Дело №2-235/2010
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Радищево 11 августа 2010 года
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Буделеева В.Г.,
при секретаре Родионовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Радищевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района о признании незаконным бездействия администрации МО Калиновское сельское поселение в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории населенных пунктов с.Калиновка, с.Кубра, ст.Рябина, с.Паньшино муниципального образования Калиновское сельское поселение, об обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории населенных пунктов с.Калиновка, с.Кубра, ст.Рябина, с.Паньшино муниципального образования Калиновское сельское поселение и привести земельные участки в пригодное для использования состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в Радищевский районный суд с уточненным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района о признании незаконным бездействия администрации МО Калиновское сельское поселение в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории населенных пунктов с.Калиновка, с.Кубра, ст.Рябина, с.Паньшино муниципального образования Калиновское сельское поселение, об обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории указанных населенных пунктов и привести земельные участки в пригодное для использования состояние.
В обосновании заявленных требований прокурор Радищевского района указал, что прокуратурой с участием главного специалиста-эксперта Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Кузоватовском районе по Радищевскому району Ивановой Г.А. проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения экологического, санитарного и земельного законодательства в деятельности органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования Калиновское сельское поселение.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г.№ 89-ФЗ создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов для размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, а так же её защите от других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В силу ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. ввод в эксплуатацию объектов (полигонов для отходов) допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
Между тем, на территории МО Калиновское сельское поселение места размещения отходов эксплуатируются:
- без выделения в установленном порядке земельного участка;
- без разработки рабочего проекта;
- без специальных геологических и гидрологических исследований;
- без получения заключения государственной экологической экспертизы;
- в отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Однако, в нарушение данных требований закона, органами местного самоуправления поселения сбор и вывоз бытовых отходов и мусора надлежащим образом не организован, вследствие чего, фактически во всех населенных пунктах поселения действуют ранее и вновь возникшие стихийные свалки.
Между тем, на территории муниципального образования Калиновское сельское поселение расположено 7 населенных пунктов: Калиновка, Кубра, Вишневый, Вязовка, Паньшино, с.Рябина, станция Рябина.
На территории поселения функционирует 1 хозяйство - ООО «Волга-Агро» и фермерские хозяйства.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, индивидуальные предприниматели не имеют, малоотходные технологии хранения, утилизации отходов не внедряются, инвентаризация отходов и объектов их размещения не проводится, требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, не соблюдаются, что является нарушением требований ст. 11 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Опасные отходы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не определены, паспорта на них отсутствуют, что является нарушением требований ст. 14 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, не проводилась.
За вопросы жилищно-коммунального хозяйства в поселении отвечает Теплов О., должностная инструкция главного специалиста по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу, благоустройству, транспорту и связи разработана и утверждена главой МО Калиновское сельское поселение. Программа «Отходы» в поселении не разработана. Вопросы по сбору и вывозу бытовых отходов и жидких нечистот в МО Калиновское сельское поселение решаются неудовлетворительно. Организации, заключившей договор на проведение сбора и удаления отходов от объектов социального назначения, жилых домов, нет.
Контейнеров для сбора бытовых отходов нет, контейнерные площадки не оборудованы, что является нарушением требований п. 2.1.3. и п. 2.1.4. «Санитарных правил содержания населенных мест» № 4690-88. Специального транспорта нет.
Села благоустроены неудовлетворительно, заросли травой, все отходы выбрасываются прямо в селе, по оврагам, загрязняя окружающую среду.
Система санитарной уборки территорий населенных мест не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление отходов, временное хранение, регулярный вывоз твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий, что является нарушением требований п. 1.1., п. 1.2., п. 1.8. «Санитарных правил содержания населенных мест» № 4690-88 от 05.08.1988 г.
В с. Кубра все отходы свозятся к берегу пруда в конце улиц Ульяновская и Центральная, загрязняя водоем, где рыбачат и купаются дети.
В с. Рябина бытовые и строительные отходы свозятся по оврагам и вдоль дороги.
В с. Калиновка бытовые отходы свозятся в несанкционированные свалки по дороге на пруд, на выезд на дорогу в с. Паньшино, количество свалок множество, их подсчитать не представляется возможным.
Лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами не представлена, что является нарушением требований ст. 9 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вынесено распоряжение № 17 от 05.05.2010 года «О проведении месячника по ликвидации несанкционированных свалок на территории МО Калиновское сельское поселение», данным решением объявлен месячник по благоустройству с 12 мая по 12 июня, но за основу данное распоряжение также не взято.
Вынесено решение Совета депутатов № 6/51 от 26.05.2010 года «О ходе выполнения мер по повышению уровня благоустройства и санитарного содержания населенных пунктов МО Калиновское сельское поселение».
Месячник на момент проверки продолжается, но села остаются в неудовлетворительном состоянии.
Свалок (полигонов) для хранения и утилизации отходов производства и потребления в населенных пунктах нет, нет решения о выделении мест под хранение и утилизации отходов, нет аншлагов.
