией заповедника и при наличии проекта, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно отзыва на иск ответчика (приобщен к делу), следует, что основанием для отказа истице в предоставлении муниципальной услуги по вопросу предоставления земельного участка для ИЖС по адресу: г.Красноярск Свердловский район ул. Свердловская, площадью 1156 кв.м., с координатными поворотных точек, указанных в уточненном исковом заявлении, является:
- земельный участок, испрашиваемый в заявлении, расположен в охранной зоне ФГБУ «государственный природный заповедник «Столбы», которая установлена Постановлением администрации Красноярского края № 262-П от 20.05.1994 года.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о том, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в охранной зоне ФГБУ « ГПЗ «Столбы». Таким образом, земельный участок сформирован с существенным нарушением действующего законодательства РФ и не сможет быть поставлен на кадастровый учет в соответствии с Законом РФ «О государственной кадастре недвижимости».
По сведениями ГКН испрашиваемый земельный участок на учете не состоит, сведения о данном объекте в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
При этом Департаментом МИиЗО администрации г.Красноярска было дополнительно разъяснено Хамрабаевой Б.Л. о возможности получения информации о наличии земельных участков, предоставляемых под ИЖС, на официальном портале Красноярского края в сети "Интернет" в разделе "Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям".
Разрешая требования истца на основании совокупности представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Департамента МИиЗО администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность как многодетному гражданину для ИЖС.
Так, из имеющего в материалах дела доказательствах следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне ФГБУ «ГПЗ «Столбы», которая установлена Постановлением администрации Красноярского края от 20.05.1994 года № 262-П, а потому испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне. Режимом содержания охранной зоны, в границах данной зоны запрещено строительство.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает тот факт, что испрашиваемый земельный участок не является образованным и учтенным в соответствии с требованиями законодательства.
Часть 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ определяет земельный участок как часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Из вышеприведенных норм и содержания определения земельного участка, следует, что его формирование осуществляется путем проведения мероприятий по описанию и удостоверению границ, для определения которых используются данные земельного кадастра, сведения о земельном участке вносятся в государственный земельный кадастр. Рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность возможно только после уточнения его границ, площади и других координат на местности.
Из дела также видно, что истец с заявлением в органы кадастрового учета о подготовке схемы расположения земельного участка не обращался, земельный участок является не сформированным и не прошел государственный кадастровый учет, ему не присвоен кадастровый номер, его границы не описаны и не удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем он не может являться объектом гражданско-правовых отношений.
В собственность граждан и юридических лиц может быть передан только сформированный как объект гражданских правоотношений земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 5 приведенной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных Федеральными законами.
Согласно ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и других озелененных территорий в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Реализация данного принципа прослеживается и в положениях ст. 44 Закона, предусматривающих, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Таким образом, при формировании земельных участков, приоритет должен отдаваться именно соблюдению экологических требований, а не желанию претендента, который, по мнению заявителя, по получении желаемого надела вправе будет решать вопрос о возможности сноса зеленых насаждений.
Постанавливая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд исходит из того, что само по себе наличие у заявителя права на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, не означает обязанность соответствующего органа предоставлять земельный участок без соответствующей процедуры, закрепленной законодательно.
При этом, сроки формирования и предоставления земельных участков лицам, имеющим данную льготу, действующим законодательством Российской Федерации не установлены.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд, определив юридически значимые обстоятельства и приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа Департамента МИиЗО администрации города Красноярска и предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, предоставление земельного участка многодетной семье в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий, одним из которых является условие о том, что испрашиваемый земельный участок должен быть включен в перечень земельных участков, формируемых и утверждаемых органом местного самоуправления.
Истец имеет право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетная семья.
Вместе с тем, наличие у истца такого права не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию земельный участок в нарушение соответствующего порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хамрабаевой Барно Лутфиллаевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании отказа незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка и о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца, со дня его принятия судом в окончательной форме, с 26 декабря 2016 года.
Судья Богдевич Н.В.