Именем Российской Федерации
03 февраля 2015 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего : судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием истцов Шариповой А., Шарипова Р.Р.,
представителя истцов - адвоката Кизеловского адвокатского офиса № 1 Беспалюк С.Н., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года,
ответчика : представителя Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности № 53-Д от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску ФИО11 ФИО12, Шарипова Р. Р. и Шарипова Р. Р. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истцы ФИО8, Шарипов Р.Р. и Шарипов Р.Р. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.
В судебном заседании истица ФИО8 на удовлетворении своих требований настаивает, пояснила, что на момент ликвидации шахты «Северная» ее семья в составе мужа и двоих сыновей проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>6 <адрес>. В июле 1998 года указанный жилой дом сгорел и ее семье было временно предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором они проживают по настоящее время. По указанному адресу они зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ года. Жилой дом по адресу : <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, в 2007 году межведомственной комиссией администрации Кизеловского городского поселения признан непригодным, имеет физический износ 70% по состоянию на 1993 год. Считает, что ее семья в составе трех человек имеет право на получение социальной выплаты, так как другого жилого помещения они не имеют.
Истец Шарипов Р. Р. на иске настаивает, поддержал пояснения истицы, указал, что в жилом доме по адресу: Шахтерская, 2а-7 проживать невозможно, в восьми-квартирном доме проживает только три семьи.
Истец Шарипов Р. Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия, на иске настаивает.
Представитель - адвокат Кизеловского адвокатского офиса № 1 Беспалюк С.Н. поддержал исковые требования истцов, указал, что истцы имеют право на получение социальной выплаты, так как переезд семьи в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> был вынужденным. Жилой дом по адресу: <адрес>, в котором проживали истцы на момент ликвидации шахты, был уничтожен пожаром. В настоящее время жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, не отвечает санитарным и техническим требованиям. Данные обстоятельства должны быть приняты во внимание и являются основанием для предоставления истцам социальной выплаты.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. исковые требования не признала, право истцов на получение социальной выплаты оспаривает. Считает, что семья истцов не отвечает обязательным условиям, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года о предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и Эталоном закрытия шахты « Северная». Право на получение социальной выплаты имеют собственники и наниматели, члены их семей, которые проживали и были зарегистрированы на момент принятия решения о ликвидации шахты в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности и не обеспеченные другим жилым помещением.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения
( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника ( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта
« Северная» ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 30). Согласно постановления Администрации города Кизела № 527 от 22.09.1998 года и списка граждан города на заселение освободившегося жилья, прописку и обмен жилой площади ( л.д. 21) семье ФИО7 предоставлено жилое помещение после пожара по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и Администрацией Кизеловского городского поселения заключен договор социального найма № жилого помещения по адресу: <адрес>. Вместе с нанимателем в данное жилое помещение вселились: Шарипов Р. Р., Шарипов Р. Р. и внук ФИО8 ( л.д. 41-43). Из сведений о регистрации по вышеуказанному адресу истцы зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 8-10, 13)..<...> Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « ЦТИ» и Уведомления об отсутствии
в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним истица ФИО8 приватизированного жилья в городе Кизеле не имеет, в приватизации не участвовала, собственниками жилых помещений истцы не являются. Физический износ жилого брусчатого двухэтажного дома составляет 67% по состоянию на дату последней инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 19).
Согласно заключению Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния горных работ на состояние жилых домов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что жилой дом по адресу: <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты « Северная», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по
критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д. 31-36). Кроме того, указанный жилой дом заключением Межведомственной комиссии Кизеловского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания, имеет физический износ 70% ( л.д. 14-15).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истцы не отвечают обязательным для предоставления социальной выплаты условиям.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье.
Пунктом 11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются гражданам при условии проживания собственников
( нанимателей) в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Из положений Правил следует, что право на предоставление социальных выплат возникает при наличии следующих условий : - признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности;
-наличие права собственности на данное жилое помещение, либо проживание в жилом помещении на основании договора социального найма на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
-нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Указанные условия должны быть в совокупности.
Судом было установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности. Право граждан на получение социальной выплаты неразрывно связанно именно с моментом принятия решения о ликвидации шахты. Поскольку, истцы на момент принятия решения о ликвидации шахты « Северная», ДД.ММ.ГГГГ года, в жилом доме по адресу: <адрес> не проживали, не были зарегистрированы, то право на получение социальной выплаты они не приобрели.
То обстоятельство, что семье ФИО8 было предоставлено жилое помещение по вышеуказанному адресу вынуждено в связи с тем, что жилой дом в котором они проживали, был уничтожен пожаром, правового значения для разрешения предъявленного истцами требования не имеет.
Таким образом, суд считает, что в удовлетворении требований истцам следует отказать.
Отказ в предоставлении семье ФИО8 социальной выплаты, по мнению суда, не лишает их права на улучшение жилищных условий другим способом, предусмотренным жилищным законодательством.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Шариповой ФИО13, Шарипова Р. Р. и Шарипова Р. Р. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья подпись
ВЕРНО.
Судья Н.Н. Рылова
Секретарь Н.Ю. Ибрагимова