73RS0021-01-2023-000620-69
дело № 2а - 1-50/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбачевой Т.Ю., при секретаре Мартьяновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В., УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Абакумовой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В., судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Абакумовой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП в отношении должника – Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
Требования мотивированы тем, что в МОСП по исполнению особых исполнительных производств ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП по исполнительному листу серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку не предоставлены доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП было окончено, в связи с исполнением решения суда.
Указывают, что у Министерства имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный судебным приставом- исполнителем срок. Министерство как исполнительный орган государственной власти Ульяновской области действует в рамках финансирования, утвержденного Законом Ульяновской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Министерством был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №ГК по выполнению работ по проведению лесоустройства на территории Сенгилеевского лесничества и земель лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций отдельных лесничеств Ульяновской области с ФГБУ «Рослесинфорг», в том числе расположенных в границах участковых лесничеств Инзенского лесничества. В рамках данного госконтракта выполнены поэтапно подготовительные, полевые и камеральные работы, это подтверждается актами об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с письмом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ внесение изменений в данные государственного лесного реестра, в том числе в лесоустроительные материалы, осуществляется поле принятия Рослесхозом решения о выделении особо защищенных участков лесов и установлении их границ.
В связи с этим, после направления материалов в Рослесхоз, Министерство утвердило акт № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении Сенгилеевского лесничества.
Таким образом, Министерство исполнило решения суда. Определением Сенгилеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок 6 месяцев.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
На основании вышеизложенного просят суд освободить их от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. Предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенская Н.В. в судебное заседание не явилась. Предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Возражая против удовлетворения иска, сослалась на отсутствие законных оснований.
Представитель УФССП России по Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств Абакумова Е.А. в судебное заседание не явились, извещёны надлежащим образом.
Представитель Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, по письменным материалам дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами исполнительного производства в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение актов судебных органов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно статье 36 данного закона, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Сенгилеевского районного суда. 04.06.2018, вступившим в законную силу 10.07.2018, на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области возложена обязанность в течение 24-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство Сенгилеевского лесничества Ульяновской области в части: проектирования мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в пределах установленных полномочий; утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменений (л.д. 89-91).
Данное решение вступила в законную силу 10.07.2018.
Судом по ходатайству заявителя был выдан исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ на принудительное исполнение судебного акта.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 руб. (часть 3).
В силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Кроме того, из ст.ст. 49, 50 и 54 Конституции Российской Федерации следует, что наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности. Поэтому исполнительский сбор подлежит взысканию с должника на основании ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ не исполнен им в должный срок без уважительных причин.
По смыслу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 №13-П и нашедших развитие в его Определении от 01.04.2008 №419-О-П, возможность взыскать исполнительский сбор предполагает и обеспечение должнику возможности ссылаться на то, что нарушение срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами, непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась. С учетом особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного в конечном счете на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов, правоприменитель обязан предоставить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока вызвано именно такими обстоятельствами и препятствиями.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если суд придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (Определение от 29.03.2016 №694-О).
Предоставление должнику отсрочки или рассрочки во всяком случае относится к поводам для его освобождения от ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в срок, определенный на основании ч.12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Как указывалось выше по решению Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, был выдан исполнительный лист серии ФС №.
ДД.ММ.ГГГГ в МОСП по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство №-ИП (д.<адрес>.).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.11.2020 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 42).
Определением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 10.08.2020 Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 04.06.2018 на срок до 31.12.2020.
08.12.2021 Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области также определением суда от 08.12.2021 была предоставлена отсрочка исполнения указанного выше решения суда на срок шесть месяцев (л.д. 40-41).
При рассмотрении заявления Министерства о предоставлении отсрочки суд пришел к выводам об отсутствии со стороны должника намеренного уклонения от исполнения решения суда, а также о том, что предоставленного решением суда от 04.06.2018 срока (24 месяца) для исполнения решения оказалось недостаточным. При этом судом было установлено, что заявитель принимает меры для исполнения решения суда, работы, направленные на исполнение судебного решения, велись в 2020, 2021 годах и запланированы на 2022 год.
При предоставлении отсрочки судом было принято во внимание, что Министерством с ФГБУ «Рослесинфорг» 14.10.2019 был заключен государственный контракт № на выполнение работ по проведению лесоустройства на территории Сенгилеевского лесничества Ульяновской области.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д. 67).
Принимая во внимание обстоятельства, установленные названными определениями Сенгилеевского районного суда Ульяновской области, об отсутствии виновного неисполнения должником решения суда в срок для его добровольного исполнения, учитывая исключительные обстоятельства по данному делу, принятие ответчиком мер к исполнению исполнительного документа, суд приходит к выводу о наличии объективных причин и отсутствии виновного противоправного бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом – исполнителем срок.
В соответствии с ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В., УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Абакумовой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю.Горбачева
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2024 года.