Дело № 2-963/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 15 мая 2018 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при секретаре Пановой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района Волгограда в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению показанными лекарственными препаратами и взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснооктябрьского района Волгограда обратился в суд с иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственными препаратами: Такролимус (торговое наименование - Програф) по 3,5 мг два раза в сутки, суточной потребностью 7 мг, 14 капсул по 0,5 мг, ежемесячной потребностью 210 мг – 420 капсул и Микофеноловая кислота (торговое наименование – Майфортик) по 360 мг три раза в сутки, суточной потребностью 1 080 мг – 3 таблетки по 360 мг, ежемесячной потребностью 32 400 мг – 90 таблеток до сохранения необходимости в лекарственной терапии данными лекарственными препаратами, а также взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетнего ФИО2 расходы на приобретение лекарственного препарата Такролимус в размере 92 875 рублей, обратив решение суда в части возложения на Комитет здравоохранения Волгоградской области обязанности по обеспечению несовершеннолетнего лекарственными препаратами к немедленному исполнению.
В обоснование иска прокурор указал, что по обращению Кудрявцева Б.И. по вопросу необеспечения его сына ФИО2, 2007 года рождения показанными лекарственными средствами им была организована и проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении, в ходе которой установлено, что несовершеннолетний ФИО5 страдает серьезным хроническим заболеванием и состоит на диспансерном учете у врачей-специалистов ГУЗ «Детская поликлиника №» с диагнозом: хроническая болезнь почек С1, А0; хронический гломерулонефрит; первичный стероидрезистентный нефротический синдром (рецидивирующее течение, нестойкая ремиссия на фоне терапии иммунодеприсантами и стероидом); нефрогенная артериальная гипертензия; панкреатопатия; двусторонняя пиелоэктазия 6,5 мм, имеет статус «ребенок-инвалид», а следовательно в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, Федеральным законом № 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он имеет право на бесплатное обеспечение всеми показанными лекарственными препаратами, в том числе в соответствии с решениями врачебных комиссий необходимыми ему по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не входящими в стандарты медицинской помощи.
В связи с имеющимся заболеванием в соответствии с рекомендациями детского нефрологического отделения клиники <адрес> и протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Детская поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 по жизненным показаниям нуждается в ежедневной терапией лекарственными препаратами – Такролимус (Програф) 3,5 мг два раза в сутки и микофеноловая кислота (Майфотик) 360 мг три раза в сутки.
По вопросу обеспечения показанными лекарственными препаратами законный представитель несовершеннолетнего Кудрявцев Б.И. обращался в ГУЗ «Детская поликлиника №», где наблюдается ребенок, однако согласно информации учреждения от ДД.ММ.ГГГГ учреждением здравоохранения не может быть принято решение об обеспечении ФИО2 вышеуказанными лекарственными препаратами, поскольку имеющееся у него заболевание не относится к категории заболеваний, при наличии которых заявленные лекарственные препараты предоставляются бесплатно. Поскольку данные лекарственные препараты отсутствуют в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, указанным лечебным учреждением для решения вопроса о проведении персонифицированной закупки в экспертный совет Комитета здравоохранения <адрес> были направлены соответствующие документы в соответствии с решением врачебной комиссии ГУЗ «Детская поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ. Коллегиальным решением членов экспертного совета по обеспечению лекарственных средств Комитета здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вопрос персонифицированного обеспечения пациента ФИО2 был отложен до выделения дополнительного финансирования, превышающего собранную потребность <адрес> на 2018 год. Ввиду уклонения ответчика от обеспечения ФИО2 показанными лекарственными препаратами в период с октября 2017 года закупка лекарственных препаратов для ФИО2 осуществляется его законными представителя самостоятельно. Расходы указанных лиц на приобретение лекарственного препарата Такролимус (Програф) составили 92 875 рублей и подлежат возмещению ребенку ответчиком.
