Дело 2а-2928/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2016 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Зобовой Л.В.,
при секретаре Захаровой А.А.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района города Ульяновска Морозова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2928/16 по административному иску Аксенова Р.Н. к прокуратуре Железнодорожного района города Ульяновска, прокуратуре Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить ответ на заявление,
УСТАНОВИЛ:
Аксенов Р.Н. обратился в суд с административным иском к прокуратуре Железнодорожного района города Ульяновска, прокуратуре Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить ответ на заявление. Исковые требования мотивировал тем, что 19 апреля 2016 года он направил в адрес прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска заявление о предоставлении информации, указав на то, что в период с 24 марта 2013 года по 16 августа 2013 года проводилось дознание и предварительное расследование по уголовному делу № следственным отделом по Железнодорожному району г. Ульяновска, СУСК РФ по Ульяновской области. По данному делу он был свидетелем, подозреваемым, обвиняемым в совершении преступления предусмотренного № УК РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Приказом Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 09.07.2015) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" органы прокуратуры должны осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При обращении в прокуратуру Железнодорожного района он просил сообщить, информацию о проведении прокурорского надзора за расследованием уголовного дела №. Ответа на свое заявление он до настоящего времени не получил, в связи с чем просит признать незаконным бездействие прокуратуры Железнодорожного района города Ульяновска в не предоставлении ответа на заявление, возложив обязанность предоставить ему ответ.
Административный истец Аксенов Р.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Правом участия в судебном заседании посредством избранного им представителя не воспользовался.
К участию в деле в качестве административного соответчика судом была привлечена прокуратура Ульяновской области.
Представитель административных ответчиков помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Морозов О.А. административный иск не признал, указал, что данное обращение Аксенова Р.Н. от 19 апреля 2016 года, поступившее в прокуратуру Железнодорожного района г. Ульяновска 23 мая 2016 года, было рассмотрено, о чем Аксенов Р.Н. был уведомлен.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Из содержания ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору (ч.1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.2).
Статей 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В соответствии с ч 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.
В соответствии п. п. 2.5 Инструкции жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
В соответствии с указанной выше Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, по результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции (о принятии к разрешению или направлении в другие органы).
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Согласно п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением Аксенов Р.Н. указывает на то, что административным ответчиком не дан ответ на его заявление от 19 апреля 2016 года.
Из материалов дела следует, что Аксенов Р.Н. 19 апреля 2016 г. обратился в прокуратуру Железнодорожного района города Ульяновска с заявлением о предоставлении информации о проведении прокурорского надзора за расследованием уголовного дела в период с 24 марта 2013 года по 16 августа 2013 года.
23 мая 2016 года указанное заявление наряду с другими заявлениями и жалобами Аксенова Р.Н. поступило в прокуратуру Железнодорожного района г. Ульяновска.
27 мая 2016 года Аксенову Р.Н. прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска направлено сообщение о том, что вышеуказанное обращение в прокуратуре района было рассмотрено. Установлено, что при расследовании уголовных дел № нарушений уголовно-процессуального законодательства со стороны должностных лиц органов предварительного расследования допущено не было, в связи с чем данные уголовные дела с утвержденным прокурором района обвинительным заключением по обвинению, в том числе Аксенова Р.Н., направлены в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска для рассмотрения по существу. Железнодорожным районным судом г. Ульяновска в отношении Аксенова Р.Н. вынесены обвинительные приговоры, которые вступили в законную силу.
Указанный ответ направлен Аксенову Р.Н., что подтверждается реестром заказной корреспонденции.
Таким образом, нарушений со стороны административного ответчика при рассмотрении заявления Аксенова от 19 апреля 2016 г. не имеется, заявителю был дан ответ.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска Аксенова Р.Н. не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Аксенова Р.Н. к прокуратуре Железнодорожного района города Ульяновска, прокуратуре Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить ответ на заявление отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Зобова