Дело № 2-596/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 г. г. Щигры
Щигровский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Зуборева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Пономаренко Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шашкова Николая Николаевича к Администрации Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области о взыскании суммы излишне удержанного налога на доходы физических лиц с дополнительного материального обеспечения,
У С Т А Н О В И Л:
Шашков Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области о взыскании суммы излишне удержанного налога на доходы физических лиц с дополнительного материального обеспечения. В обоснование исковых требований указано, что распоряжением Администрации Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области от 19 июля 2017 г. № 18-р ему как лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, пожизненно была назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии в размере 16 466 рубля 32 копеек. При этом из выплачиваемой Администрацией Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области доплаты к пенсии удерживался налог на доходы физических лиц в размере 13% от суммы данной доплаты, что не соответствует Налоговому кодексу РФ, поскольку согласно п. 2 ч. 1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Поскольку ежемесячные доплаты за выслугу лет к страховой пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов является одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, то в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ эти выплаты не подлежат налогообложению. За период с июня 2017 г. по октябрь 2018 г. из его доплаты незаконно удержано 31 591 руб. 29 коп. В связи с этим просил взыскать с Администрации Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области в его пользу сумму излишне удержанного налога на доходы физических лиц с дополнительного материального обеспечения в размере 31 591 руб. 19 коп., а также судебные расходы, связанные с подготовкой искового заявления, в размере 3 000 рублей.
Истец Шашков Н.Н. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Ответчик администрация Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не обеспечил явку в суд своего представителя, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.
В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (часть 2 статьи 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно статье 72 (пункты «ж», «з», «н» части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (статья 5 ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, статья 7 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых, обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ) осуществляются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Поскольку ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов являются одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, то в силу пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации эти выплаты не подлежат налогообложению («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)).
В соответствии со ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в соответствии с уставом муниципального образования на условиях, определенных настоящей статьей, могут иметь главы муниципальных образований, осуществлявшие полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе не менее трех лет и получавшие вознаграждение за счет средств местного бюджета и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С учетом приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу, что ежемесячная доплата к страховой пенсии в данном случае является социальной гарантией, предоставляемой за счет средств соответствующего бюджета, носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования, и является одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, в связи с чем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно распоряжению Врио главы Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р в соответствии со ст. 13.1 Закона Курской области от 11.12.1998 № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в ред. ЗКО № 31 от 19.04.2013), в соответствии со ст. 29-1 Устава Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области Шашкову Н.Н., осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления главы Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в размере 16 466 руб. 665 коп.
Распоряжением главы Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в распоряжение Администрации Косоржанского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии» изменен общий размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии и определен в размере 16 470 руб. 65 коп., что составляет 32% ежемесячного денежного вознаграждения, учитываемого для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии.
Согласно справкам №№ 414 и 415 от 03.12.2018, выданным Администрацией Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области, за периоды с 01.06.2017 по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 31.10.2018 из ежемесячной доплаты к страховой пенсии Шашкова Н.Н. была удержана сумма НДФЛ с размере 12 440 руб. 26 коп. и 16 107 руб. 97 коп. соответственно, а всего – 28 548 руб. 23 коп.
Проверив представленный истцом расчет взыскиваемой денежной суммы, суд признает его неверным, поскольку он противоречит содержанию приведенных выше справок, оснований не доверять которым у суда не имеется, кроме того, расчет произведен за 11 месяцев 2018 г., в то время истец просит взыскать денежную сумму за 10 месяцев 2018 г.
С учетом изложенного суд считает, что исковые требования о взыскании суммы излишне удержанного налога на доходы физических лиц с дополнительного материального обеспечения подлежат частичному удовлетворению в размере 28 548 руб. 23 коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом удовлетворения исковых требований по настоящему делу с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с составлением искового заявления, в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шашкова Николая Николаевича к администрации Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области о взыскании суммы излишне удержанного налога на доходы физических лиц с дополнительного материального обеспечения удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Косоржанского сельсовета Щигровского района Курской области в пользу Шашкова Николая Николаевича сумму излишне удержанного налога на доходы физических лиц с дополнительного материального обеспечения за период с 01.06.2017 по 31.10.2018 в размере 28 548 (двадцать восемь тысяч пятьсот сорок восемь) руб. 23 коп., а также судебные расходы, связанные с составлением искового заявления, в размере 3 000 (три тысячи) рублей, а всего – 31 548 (тридцать одну тысячу пятьсот сорок восемь) руб. 23 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 17 декабря 2018 г.
Судья С.Н. Зуборев