В судебном заседании прокурор Григорьева О.Е. исковые требования поддержала, суду пояснила, что документы на адресное обеспечение ФИО2 были направлены ГУЗ «Детская поликлиника №» ДД.ММ.ГГГГ, вопрос об адресном обеспечении всех лиц Экспертным советом отложен на неопределенный срок ввиду отсутствия финансирования. К настоящему времени возможность для самостоятельного приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов родители несовершеннолетнего ФИО2 исчерпали, тогда как приостановление показанной лекарственной терапией может повлечь существенное ухудшение состояния здоровья ребенка, в этой связи ввиду наличия реальной угрозы жизни и здоровью ребенка полагала решение суда в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению лекарственными препаратами подлежащим обращению к немедленному исполнению.
Соистцы Кудрявцев Б.И. в лице представителя Подсеваткина К.Г. и Кудрявцева Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержали и настаивали на удовлетворении иска в полном объеме. Суду пояснили, что основная часть лекарств приобреталась ими через посредничество родственника ФИО9, часть самостоятельно. С ДД.ММ.ГГГГ родители ребенка в разводе, с указанного времени все заботы по осуществлению ухода за ребенком и расходы на его лечение несет Кудрявцева Т.В. На имя несовершеннолетнего ФИО2 открыт банковский счет, право на снятие денежных средств с которого имеет Кудрявцева Т.В., в связи с чем полагали обоснованным взыскание с ответчика понесенных расходов на приобретение показанных лекарственных препаратов с зачислением присужденной денежной суммы на банковский счет ребенка. Кроме того, подтвердили, что материальная возможность для самостоятельного приобретения сыну показанных лекарственных препаратов ими утрачена, в связи с чем настаивали на обращении решения суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика Федоров Д.В. возражал против удовлетворения иска, не оспаривая нуждаемость несовершеннолетнего ФИО2 в заявленных лекарственных препаратах по жизненным показаниям, однако просил учесть, что указанные лекарственные препараты входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцитозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственным им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (Приложение № Перечня), тогда как имеющееся у ФИО2 хроническое заболевание к указанным видам болезней не относится, в связи с чем обеспечение несовершеннолетнего ФИО2 лекарственными препаратами Такролимус (Програф) и Микофеноловой кислотой (Майфотик) за счет средств федерального бюджета не представляется возможным. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях» образован Экспертный совет, на заседаниях которого рассматриваются вопросы адресного обеспечения лекарственными препаратами, в том числе не вошедшим в перечень льготного лекарственного обеспечения, при наличии жизненных показаний. В данном случае Экспертным советом ДД.ММ.ГГГГ принято решено отложить вопрос персонифицированного обеспечения ФИО2 указанными лекарственными препаратами ввиду отсутствия финансирования, следующее плановое заседание назначено на май 2018 года. При имеющихся данных оснований для возложения на Комитет обязанности по обеспечению ребенка показанными лекарственными препаратами не имеется, как и не имеется правовых оснований для возложения на него ответственности по возмещению ребенку расходов на самостоятельное приобретение лекарств, поскольку стороной истца не представлено доказательств несения родителями ребенка заявленных расходов при наличии неименных товарно-кассовых чеков или платежных документов на иное лицо, неправомерности поведения Комитета, повлекшего за собой наступление соответствующих неблагоприятных последствий в виде несения расходов на приобретение лекарственных препаратов. Кроме того, взыскание денежных средств в пользу лица, не обладающего дееспособностью и правоспособностью в силу закона недопустимо. Просил также учесть, что стороной истца не представлено доказательств наличия особых обстоятельств для обращения решения суда в части обеспечения лекарственными препаратами в случае признания настоящих исковых требований обоснованными к немедленному исполнению. А потому просил в удовлетворении иска в полном объеме отказать.
Третье лицо – Комитет финансов Волгоградской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, письменного отзыва на иск не предоставил.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 2 названного Федерального закона дано понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.
Согласно ст. 6 правила 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
Согласно ст. 4,19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях уже указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (постановления от 6 апреля 2004 года N 7-П и от 29 марта 2011 года N 2-П).
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.
Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из части 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всеми адресованными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, которая в разделе III (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно) предусматривает право граждан на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при болезнях мочеполовой системы; а в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.1.14 Положения, комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. 2.1.34 - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
При этом назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 настоящего Закона).