Склады с ядохимикатами и минеральными удобрениями на территории поселения на балансе не стоят.
Производственный контроль не проводится, что является нарушением требований п. 1.5., п. 2.1., п. 2.3., п. 4.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с добавлением и изменениями, ст. 26 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 32 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Таким образом, существование несанкционированных свалок бытовых отходов не просто нарушает требования природоохранного законодательства, но и может повлечь распространение опасных для здоровья человека заболеваний.
Неисполнение органами местного самоуправления указанных выше требований закона ведёт к несоблюдению санитарных и экологических норм, а так же влияет на состояние природной среды в местах размещения отходов. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
Круг жителей МО Калиновское сельское поселение из-за широких миграционных процессов постоянно изменяется, в связи с чем индивидуализировать круг лиц, чьи права и законные интересы в данном случае нарушены не представляется возможным.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку вышеприведенные доводы напрямую свидетельствуют о нарушениях прав и законных интересов граждан, проживающих на территории МО Калиновское сельское поселение, то указанные нарушения должны быть устранены.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора прокуратуры Радищевского района Ульяновской области Тарасов А.В., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить их по основаниям, указанным в иске. Дополнительно указал, что ответчиком представлены документы о проводимой ими работе по устранению нарушений и ликвидации несанкционированных свалок. Однако несмотря на принятые меры, проверка показывает, что они недостаточно эффективны и приводят к устранению свалок и соблюдению законодательства.
Представители ответчика - администрации МО Калиновское сельское поселение, в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Определением Радищевского районного суда Ульяновской области от 11.08.2010 года постановлено рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального отдела Роспотребнадзора Ульяновской области в Кузоватовском районе, в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело без участия их представителя. Судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определено рассмотреть дело в отсутствие представителей Территориального отдела Роспотребнадзора Ульяновской области в Кузоватовском районе.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды по Ульяновской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области - в судебное заседание не явились. О дне, времени, месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определено рассмотреть дело в отсутствие представителей Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды по Ульяновской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справке, составленной по результатам рейдовой проверки с прокуратурой района по соблюдению санитарного законодательства в сфере экологии видно, что на территории муниципального учреждения Администрация МО Калиновское сельское поселение имеются нарушения санитарного законодательства в сфере экологии, указанные прокурором в исковом заявлении л.д. 16-26). Рассматриваемые в судебном заседании населенные пункты - Калиновка, Кубра, Паньшино, Рябина расположены на территории земель ответчика.
Из материалов дела следует, что в указанных населенных пунктах отходы размещаются в местах:
- без выделения в установленном порядке земельного участка;
- без разработки рабочего проекта;
- без специальных геологических и гидрологических исследований;
- без получения заключения государственной экологической экспертизы;
- в отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
В целом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора надлежащим образом не организован, вследствие чего, фактически во всех населенных пунктах поселения действуют стихийные свалки.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, индивидуальные предприниматели не имеют, малоотходные технологии хранения, утилизации отходов не внедряются, инвентаризация отходов и объектов их размещения не проводится, требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, не соблюдаются, что является нарушением требований ст. 11 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Опасные отходы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не определены, паспорта на них отсутствуют.
Профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, не проводилась.
Организации, осуществляющей сбор и удаление отходов от объектов социального назначения, жилых домов, нет. Контейнеров для сбора бытовых отходов нет, контейнерные площадки не оборудованы. Специального транспорта нет. В селах отходы выбрасываются на территорию.
Система санитарной уборки территорий населенных мест не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление отходов, временное хранение, регулярный вывоз твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий, что является нарушением требований п. 1.1., п. 1.2., п. 1.8. «Санитарных правил содержания населенных мест» № 4690-88 от 05.08.1988 г.
В с. Кубра все отходы свозятся к берегу пруда в конце улиц Ульяновская и Центральная, загрязняя водоем.
В с. Рябина бытовые и строительные отходы свозятся по оврагам и вдоль дороги.
В с. Калиновка бытовые отходы свозятся в несанкционированные свалки по дороге на пруд, на выезд на дорогу в с. Паньшино, количество свалок подсчитать не представляется возможным.
Лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами не представлена, что является нарушением требований ст. 9 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Свалок (полигонов) для хранения и утилизации отходов производства и потребления в населенных пунктах нет.
Существование несанкционированных свалок бытовых отходов нарушает требования природоохранного законодательства и может повлечь распространение опасных для здоровья человека заболеваний.
Неисполнение органами местного самоуправления указанных выше требований закона ведёт к несоблюдению санитарных и экологических норм, а так же влияет на состояние природной среды в местах размещения отходов. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
При этом администрацией МО Калиновское сельское поселение представлены доказательства, из которых следует, что ответчиком на территории поселения осуществляется определенная работа, направленная на соблюдение законодательства, регламентирующего вопросы экологии и обращения с бытовыми отходами.
