Судья Панова А.Ю. Дело № 7а-553/2020
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 09 декабря 2020 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Клешниной Инны Николаевны на постановление Советского районного суда города Новосибирска от 08 октября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Клешниной Инны Николаевны,
установил:
08 октября 2020 года УУП ОУУП и ПНД ОП № 10 «Советский» Управления МВД России по г. Новосибирску Сибаторовым Ю.Н. составлен протокол № 54 МВ № 453657 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Клешниной И.Н.
Дело об административном правонарушении передано в Советский районный суд города Новосибирска.
Постановлением Советского районного суда города Новосибирска от 08 октября 2020 года Клешнина И.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Клешнина И.Н. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, прекратив производство по делу.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что в ходе производства по делу об административном правонарушении нарушен срок составления протокола об административном правонарушении. При составлении протокола права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и статьей 51 Конституции РФ, не разъяснены.
Требования должностных лиц и нормативно-правовых актов о ношении маски являются незаконными, поскольку на территории государства не введен режим чрезвычайной ситуации. Маска не является средством индивидуальной защиты, и которые при наличии режима чрезвычайной ситуации обязаны представить соответствующие органы исполнительной власти. В связи с этим, заявитель считает, что ношение гигиенической маски носит рекомендательный характер.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
В судебное заседание Клешнина И.Н. не явилась, заявив ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Судья областного суда определил отказать в удовлетворении ходатайства Клешниной И.Н. и рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица, о чем вынесено определение от 09 декабря 2020 года (л.д. 42-43).
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 20.6.1 данного Кодекса, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения является предупреждением чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее Указ Президента РФ от 02 апреля 2020 года №239) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки регламентировано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 1 указанных Правил, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение указанных актов органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение данных правил поведения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") (пункт 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года №72-п на территории Новосибирской области с 14 часов 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Губернатором Новосибирской области 27 марта 2020 года было принято постановление № 43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации» (далее постановление Губернатора Новосибирской области №43 от 27 марта 2020 года).
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 11 мая 2020 года №75 «О внесении изменений в отдельные постановления Губернатора Новосибирской области» в постановление Губернатора Новосибирской области №43 от 27 марта 2020 года внесены изменения и дополнения.
В силу подпункта 1 пункта 8.1 Постановления Губернатора Новосибирской области № 43 от 27 марта 2020 года (в редакции постановления от 11 мая 2020 года №75), гражданам, находящимся на территории Новосибирской области, предписано пользоваться гигиеническими масками, в том числе при посещении: аптек и аптечных пунктов, помещений (площадей) специализированных объектов розничной торговли, других организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с обслуживанием (оказанием услуг) населения, деятельность которых не приостановлена; территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области; зданий (строений, сооружений) автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, аэропортов; зданий (строений, сооружений), помещений, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых не приостановлена; иных общественных мест.
Пунктом 2 постановления Губернатора Новосибирской области №48 от 31 марта 2020 года "Об отдельных ограничительных мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (в редакции, действующей на момент совершения вменяемого правонарушения) в отношении граждан, находящихся на территории Новосибирской области, предписано выполнение аналогичных правил.
Как следует из материалов дела, 08 октября 2020 года в 10 часов 20 минут Клешнина И.Н., ранее подвергнутая административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в нарушение приведенных требований правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, находилась в общественном месте - в здании МРЭО ГИБДД по адресу: город Новосибирск, ул. Тихая, д.3, без гигиенической маски.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Клешниной И.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 54 АП № 453657 от 08 октября 2020 года (л.д. 3); рапортом старшего УУП ОУУП и ПНД ОП № 10 «Советский» Управления МВД России по г. Новосибирску Архиповой Е.В. от 08 октября 2020 года (л.д. 4) и государственного инспектора БДД БРО МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по НСО Баркова А.А. (л.д.11); объяснениями ФИО 1 и ФИО 2 (л.д. 6, 7); справкой на лицо с данными об административной ответственности (л.д.8-9).
Всем исследованным и представленным доказательствам судьей районного суда при принятии решения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.
Оснований для иной оценки представленных доказательств судья вышестоящего суда не находит.
Вопреки доводам жалобы, исходя из положений статей 2, 16, 18, 32, 37 Закона Новосибирской области «О нормативных правовых актах Новосибирской области» от 07 декабря 2006 года №80-ОСД, вышеуказанные Правила поведения, закрепленные в постановлениях Губернатора Новосибирской области и постановлениях Правительства Новосибирской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №239, являются правилами поведения, обязательными для исполнения всеми находящимися на территории Новосибирской области органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Судья областного суда отмечает, что предписанное данными актами в отношении граждан требование об использовании гигиенической маски в общественных местах, не обусловлено предусмотренными в законе нормами о предоставлении средств индивидуальной защиты органами исполнительной власти.
Заявитель, оспаривая предъявленные к нему требования о ношении гигиенической маски, фактически ссылается на положения закона, которые относятся к режиму чрезвычайной ситуации, что не вменяется по настоящему делу.
Судья областного суда также отмечает, что режим повышенной готовности на территории субъекта Российской Федерации – Новосибирской области введен постановлением Правительства от 18 марта 2020 года №72-п в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе, в связи с реализацией комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Таким образом, доводы заявителя относительно легитимности принятых органами исполнительной власти субъекта нормативных правовых актов и их применения основаны на неверном толковании норм права.
Также являются несостоятельными доводы жалобы о допущенных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов, протокол об административном правонарушении составлен в установленный законом срок, подписан уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.
Протокол составлен в присутствии Клешниной И.Н., положения статьи 51 Конституции РФ, статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ей разъяснены, с протоколом об административном правонарушении она ознакомлена, с ним не согласилась, от дачи объяснений отказалась, о чем имеется запись должностного лица и подписи понятых, копия протокола для сведения получена.
По смыслу статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, отказ в силу личного волеизъявления от дачи объяснения, от подписания составленных в отношении него процессуальных документов и получения их копий является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
В связи с изложенным, нежелание давать объяснения при вынесении протокола об административном правонарушении, расписываться в нем и получить его копию не относится к процессуальным нарушениям, допущенным при производстве по делу об административном правонарушении, и не может служить основанием для пересмотра постановления по делу об административном правонарушении.
Ставить под сомнение достоверность сведений, изложенных в процессуальных документах должностным лицом, не имеется. Факт наделения указанного лица государственно-властными полномочиями, не может служить поводом не доверять составленным им процессуальным документам, которые судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств, ни одно из которых не имеет заранее установленной силы.
Учитывая, что на момент совершения административного правонарушения по настоящему делу Клешнина И.Н. ранее была подвергнута административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то действия Клешниной И.Н. обоснованно квалифицированы судьей как повторные по части 2 статьи 20.6.1 данного Кодекса.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
По существу, доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьей районного суда, и отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом постановлении судьи районного суда.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Клешниной И.Н. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, согласно санкции части 2 статьи 20.6.1 данного Кодекса, в минимальном размере.
Обстоятельств, предусмотренных статями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. Оснований для отмены или изменения постановления Советского районного суда города Новосибирска от 08 октября 2020 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. — ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░