В ходе судебного разбирательства установлено, что несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является жителем Волгоградской области, а следовательно, вправе претендовать на льготы, распространяемые применительно к указанному региону.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года имеет статус ребенка-инвалида, с ДД.ММ.ГГГГ после прибытия из Германии (клиники педиатрии <адрес>) наблюдается в ГУЗ «Детская поликлиника №» с основным диагнозом «хроническая болезнь почек С1, А0; хронический гломерулонефрит; первичный стероидрезистентный нефротический синдром (рецидивирующее течение, нестойкая ремиссия на фоне терапии иммунодеприсантами и стероидом); нефрогенная артериальная гипертензия; панкреатопатия; двусторонняя пиелоэктазия 6,5 мм», что подтверждено документально и не оспаривалось участниками процесса.
В силу имеющегося заболевания ФИО2 неоднократно получал стационарное лечение и обследование в условиях ГУЗ «Детская клиническая больница №», ФГБУ НИИ педиатрии НЦЗД РАМН, а в период с мая 2010 года по ноябрь 2016 года лечился в Германии под наблюдением ведущих специалистов-нефрологов, которыми в 2013-2016 гг. ему была назначена терапия такралимусом (Програф) и микофеноловой кислотой (Майфортик).
В период времени с 10 августа по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на стационарном лечении в нефрологическом отделении ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая больница», по итогам которого ему было рекомендовано продолжение терапией, в том числе вышеуказанными лекарственными препаратами
Учитывая имеющиеся рекомендации по терапии данными лекарственными препаратами ДД.ММ.ГГГГ медицинская документация ФИО2 была направлена главному внештатному специалисту-педиатру комитета здравоохранения Волгоградской области, которым было дано письменное заключение в Экспертный совет на обеспечение ФИО2 лекарственными препаратами: Такролимус (Програф) по 3,5 мг два раза в сутки, суточной потребностью 7 мг, 14 капсул по 0,5 мг, ежемесячной потребностью 210 мг – 420 капсул и Микофеноловая кислота (Майфортик) по 360 мг три раза в сутки, суточной потребностью 1 080 мг – 3 таблетки по 360 мг, ежемесячной потребностью 32 400 мг – 90 таблеток, что подтверждено документально.
Решением врачебной комиссии ГУЗ «Детская поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что вышеуказанные лекарственные препараты данной дозировки необходимы ребенку по жизненным показаниям, отмене и замене не подлежат, поскольку при отмене приема имеет место высокий риск обострения основного заболевания с развитием жизнеугрожающих осложнений.
Протокол врачебной комиссии ДД.ММ.ГГГГ в составе иной документации был направлен в Комитет здравоохранения Волгоградской области для решения вопроса об адресном обеспечении ФИО2 вышеуказанными лекарственными препаратами.
Как установлено, лекарственные препараты Такролимус (торговое наименование «Програф») и Микофеноловая кислота (торговое наименование «Майфортик») зарегистрированы на территории Российской Федерации, внесены в Государственный реестр лекарственных средств по состоянию на 14 мая 2018 года с регистрационными номерами ЛП 000584 и ЛП-004610 соответственно.
Указанные лекарственные препараты согласно Распоряжению Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р с 01 января 2018 года отнесены к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Однако в Перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссии медицинских организаций, утвержденном вышеуказанным распоряжением Правительства РФ по приложению №, указанные лекарственные препараты относятся к назначению пациентам после трансплантации органов и\или тканей, что исключает возможность бесплатного лекарственного обеспечения ребенка за счет средств федерального бюджета.
Вопрос персонифицированного обеспечения ФИО2 указанными лекарственными препаратами в декабре 2017 года являлся предметом рассмотрения на заседании Экспертного совета при Комитете здравоохранения Волгоградской области. Согласно выписке из протокола заседания Экспертного совета № от ДД.ММ.ГГГГ решения о рекомендации осуществления персонифицированного обеспечения истца указанным лекарственным препаратом принято не было, решение вопроса отложено до выделения дополнительного финансирования, превышающего собранную потребность Волгоградской области на 2018 год.
Таким образом, ФИО2 до настоящего времени жизненно показанными ему лекарственными препаратами не обеспечен, что нарушает его право на жизнь и здоровье.
Соглашаясь с доводами истца и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению ФИО2 показанными лекарственными препаратами, суд принимает во внимание следующее.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492, в разделе III (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно) предусматривает оказание медицинской помощи на бесплатной основе при имеющихся у ФИО2 заболеваниях.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (по приложению № 1).