Так, согласно постановлению Главы администрации МО Калиновское сельское поселение от 05.05.2010 года № 17 решено в период с 12.05.2010 года по 12.06.2010 года провести в МО Калиновское сельское поселение месячник по благоустройству территорий населенных пунктов МО Калиновское сельское поселение, утвержден план проведения месячника по ликвидации несанкционированных свалок л.д. 61-62).
Согласно постановлению от 02.06.2010 года № 50 утверждена программа комплексного благоустройства территорий населенных пунктов МО Калиновское сельское поселение на 2011-2013 годы л.д. 63-71).
Согласно плану работ по ликвидации несанкционированных свалок и наведению санитарного порядка МО Калиновское сельское поселение видно, что установлены сроки по ликвидации несанкционированных свалок и наведению санитарного порядка л.д. 114).
Согласно отчета о ликвидации несанкционированных свалок на территории МО Калиновское сельское поселение в 2010 году видно, что с начала года было ликвидировано 10 мест складирования твердых бытовых отходов л.д. 115).
Как видно из информации по свалкам МО Калиновское сельское поселение: свалка 1,2 км восточнее п. Кубра и 0,9 км северо-западнее п. Кубра ликвидированы путем сжигания с последующим вывозом на существующую свалку, свалка 0,6 км восточнее с. Калиновка ликвидирована, территория распахана и пригодна для сельхозугодий л.д. 116).
Вынесено решение Совета депутатов № 6/51 от 26.05.2010 года «О ходе выполнения мер по повышению уровня благоустройства и санитарного содержания населенных пунктов МО Калиновское сельское поселение».
Однако доказательств полного устранения выявленных нарушений ответчиком суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что на момент проверки и на момент рассмотрения настоящего гражданского дела на территории рассматриваемых населенных пунктов поселения имелись и имеются не ликвидированные несанкционированные свалки, что свидетельствует о невыполнении ответчиком требований Федерального закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», Федерального закона РФ №131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как указано ранее, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ.
В соответствии с п.18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления по существу нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную и окружающую среду, в том числе права и интересы жителей муниципального образования Калиновское сельское поселение, Радищевского района, Ульяновской области.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурора подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района, Ульяновской области. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения экологического вреда, защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с изложенным, обращение прокурора с иском в защиту муниципальных и общественных интересов неопределенного круга лиц проживающих на территории муниципального образования Калиновское сельское поселение, Радищевского района, Ульяновской области является юридически обоснованным и законным.
Как было указано ранее, в результате проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, которые не устранены на момент рассмотрения гражданского дела, что приводит суд к выводу о том, что со стороны администрации МО Калиновское сельское поселение в вопросе принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории населенных пунктов с.Калиновка, с.Кубра, ст.Рябина, с.Паньшино допущено бездействие, в результате которого нарушается право жителей данного поселения на благоприятную природную и окружающую среду, а также их право на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, поскольку ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Кроме того, в судебном заседании на основании представленных прокурором материалов обосновывающих иск, достоверно установлено, что на территории населенных пунктов с.Калиновка, с.Кубра, ст.Рябина, с.Паньшино в виду нахождения несанкционированных свалок, происходит загрязнение земель, что приводит к невозможности их безопасного использования.
Между тем, согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, а так же её защите от других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В силу ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. отходы производства и потребления подлежат сбору. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В связи с изложенным, суд считает, что иск прокурора Радищевского района Ульяновской области об обязании администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение, Радищевского района, Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки на территории населенных пунктов с.Калиновка, с.Кубра, ст.Рябина, с.Паньшино и привести земельные участки в пригодное для использования состояние, подлежит удовлетворению.
При этом, в силу ст.206 ГПК РФ в случае, если суд обязывает совершить ответчика действия, которые могут быть совершены только им, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая принцип разумности, а также временные и финансовые факторы, погодные условия, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.10.2010 года.
Разрешая иск прокурора в части взыскания с ответчика государственной пошлины, суд приходит к выводу, что данное требование в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ удовлетворению не подлежит, поскольку органы местного самоуправления, выступающие по гражданским делам в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199,233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение, Радищевского района, Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории населенных пунктов с.Калиновка, с.Кубра, ст.Рябина, с.Паньшино муниципального образования Калиновское сельское поселение.
Обязать администрацию муниципального образования Калиновское сельское поселение, Радищевского района, Ульяновской области в срок до 01.10.2010 года ликвидировать несанкционированные свалки на территории населенных пунктов с.Калиновка, с.Кубра, ст.Рябина, с.Паньшино муниципального образования Калиновское сельское поселение и привести земельные участки в пригодное для использования состояние.
В остальной части иска, отказать.
Ответчик, в отношении которого судом принято заочное решение, вправе подать в Радищевский районный суд Ульяновской области заявление об отмене этого решения в течение семи суток со дня вручения копии данного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение 10 суток по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а если такое заявление подано, - в течение десяти суток со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления.
Судья В.Г.Буделеев