N 2а-3502/2020
Строка 3.192а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Агаповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району Краснодарского края к Носову Алексею Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу,
установил:
ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Носову А.В. о взыскании суммы задолженности в размере 3581,18 рублей, в том числе: задолженности по земельному налогу за 2017 г., 2016 г., 2015 г. в сумме 2 672 рублей, пени по земельному налогу в размере 59,39 рублей, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г.,2015 г. в сумме 784 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 65,79 рублей.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что Носову А.В. принадлежат следующие земельные объекты:
- земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый №;
- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый №.
Кроме того, в собственности Носова А.В. находятся объекты недвижимости:
- жилой дом, адрес: <адрес>, кадастровый №.
В адрес Носова А.В. было направлено налоговое уведомление от 05.09.2018 № 39247821, от 09.09.2017 № 28917268, от 12.10.2016 № 78609077, от 09.04.2015 № 480439. Обязанность по уплате налога не была исполнена.
На сумму неуплаченного транспортного налога были начислены пени.
В адрес Носова А.В. были направлены требования об уплате налога и пени от 22.12.2016 № 13470, от 12.02.2018 № 6532, от 04.02.2019 № 6377.
Административным истцом подавалось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности в сумме 3581,18 рублей, однако, 16.12.2019 мировым судьей судебного участка № 5 в Центральном судебном районе Воронежской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока для заявления требований. В связи с чем, ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края просит также восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть административное дело в его отсутствие (л.д.7).
Административный ответчик Носов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту регистрации.
Суд, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Носова А.В. находятся:
- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый №;
- земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый №.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Носова А.В. находится недвижимое имущество:
- жилой дом, адрес: <адрес>, кадастровый №.
Таким образом, Носов А.В., имея в собственности объекты недвижимости, земельные участки, является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, и был обязан, согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу части 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно части 4 указанной нормы, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В адрес Носова А.В. направлялись налоговые уведомления от 09.04.2015 № 480439 на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 872 рублей (л.д.37), в котором содержалась информация о необходимости в срок до 01.10.2015 произвести уплату налогов; от 12.10.2016 № 78609077 на уплату земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц в размере 10994 рублей (л.д.31), в котором содержалась информация о необходимости в срок до 01.12.2016 произвести уплату налогов; от 09.09.2017 № 28917268 на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 5 929 рублей (л.д.34), в котором содержалась информация о необходимости в срок до 01.12.2017 произвести уплату налогов; 05.09.2018 № 39247821 на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 6 498 рублей (л.д.28), в котором содержалась информация о необходимости в срок до 03.12.2018 произвести уплату налогов.
В установленный срок обязанность по уплате налога Носовым А.В. не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченных налогов были начислены пени (л.д.23)
В адрес Носова А.В. были направлены требования об уплате налога и пени от 22.12.2016 № 13470 (л.д.22), от 12.02.2018 № 6532 (л.д.25), от 04.02.2019 № 6377 (л.д.19-20).
На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.
В установленный срок требование исполнено не было.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основаниемдля отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Согласно материалам дела, определением мирового судьи судебного участка №5 в Центральном судебном районе Воронежской области от 16.12.2019 было отказано в принятии заявления административного истца о выдаче судебного приказа на взыскание с Носова А.В. недоимки по налогам в соответствии со ст. 123.4 КАС РФ (л.д.42-43).
Между тем, в суд с настоящим административным иском административный истец обратился только в ноябре 2020 года согласно почтовому конверту (л.д.45), то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В иске административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок, указав в качестве уважительной причины на переход налоговых органов РФ на новое программное обеспечение АИС «Налог-3» и наличие технических ошибок, возникающих при взыскании задолженности в части выявления недоимки и формировании документов. Однако, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, суду не представлено, как и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд.
При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Судом принимается во внимание, что ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока для подачи заявления, и считает, что изложенные в заявлении доводы не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами. Ненадлежащая организация работы налогового органа к таким причинам отнесена быть не может.
При таких обстоятельствах, в связи, с тем, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, заявлено ходатайство о восстановление пропущенного процессуального срока однако, не представлено доказательств уважительности причины его пропуска, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району Краснодарского края к Носову Алексею Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2020.
