Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-366/2015 ~ М-276/2015 от 12.05.2015

Дело № 2-366/2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ленинск 21 мая 2015 года.

Ленинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Петровой Т.П.

при секретаре Фроловой Н.Н.

с участием помощника прокурора Ленинского района Волгоградской области Садовиковой Е.С.,

представителя ответчика - администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица – администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области ФИО3,

свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> Волгоградской области по организации утилизации и переработки бытовых отходов, расположенных на площадке для их временного размещения и обязании администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных на площадке для их временного размещения,

установил:

Прокурор Ленинского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия <данные изъяты> Волгоградской области по организации утилизации и переработки бытовых отходов и обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных на площадке для их временного размещения, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой <адрес> было проверено исполнение законодательства, регламентирующего обращение с отходами, в деятельности администрации Ленинского муниципального района <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ год и истекший период <данные изъяты> года.

В результате проверки установлено, что администрацией в нарушение пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не приняты меры по организации утилизации и переработки бытовых отходов, размещенных на земельном участке площадью 6,0 га, расположенном по адресу: <адрес>», на площадке для временного хранения и утилизации твердых бытовых отходов, находящейся в муниципальной собственности Ленинского муниципального района.

Так, в <данные изъяты> году ООО «<данные изъяты>» осуществлялась деятельность по размещению отходов на земельном участке площадью <данные изъяты> га, расположенном по адресу: <адрес> «<адрес> предоставленном ООО <данные изъяты> администрацией Ленинского муниципального района <адрес> под площадку для временного хранения и утилизации твердых бытовых отходов, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком на <данные изъяты> лет.

Распоряжением администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «О расторжении договора аренды муниципального имущества» Договор расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон, на основании обращения арендатора от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Основным видом деятельности ООО «Родник», зарегистрированным по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, в течение <данные изъяты> года являлось размещение твердых бытовых отходов, образованных в результате отходов, принимаемых от различных организаций.

Так, в течение вышеуказанного периода ООО «Родник» на основании договоров, заключенных <данные изъяты>), и согласно актов оказанных ООО «Ленинская управляющая компания» услуг по размещению твердых отходов в месте организованного хранения (на свалке): от <данные изъяты> <данные изъяты>, принял на арендуемый объект, находящийся в муниципальной собственности, отходы объёмом <данные изъяты> кв. м.

На земельном участке площадью <данные изъяты> га, расположенном по адресу: <адрес> «а», на площадке для временного хранения и утилизации твердых бытовых отходов, расположены бытовые отходы объёмом не менее <данные изъяты> м.?

Указанная площадка находится в муниципальной собственности Ленинского муниципального района и состоит из следующих элементов: (общая площадь сооружений <данные изъяты> м.?): проезд (бетонные плиты) <данные изъяты> м.?, оградительный вал <данные изъяты> м., оградительный вал <данные изъяты> м., шлагбаум 6м., площадка для твердых отходов <данные изъяты> м.?, площадка для твердых отходов <данные изъяты> м.?, накопитель твердых отходов <данные изъяты> м.?, накопитель твердых отходов <данные изъяты> м.?, накопитель твердых отходов <данные изъяты> м.?, накопитель твердых отходов <данные изъяты> м.?, накопитель твердых отходов <данные изъяты> м.?, уборная 1 м.?, охранный пункт <данные изъяты> м.?

Однако, до настоящего времени какие-либо меры по организации утилизации и переработке вышеуказанных бытовых отходов органом местного самоуправления не приняты.

Бездействие администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области по выполнению требований, предусмотренных пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ, подлежит признанию незаконным с 01 января 2015 года, поскольку ранее действовавшим договором аренды муниципального имущества от 12 января 2009 № 20, заключенным Администрацией, обязанность утилизации твердых бытовых отходов возлагалась на арендатора, о чем свидетельствует пункт 1.1. Договора.

С 01 января 2015 года, с момента расторжения Договора на основании Распоряжения администрации Ленинского муниципального района от 18 декабря 2014 года № 154-р, обязанности по утилизации отходов, расположенных на площадке для их временного размещения никем не выполняются. В связи с чем, бездействием администрации Ленинского муниципального района созданы непреодолимые препятствия в деятельности в сфере обращения с отходами, основные требования к которой определены статьями 1, 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В настоящее время Администрацией Ленинского муниципального района предоставлены сведения о том, что органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № <данные изъяты> «О проведении аукциона» по организации торгов на сдачу в аренду вышеприведенной площадки. ДД.ММ.ГГГГ аукцион на право заключения договора аренды площадки для временного хранения отходов признан не состоявшимся, в связи с отсутствием заявок, в связи этим ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления организован новый аукцион (назначен на ДД.ММ.ГГГГ). Указанные меры не могут быть признаны достаточными для надлежащего выполнения требований п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ.

Бездействие органа местного самоуправления по выполнению требований п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ недопустимо, поскольку нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции России и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку приводит к накоплению отходов в черте городского поселения <адрес> без какой-либо дальнейшей работы с ними (утилизации, переработки, вывоза на межмуниципальные объекты размещения отходов и т.п.), созданию неблагоприятных условий для проживания на территории муниципального образования.

Так, отмеченное бездействие приводит к резонансу в СМИ (публикация на сайте ИП «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «В <адрес> разлетающийся со свалки мусор оскверняет могилы» <данные изъяты> приводит к ландшафтным пожарам (сообщение в Ленинскую ПЧ от ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты> мин. о возгорании на свалке, площадь пожара – <данные изъяты> м.?).