Дети-инвалиды включены в поименованный выше перечень, а следовательно, подлежат обеспечению всеми показанными лекарственными препаратами при амбулаторном лечении на бесплатной основе.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. N 290-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Указанное постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Закона Волгоградской области от 12 мая 2009 г. N 1885-ОД "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области" в их взаимосвязи.
Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Волгоградской области за счет средств бюджета Волгоградской области настоящим постановлением поручена Комитету здравоохранения Волгоградской области, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152.
Изложенное в полной мере согласуется с декларируемыми государством принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.
Нуждаемость ФИО2 в применении показанных ему лекарственных препаратов по жизненным показаниям не опровергалась участниками процесса.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что ФИО2 нуждается по жизненным показаниям в применении вышеназванных лекарственных препаратов, имеет право на бесплатное обеспечение данными препаратами за счет средств бюджета Волгоградской области, однако на момент рассмотрения дела ими не обеспечен.
Заявленные по делу доводы и возражения со стороны ответчика, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку имеют своей целью фактическое уклонение от исполнения возложенных на ответчика государством задач и функций.
В этой связи суд полагает необходимым обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить ФИО2 за счет бюджета Волгоградской области лекарственными препаратами Такролимус (торговое наименование «Програф») и Микофеноловая кислота (торговое наименование «Майфортик») в соответствии с медицинскими показаниями согласно решению врачебной комиссии ГУЗ «Детская поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение суда по обеспечению ФИО2 показанными лекарственными препаратами на основании ст. 212 ГПК РФ подлежит обращению к немедленному исполнению в связи с наличием высокой степени риска наступления тяжких последствий для здоровья несовершеннолетнего ФИО2 при отмене или приостановлении применения соответствующих лекарственных препаратов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу несовершеннолетнего ФИО2 понесенных его родителями в период с октября 2017 года расходов на приобретение лекарственного препарата Такролимус (Програф), суд исходит из следующего.
Согласно статье 60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 1 статьи 21 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В силу ч. 5 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
При таких обстоятельствах взыскание каких-либо денежных средств непосредственно в пользу несовершеннолетнего лица законом не допускается, что свидетельствует о неверном избрании прокурором способа защиты прав ФИО2
Не подлежит оставлению без внимания, что из предоставленных в материалы дела стороной истца доказательств не представляется возможным с достоверностью установить, что заявленные к возмещению расходы на приобретение вышеуказанного лекарственного препарата, за исключением платежного документа от ДД.ММ.ГГГГ, где плательщиком указан ФИО2, были понесены законными представителями ФИО2, поскольку большая часть платежных документов и товарных чеков не является именными, а другая часть документов оформлена на имя ФИО9, тогда как его участие в приобретении лекарственных препаратов непосредственно для ФИО2 и на предоставленные его родителями денежные средства в ходе судебного разбирательства отвечающими принципу относимости и допустимости доказательствами не подтверждено.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу ФИО2 расходов на приобретение лекарственных препаратов прокурору надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснооктябрьского района Волгограда удовлетворить частично.
Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственными препаратами: Такролимус (торговое наименование - Програф) по 3,5 мг два раза в сутки, суточной потребностью 7 мг, 14 капсул по 0,5 мг, ежемесячной потребностью 210 мг – 410 капсул и Микофеноловая кислота (торговое наименование – Майфортик) по 360 мг три раза в сутки, суточной потребностью 1 080 мг – 3 таблетки по 360 мг, ежемесячной потребностью 32 400 мг – 90 таблеток в соответствии с решением врачебной комиссии ГУЗ «Детская поликлиника №» от ДД.ММ.ГГГГ № за счет средств бюджета Волгоградской области до сохранения необходимости в лекарственной терапии данными лекарственными препаратами.
Обратить решение суда в части возложения на Комитет здравоохранения Волгоградской области обязанности по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 лекарственными препаратами к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части иска о взыскании с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу несовершеннолетнего ФИО2 расходов на приобретение лекарственного препарата Такролимус (торговое наименование - Програф) в размере 92 875 рублей прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 21 мая 2018 года.
Председательствующий Т.Ю. Болохонова