Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2013 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Тишкова А.Н.,
при секретаре судебного заседания – Малюшкиной М.Ю.,
с участием заявителя – Елизарова А.В.,
представителя должностного лица, чьи действия оспариваются – командира войсковой части 00000 Софронова О.А.,
помощника военного прокурора Ивановского гарнизона лейтенанта юстиции Брсояна Е.М., рассмотрев в помещении военного суда, в открытом судебном заседании, гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего, проходившего военную службу в войсковой части 00000, Елизарова А.В. о признании незаконными действий командира войсковой части 00001, командира войсковой части 00000 и руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением его из списков личного состава части и необеспечением денежным довольствием,
У С Т А Н О В И Л:
Елизаров А.В. в своём заявлении указал, что он проходил военную службу в войсковой части 00000 и находился в распоряжении командира войсковой части 00001 с 3 сентября 2009 года в связи с сокращением занимаемой воинской должности. 4 апреля 2013 года приказом командира войсковой части 00001 он был уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, а с 9 июня этого же года приказом указанного должностного лица, исключён из списков личного состава части. Перед предстоящим увольнением 18 и 19 февраля 2013 года решениями начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – начальник Отделения) ему было отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и он был снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении. После увольнения с военной службы он обратился в Ивановский гарнизонный военный суд и оспорил данные решения начальника Отделения. 24 мая 2013 года военный суд своим решением, вступившим в законную силу, отменил оспариваемые решения начальника Отделения и восстановил его на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако с момента исключения из списков личного состава части федеральное казённое учреждение «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Учреждение) перестало выплачивать ему денежное довольствие, а он в свою очередь до сих пор не обеспечен жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации (далее – МО РФ).
Считая нарушенными свои права, Елизаров А.В. просит военный суд:
- признать незаконным приказ командира войсковой части 00001 от 24 мая 2013 года № в части исключения его из списков личного состава войсковой части 00000 с 9 июня 2013 года;
- обязать командира войсковой части 00001 и командира войсковой части 00000 восстановить его в списках личного состава войсковой части 00000 с 9 июня 2013 года и поставить на все виды довольствия;
- обязать руководителя Учреждения выплатить ему денежное довольствие с 9 июня 2013 года по день вынесения решения военным судом.
Надлежаще уведомленные о месте и времени судебного заседания должностные лица, чьи действия оспариваются – командир войсковой части 00001 и руководитель Учреждения в военный суд не прибыли.
При этом представитель руководителя Учреждения Бирюкова О.В. в своих возражениях от 20 августа 2013 года исх. № 6238з/13 просила рассмотреть данное гражданское дело в её отсутствие и в отсутствие её доверителя и, не признавая требований заявителя, пояснила следующее. Данные необходимые для получения Елизаровым А.В. денежного довольствия были внесены в электронную базу данных должностными лицами Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее – ГУК МО РФ). По сведениям, указанным в электронной базе данных, заявитель числится, как исключённый из списков личного состава части 9 июня 2013 года. Иными сведениями Учреждение не располагает, а потому его представитель считает, что все обязательства при выплате денежного довольствия Елизарову А.В. при увольнении его с военной службы и исключении из списков личного состава части Учреждение исполнило. На основании изложенного Бирюкова О.В. просила отказать заявителю в удовлетворении его заявления в полном объёме.
В судебном заседании заявитель Елизаров А.В. поддержал заявленные им требования, просил удовлетворить их в полном объёме и при этом пояснил следующее. При проведении подготовительных мероприятий перед увольнением с военной службы в начале марта 2013 года с ним командиром части проводилась беседа и, по её итогам был составлен лист. В данном листе он указывал, что считает решения начальника Отделения об отказе в предоставлении жилого помещения и снятии с жилищного учёта незаконными, планирует их оспорить и просит не увольнять его с военной службы до момента, когда военный суд вынесет решение. Однако, не смотря на это 24 мая 2013 года, в день, когда состоялось решение военного суда об отмене указанных выше решений начальника Отделения, командир войсковой части 00001 издал приказ об исключении его из списков личного состава части с 9 июня этого же года.
Представитель командира войсковой части 00000 Софронов О.А. в суде требования Елизарова А.В. не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объёме и при этом пояснил следующее. При увольнении с военной службы заявителя с ним были проведены все необходимые мероприятия, предшествующие такому увольнению. В октябре 2012 года он прошёл военно-врачебную комиссию, заключение которой было признать его негодным к прохождению военной службы. В связи, с чем был произведён подсчёт его выслуги лет, предоставлены все отпуска пропорционально прослуженному времени, а сам заявитель представлен к увольнению с военной службы. При проведении в начале марта 2013 года беседы с заявителем он выразил желание не увольняться с военной службы до решения военного суда, в соответствии с которым он планировал восстановиться на жилищном учёте. Однако на момент представления его к увольнению командование части обладало информацией о том, что Елизаров А.В. снят в феврале 2013 года с жилищного учёта компетентными органами МО РФ в сфере такого учёта, а данными о том, что он обратился в военный суд об оспаривании действий жилищного органа, командование не располагало. В связи с данными обстоятельствами командование части законно представило заявителя к увольнению с военной службы и оснований для его восстановления на ней не имеется.