Кроме того, бездействие администрации Ленинского муниципального района по организации утилизации и переработке бытовых отходов, расположенных на площадке для их временного хранения по адресу: <адрес> <адрес> нарушает также требования ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, в соответствии с которой отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Просит суд признать бездействие администрации Ленинского муниципального района <адрес> по организации утилизации и переработки бытовых отходов, расположенных на площадке для их временного размещения по адресу: <адрес> <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать администрацию Ленинского муниципального района <адрес> устранить допущенное нарушение.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 изменила заявленные требования, просит признать бездействие администрации Ленинского муниципального района <адрес> по организации утилизации и переработке бытовых отходов, расположенных на площадке для их временного размещения по адресу: <адрес> <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, обязать администрацию Ленинского муниципального района <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, расположенных на площадках для их временного размещения по адресу: <адрес> «<адрес>

Представитель администрации Ленинского муниципального района <адрес> ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признала суду показала, что в 2014 году утилизацией отходов должен был заниматься ООО <данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ в течение 6 месяцев организовывали временное складирование отходов, кроме того, неоднократно проводились конкурсы.

Представитель администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> ФИО6 полагает, что требования прокурора законны и обоснованны, просит удовлетворить в полном объеме.

Суд, выслушав прокурора, представителей Администрации Ленинского муниципального района <адрес>, Администрации городского поселения <адрес>, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с Федеральным закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 года) "Об отходах производства и потребления" в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

    В соответствии с ч.2 ст.7, ч.1 ст.11, Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 51 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Нормами ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

При этом в силу подп. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой Ленинского района Волгоградской области проверки соблюдения законодательства, регламентирующего обращение с отходами, в деятельности администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области выявлены нарушения, а именно, администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области не приняты меры по организации утилизации и переработки бытовых отходов, размещенных на земельном участке площадью <данные изъяты> га, расположенном по адресу: <адрес> на площадке для временного хранения и утилизации твердых бытовых отходов, находящейся в муниципальной собственности Ленинского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ между главой администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды муниципального имущества № 20, по условиям которого ООО «<данные изъяты>» предоставлен в долгосрочную аренду сроком на <данные изъяты> лет муниципальное имущество – площадка для временного размещения твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> <адрес> площадью <данные изъяты> га для хранения и утилизации твердых бытовых отходов. Срок договора устанавливается на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23).

Из акта проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО <данные изъяты>» состоит на учете в органах статистики как малое предприятие, в своей деятельности ООО «<данные изъяты> нарушены требования экологического законодательства, а именно, в нарушение требований ч.1 ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 ООО «<данные изъяты>» с мая 2014 года по декабрь 2014 года не велся учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещаемых отходов. Кроме того, в нарушение требований ч.3 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и п.5 «Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов» ООО «<данные изъяты>» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 год до 15 <данные изъяты> года в Управление Росприроднадзора по <адрес> не представлена (л.д. 14-16).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» обратился в Администрацию Ленинского муниципального района <адрес> с просьбой расторгнуть договор аренды муниципального имущества (л.д.106).

Согласно распоряжению Администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области № <данные изъяты>р от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ муниципального имущества – площадка для временного размещение твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> «а», площадью <данные изъяты> га для хранения и утилизации твердых бытовых отходов, расторгнут (л.д. 24).

Из акта передачи муниципального имущества – площадка для временного размещения твердых бытовых отходов, принимаемого из аренды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с расторжением договора аренды ООО «<данные изъяты>» сдал, а Администрация Ленинского муниципального района <адрес> приняла муниципальное имущество - площадку для временного размещения твердых бытовых отходов расположенную по адресу: <адрес> <данные изъяты> (л.д.25).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КРФоАП по признакам несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления» (л.д.26-30).

Свидетель ФИО7 суду показал, что согласно технической документации, свалка является площадкой для временного хранения твердых бытовых отходов, на ней запрещена утилизация. На территории <адрес> нет специального полигона. <адрес> проводились аукционы на право заключения договора аренды муниципального имущества - площадки для временного хранения твердых отходов, однако желающих нет. Он выезжал на свалку, видел беспорядок, однако пакеты были собраны, мусор находится в границах обваловки.

Свидетель ФИО8 суду показал, что с ООО «<данные изъяты>» был заключён договор на временное хранение мусора, вывозили в специальный полигон в <адрес> по <данные изъяты> %. В настоящее время мусор вывозят на свалку незаконно.

Свидетель ФИО9 суду показал, что в начале <данные изъяты> года произошло возгорание на свалке, сотрудники пожарной части выезжали локализировать пожар. Мусора на свалке стало больше, чем в прошлом году, необходимо утилизировать мусор, так как может произойти возгорание.

Неисполнение Администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселений, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленинского района Волгоградской области к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области подлежат удовлетворению.

Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков так же освобождаются от уплаты государственной пошлины.

    Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

        решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, «<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

2-366/2015 ~ М-276/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского раойна Волгоградской области
Другие
Администрация Ленинского муниципального района Волгоградской области
администрация городского поселения г. Ленинск Волгоградской области
Суд
Ленинский районный суд Волгоградской области
Судья
Петрова Т.П.
Дело на сайте суда
lenin--vol.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2015Передача материалов судье
12.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2015Судебное заседание
21.05.2015Судебное заседание
21.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2017Дело оформлено
23.05.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее