Дело № 2-1358/2021 (2-6135/2020;)
39RS0001-01-2020-007438-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2021 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при секретаре Дауевой А.А.,
с участием представителя истца по доверенности Шатохиной О.А., представителя ответчика по доверенности Алпатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силаевой А.В. к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», третье лицо – Министерство социальной политики Калининградской области, о восстановлении шестимесячного срока для обращения с заявлением о предоставлении единоразовой выплаты при рождении первого ребенка, возложении обязанности предоставить единоразовую выплату при рождении первого ребенка,
УСТАНОВИЛ:
Силаева А.В. обратилась в суд с иском к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении единоразовой выплаты (сертификата) при рождении первого ребенка, предусмотренной Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2019 N 901 "О дополнительной разовой мере социальной поддержки в виде предоставления единоразовой выплаты при рождении первого ребенка в 2020-2022 годах". Однако, в предоставлении сертификата на единоразовую выплату при рождении ребенка ей было отказано в связи с пропуском шестимесячного срока на обращение, предусмотренного п.8 Порядка предоставления данной выплаты.
С данным решением об отказе истец не согласна, поскольку обладает правом на предоставление единоразовой выплаты при рождении первого ребенка, предоставила все необходимые документы, в которых отсутствовали недостоверные сведения. Полагает, что сам по себе формальный пропуск срока обращения за назначением государственного пособия не может являться безусловным основанием для лишения его права на получение такого пособия. Изначально сотрудники Центра дезинформировали ее, разъяснив, что за выплатой ей следует обращаться после получения диплома об образовании. Кроме того, п.15 Порядка предоставления указанной выплаты содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия Центром решения об отказе в выдаче сертификата, к которым пропуск срока не относится.
Начиная с марта 2020 года в связи с официальным объявлением Всемирной организации здравоохранения 11 марта 2020 года пандемии коронавируса SARS-CoV-2 и вызываемой им атипичной пневмонии COVID-19, учитывая Постановление Правительства Калининградской области №134 от 16.03.2020 г. о введении в Калининградской области режима повышенной готовности для предотвращения распространения коронавируса, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 5 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения коронавирусной инфекции» от 02.03.2020г. при наличии у нее заболевания «бронхиальная астма» она находилась на самоизоляции с целью защиты своего здоровья и жизни ребенка. Кроме того, наличие у ребенка неврологических патологий предполагает необходимость обращения за медицинской помощью, что требует существенных временных затрат. Таким образом, указала, что пропуск шестимесячного срока обращения за выплатой, который не является пресекательным, обусловлен объективными обстоятельствами, то есть уважительными причинами, потому она не может быть лишена права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка.
На основании изложенного просит суд восстановить шестимесячный срок для обращения за получением единовременной выплаты при рождении первого ребенка, обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» выплатить ей ежемесячную денежную выплату при рождении первого ребенка, предусмотренную Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2019 № 901.
Истец Силаева А.В. в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежаще, ранее в предварительном судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Шатохина О.А. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» по доверенности Алпатова А.В. в судебном заседании возражала по заявленным требованиям, представив письменные возражения.
Третье лицо – Министерство социальной политики Калининградской области, будучи извещенными о слушании дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
При таком положении, учитывая ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, взвивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт к" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На территории Калининградской области Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2019 N 90 "О дополнительной разовой мере социальной поддержки в виде предоставления единоразовой выплаты при рождении первого ребенка в 2020-2022 годах" установлена дополнительная разовая мера социальной поддержки в виде единоразовой выплаты при рождении первого ребенка женщинам, родившим в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года первого ребенка во время обучения либо в течение 3 лет после окончания обучения по очной или очно-заочной форме в государственных профессиональных образовательных организациях по программам среднего профессионального образования, государственных образовательных организациях высшего образования, в частных образовательных организациях, имеющих действительное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, или их филиалах, в размере 300000 (трехсот тысяч) рублей.
Названным Постановлением установлены порядок и условия предоставления меры социальной поддержки в виде единоразовой выплаты при рождении первого ребенка, которыми определена процедура предоставления дополнительной разовой меры социальной поддержки в виде единоразовой выплаты при рождении первого ребенка женщинам, родившим в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года первого ребенка (далее - единоразовая выплата при рождении первого ребенка), перечень документов, представляемых в целях установления права на предоставление единоразовой выплаты при рождении первого ребенка (далее – Порядок).
Согласно п.2 Порядка право на получение единоразовой выплаты при рождении первого ребенка имеют женщины, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие на территории Калининградской области, родившие первого ребенка в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года:
1) во время обучения по очной или очно-заочной форме в государственных профессиональных образовательных организациях по программам среднего профессионального образования, государственных образовательных организациях высшего образования, в частных образовательных организациях, имеющих действительное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, или их филиалах;
2) в течение трех лет после окончания обучения по очной или очно-заочной форме в государственных профессиональных образовательных организациях по программам среднего профессионального образования, государственных образовательных организациях высшего образования, в частных образовательных организациях, имеющих действительное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, или их филиалах.
Согласно п.3 Порядка право на предоставление единоразовой выплаты при рождении первого ребенка не распространяется на женщин, указанных в пункте 2 настоящих порядка и условий, при получении ими второго или последующего высшего образования.
Право на единоразовую выплату при рождении первого ребенка предоставляется на основании сертификата на единоразовую выплату при рождении первого ребенка (далее - сертификат), который выдается областным государственным казенным учреждением Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр) (п.6,7 Порядка).