Помощник военного прокурора Ивановского гарнизона лейтенант юстиции Брсоян Е.М. в судебном заседании считал, что мероприятия по увольнению Елизарова А.В. с военной службы и исключению из списков личного состава войсковой части 00000 были проведены командованием части и командиром войсковой части 00001 законно и обоснованно, оснований для восстановления его на военной службе и в списках части нет и, соответственно данные требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Выслушав доводы заявителя, представителя командира войсковой части 00000, заключение помощника военного прокурора Ивановского гарнизона и исследовав представленные доказательства, военный суд исходит из следующего.
Как усматривается из п. 2 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение) увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Федерального закона. При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.
Согласно п.п. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
В соответствии с п. 13 данного Положения порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Как видно из п. 14 ст. 34 Положения перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:
а). уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачёту в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчислённой выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;
б). с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведённой беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии от 4 октября 2012 № года Елизаров А.В. признан негодным к военной службе и освобождён от исполнения обязанностей военной службы до дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Как усматривается из листа беседы от 6 марта 2013 года, командиром войсковой части 00000 в присутствии должностного лица указанной воинской части с Елизаровым А.В. была проведена беседа, оформленная соответствующим листом, с подсчётом календарной выслуги лет и засвидетельствованная подписью самого заявителя.
Из этого же листа беседы видно, что Елизаров А.В. не согласен на увольнение с военной службы, поскольку не обеспечен жильём и планирует обратиться за защитой своих прав в Ивановский гарнизонный военный суд с целью быть восстановленным на жилищном учёте. Иных претензий у Елизарова А.В. по порядку его увольнения из данного листа не усматривается.
В соответствии с параграфом 2 выписки из приказа командира войсковой части 00001 от 4 апреля 2013 года № Елизаров А.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в отставку по состоянию здоровья.
В судебном заседании Елизаров А.В. также подтвердил, что мероприятия, предшествующие увольнению его с военной службы, такие как прохождение военно-врачебной комиссии и подсчёт выслуги лет с ним были проведены в полном объёме и приказ командира войсковой части 00001 об увольнении с военной службы он не оспаривает.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Из п. 1 ст. 23 данного Закона военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Закона.
Пунктом 14 ст. 15 исследуемого Закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно решений начальника Отделения от 18 и 19 февраля 2013 года №, № Елизарову А.В. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и он снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На основании представления командира войсковой части 00000 Елизаров А.В. 13 марта 2013 года представлен к досрочному увольнению с военной службы в отставку по состоянию здоровья (п.п. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Как видно из заявления Елизарова А.В. он обратился в Ивановский гарнизонный военный суд об оспаривании названных решений начальника Отделения – 6 мая 2013 года.
Решением Ивановского гарнизонного военного суда от 24 мая 2013 года, вступившим в законную силу 2 июля этого же года, указанные выше решения начальника Отделения отменены, а Елизаров А.В. с составом семьи из четырёх человек восстановлен на жилищном учёте.
Как видно из п. 15 ст. 34 вышеуказанного Положения исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).
В соответствии с параграфом 1 выписки из приказа командира войсковой части 00001 от 24 мая 2013 года № Елизаров А.В. с 9 июня этого же года исключён из списков личного состава войсковой части 00000.
Анализируя доказательства в их совокупности военный суд приходит к выводу о том, что положения ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» связывают вопрос обеспечения военнослужащего жилым помещением именно с увольнением с военной службы, а не с исключением его из списков личного состава воинской части, в связи, с чем мнение Елизарова А.В. о наличии у него права на восстановление в списках личного состава части, вследствие не обеспечения жильём, является несостоятельным.
Что же касается указания Елизарова А.В. в листе беседы просьбы не увольнять его с военной службы до решения военным судом вопроса о восстановлении его на жилищном учёте, то это указание не могло повлиять на принятие командованием части решения о представлении его к увольнению с военной службы, поскольку на момент принятия такого решения в марте 2013 года заявитель уже был снят с жилищного учёта, а в военный суд за защитой своих прав обратился лишь только в мае 2013 года. К тому же само увольнение заявителя с военной службы не является предметом спора в данном судебном разбирательстве и приказ командира войсковой части 00001 об этом заявителем не оспаривается.
Таким образом, требования заявителя об отмене приказа командира войсковой части 00001 об исключении его из списков личного состава войсковой части 00000, восстановлении в её списках и обеспечении денежным довольствием за период с 9 июня 2013 года по день вынесения решения военным судом не подлежат удовлетворению.
При принятии данного решения военный суд учитывает также и то обстоятельство, что 24 мая 2013 года право Елизарова А.В. на обеспечение жилым помещением по линии МО РФ было восстановлено, и он с составом семьи из четырёх человек был восстановлен на жилищном учёте.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Елизарова А.В. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Тишков