Дело № 2-789/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2016 года Пермский край г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гилёвой О.М.,
при секретаре Шардаковой С.Е.,
с участием прокурора Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО1 об обязании Правительства Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края, предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 об обязании Правительства Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Очерского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца на территории Пермского края, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на строительства жилья на указанные цели.
В обосновании заявленных требований указывает на то, что ФИО1 является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей из числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, у ФИО1, его матери ФИО5 прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.
В судебном заседании прокурор Кузнецова Е.А. на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных требований и предоставлении жилого помещения на территории г. Перми.
Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание своего представителя не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на иск, просили отказать в части требований о предоставлении жилого помещения на территории Очерского муниципального района, поскольку в соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 г., утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах (по государственным контрактам 2014-2015 г.г.) на территории г.Очер в ближайшее время не планируется. Предоставление жилого помещения ФИО1 возможно на территории иного муниципального образования Пермского края.
Указали, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения формируется территориальными органами Министерства социального развития Пермского края и предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Кроме того, предоставление жилого помещения истцу без учета очередности, нарушит права других лиц, находящихся в очереди.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание своего представителя не направили, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают позицию Правительства Пермского края и просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
ГКУ Пермского края «Управления жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилого фонда» в судебное заседание своего представителя не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель МТУ № 1 Минсоцразвития по Пермскому краю отдел по Очерскому району Пермского края Евдокимова Е.Д., просила рассмотреть дело в их отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Согласно решения Очерского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО5 лишена родительских прав в отношении истца (л.д.31); сведения об отце внесены в книгу записи о рождении на основании заявления матери (л.д.32).
Постановлением администрации Очерского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 выделена путевка в детский дом (л.д.30).
В соответствии с постановлением главы Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче в приемную семью несовершеннолетних детей», ФИО6 утверждена приемным родителем несовершеннолетнего ФИО1 (л.д.27).
Постановлением администрации поселка Павловский Очерского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был включен в список лиц, нуждающихся в жилом помещении (л.д.26).
Решением МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очерскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.15).
На основании сведений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д. 16,17), сведений ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Карагайский филиал (л.д.23), права на недвижимое имущество за ФИО1, ФИО5 не зарегистрировано.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Поскольку у ФИО1 отсутствует жилое помещение, а также, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, достигл 18 лет, у него возникло право на предоставление для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Правительство Пермского края право истца на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривает, письменных документов об оспаривании права истца на получение жилого помещения не представили.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012 г.) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 3 Закона Пермского края от 07.09.2007 №107-ПК (ред. от 29.02.2012 г.) "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. №1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. Государственное казенное учреждение Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края" в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения ФИО1 в пределах территории г. Перми Пермского края, суд возлагает на Правительство Пермского края как на высший исполнительный орган Пермского края.
В иске прокурора Очерского района Пермского края к Межрайонному территориальному управлению №1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району следует отказать, поскольку из приведенных выше норм материального права данный орган не обладает организационно-распорядительными функциями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения удовлетворить.
Обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение в пределах территории г. Перми Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м.
В части заявленных исковых требований о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям на Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пермском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы через Очерский районный суд Пермского края.
Судья-