N 2а-3502/2020
Строка 3.192а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Агаповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району Краснодарского края к Носову Алексею Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу,
установил:
ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Носову А.В. о взыскании суммы задолженности в размере 3581,18 рублей, в том числе: задолженности по земельному налогу за 2017 г., 2016 г., 2015 г. в сумме 2 672 рублей, пени по земельному налогу в размере 59,39 рублей, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г.,2015 г. в сумме 784 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 65,79 рублей.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что Носову А.В. принадлежат следующие земельные объекты:
- земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый №;
- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый №.
Кроме того, в собственности Носова А.В. находятся объекты недвижимости:
- жилой дом, адрес: <адрес>, кадастровый №.
В адрес Носова А.В. было направлено налоговое уведомление от 05.09.2018 № 39247821, от 09.09.2017 № 28917268, от 12.10.2016 № 78609077, от 09.04.2015 № 480439. Обязанность по уплате налога не была исполнена.
На сумму неуплаченного транспортного налога были начислены пени.
В адрес Носова А.В. были направлены требования об уплате налога и пени от 22.12.2016 № 13470, от 12.02.2018 № 6532, от 04.02.2019 № 6377.
Административным истцом подавалось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности в сумме 3581,18 рублей, однако, 16.12.2019 мировым судьей судебного участка № 5 в Центральном судебном районе Воронежской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока для заявления требований. В связи с чем, ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края просит также восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть административное дело в его отсутствие (л.д.7).
Административный ответчик Носов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту регистрации.
Суд, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Носова А.В. находятся:
- земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый №;
- земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый №.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании материалов дела, судом установлено, что в собственности Носова А.В. находится недвижимое имущество:
- жилой дом, адрес: <адрес>, кадастровый №.
Таким образом, Носов А.В., имея в собственности объекты недвижимости, земельные участки, является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, и был обязан, согласно положений ч.1 ст.45 НК РФ самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу части 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно части 4 указанной нормы, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В адрес Носова А.В. направлялись налоговые уведомления от 09.04.2015 № 480439 на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 872 рублей (л.д.37), в котором содержалась информация о необходимости в срок до 01.10.2015 произвести уплату налогов; от 12.10.2016 № 78609077 на уплату земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц в размере 10994 рублей (л.д.31), в котором содержалась информация о необходимости в срок до 01.12.2016 произвести уплату налогов; от 09.09.2017 № 28917268 на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 5 929 рублей (л.д.34), в котором содержалась информация о необходимости в срок до 01.12.2017 произвести уплату налогов; 05.09.2018 № 39247821 на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 6 498 рублей (л.д.28), в котором содержалась информация о необходимости в срок до 03.12.2018 произвести уплату налогов.
В установленный срок обязанность по уплате налога Носовым А.В. не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченных налогов были начислены пени (л.д.23)
В адрес Носова А.В. были направлены требования об уплате налога и пени от 22.12.2016 № 13470 (л.д.22), от 12.02.2018 № 6532 (л.д.25), от 04.02.2019 № 6377 (л.д.19-20).
На основании ст. ст. 52, 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма.
В установленный срок требование исполнено не было.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 указанной нормы, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, часть 2 статьи 286 КАС РФ предусматривает аналогичное правило о том, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основаниемдля отказа в удовлетворении искового заявления.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Согласно материалам дела, определением мирового судьи судебного участка №5 в Центральном судебном районе Воронежской области от 16.12.2019 было отказано в принятии заявления административного истца о выдаче судебного приказа на взыскание с Носова А.В. недоимки по налогам в соответствии со ст. 123.4 КАС РФ (л.д.42-43).
Между тем, в суд с настоящим административным иском административный истец обратился только в ноябре 2020 года согласно почтовому конверту (л.д.45), то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
В иске административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок, указав в качестве уважительной причины на переход налоговых органов РФ на новое программное обеспечение АИС «Налог-3» и наличие технических ошибок, возникающих при взыскании задолженности в части выявления недоимки и формировании документов. Однако, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, суду не представлено, как и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд.
При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Судом принимается во внимание, что ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока для подачи заявления, и считает, что изложенные в заявлении доводы не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами. Ненадлежащая организация работы налогового органа к таким причинам отнесена быть не может.
При таких обстоятельствах, в связи, с тем, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, заявлено ходатайство о восстановление пропущенного процессуального срока однако, не представлено доказательств уважительности причины его пропуска, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району Краснодарского края к Носову Алексею Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2020.