Для оформления сертификата лицо, претендующее на его получение, обращается с заявлением о выдаче сертификата в Центр по месту жительства.
К заявлению прилагаются:
1) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и подтверждающие место его постоянного проживания на территории Калининградской области;
2) свидетельство о рождении ребенка;
3) справка об обучении по очной или очно-заочной форме в государственной профессиональной образовательной организации по программам среднего профессионального образования, государственной образовательной организации высшего образования, в частной образовательной организации, имеющей действительное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, или их филиалах - для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящих порядка и условий;
4) диплом об окончании обучения по очной или очно-заочной форме в государственной профессиональной образовательной организации по программам среднего профессионального образования, государственной образовательной организации высшего образования, в частной образовательной организации, имеющей действительное свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, или их филиалах - для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящих порядка и условий (п.11 Порядка).
Таким образом, право на предоставление указанной единоразовой выплаты возникает при соблюдении всех вышеперечисленных условий.
Как установлено судом, истец Силаева А.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходит обучение на очном (дневном) отделении в <данные изъяты> по специальности <данные изъяты> на бюджетной основе, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец родила первого ребенка, ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии №
Таким образом, в силу п.2 Порядка Силаева А.В. относится к числу женщин, имеющих право на получение единоразовой выплаты при рождении первого ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ Силаева А.В. обратилась в Центр с заявлением № о предоставлении единоразовой выплаты в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ первого ребенка (дочери) ФИО2, приложив к заявлению полный пакет документов, предусмотренных п.11 Порядка, что стороной ответчика не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Решением ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении сертификата на единоразовую выплаты при рождении первого ребенка ей было отказано по причине того, что обращение Силаевай А.В. в Центр последовало по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка.
Не согласившись с данным отказом, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, при этом доводы истца являются обоснованными в силу следующего.
Действительно, в силу п.8 Порядка предоставления дополнительной разовой меры социальной поддержки в виде единоразовой выплаты при рождении первого ребенка обращение за сертификатом должно последовать не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, за исключением случаев, указанных в пункте 8.1 настоящих порядка и условий. Учитывая дату рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ, шестимесячный срок подачи заявления истекал ДД.ММ.ГГГГ. Заявление истцом в Центр подано ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, пунктом 15 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для принятия Центром решения об отказе в выдаче сертификата, к которым относится:
1) непредставление документов, предусмотренных пунктами 11, 12 настоящих порядка и условий;
2) наличие в представленных документах недостоверных сведений;
3) отсутствие права на предоставление регионального материнского капитала при рождении первого ребенка.
Таким образом, пропуск шестимесячного срока для обращения за предоставлением единоразовой выплаты в силу п.15 Порядка не может являться основанием для принятия Центром решения об отказе в выдаче сертификата.
Вышеуказанный Порядок предоставления дополнительной разовой меры социальной поддержки в виде единоразовой выплаты при рождении первого ребенка не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного данным Порядком, формальное истечение которого не отменяет право на получение меры социальной поддержки.
Такой формальный подход не согласуется с принципами конституционного права, которым гарантированы государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита.
Кроме того, заслуживают внимание доводы истца об уважительности причин пропуска шестимесячного срока для обращения в Центр с заявлением о предоставлении единоразовой выплаты.
Так, Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации дни с 30 марта 2020 года по 8 мая 2020 года включительно установлены нерабочими днями, в связи с чем в период с 11.03.2020 по 30.04.2020 истец в силу имеющегося у нее заболевания «бронхиальная астма» находилась на самоизоляции в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций). Заслуживают внимание и доводы истца о наличии у ребенка неврологических патологий, что в свою очередь предполагает необходимость обращения за медицинской помощью и требует существенных временных затрат, что подтверждается медицинскими документами, приложенными к иску.
Следует учесть и то обстоятельство, что в приведенный выше период времени в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) доступ в ОГКУ «Центр социальной защиты населения» был ограничен, отделения почтовой связи были недоступны для посещения.
При изложенных обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии недобросовестности истца и злоупотреблении своими правами, незначительный пропуск срока, суд приходит к выводу о том, что срок истцом для обращения в Центр за предоставлением единоразовой выплаты пропущен по уважительным причинам.
Поскольку в своем решении ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ не указывает на наличие каких-либо иных оснований для отказа в предоставлении Силаевой А.В. сертификата на единоразовую выплату при рождении первого ребенка, кроме как на обращение за пределами шестимесячного срока, принимая во внимание уважительность причин пропуска срока и его незначительность, учитывая, что истцом при обращении в Центр с заявлением ДД.ММ.ГГГГ был представлен полный пакет документов, предусмотренный п.11 Порядка, и она относится к числу лиц, имеющих право на получение единоразовой выплаты при рождении первого ребенка, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Силаевой А.В. удовлетворить.
Признать причины пропуска Силаевой А.В. шестимесячного срока для обращения за предоставлением единоразовой выплаты при рождении первого ребенка (сертификатом), предусмотренной Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2019 N 901 "О дополнительной разовой мере социальной поддержки в виде предоставления единоразовой выплаты при рождении первого ребенка в 2020-2022 годах" уважительными.
Обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» предоставить Силаевой А.В. в качестве дополнительной разовой меры социальной поддержки единоразовую выплату при рождении первого ребенка (сертификат), предусмотренную Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2019 N 901 "О дополнительной разовой мере социальной поддержки в виде предоставления единоразовой выплаты при рождении первого ребенка в 2020-2022 годах", по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2021 года.
Судья Е.А. Нартя