Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3403/2015 ~ М-1809/2015 от 06.04.2015

Дело № 2-3403/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2015 года город Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе

судьи Мангасаровой Н.В.,

с участием представителя истца Фоминых О.Г.,

представителя ответчика Деменевой Е.П.,

при секретаре Молодовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Козлова В. А. к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении стоимости приобретенного технического средства реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Истец, Козлов В.А., обратился в суд, указывая, что он является инвалидом и в соответствии с его программой реабилитации он нуждается в протезе для купания.

В соответствии с медицинскими показаниями ему был изготовлен протез голени для купания стоимостью -СУММА1-., который был оплачен из его личных средств.

Истец обратился к ответчику с заявлением о компенсации произведенных им расходов на изготовление протеза.

Ответчик компенсировал израсходованные денежные средства частично, в сумме -СУММА2-

Размер стоимости приобретенного протеза не превышает размера стоимости соответствующего технического средства реабилитации, приобретенного отделением Фонда в рамках государственного контракта. Таким образом, стоимость приобретенного протеза должна быть компенсирована истцу в полном объеме.

Истец просит взыскать с Государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ПРО ФСС РФ) -СУММА3- – доплата за стоимость приобретенного технического средства, расходы по оплате услуг представителя в размере -СУММА4-.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме, представила письменные пояснения.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласна, представив суду письменные возражения относительно заявленных исковых требований, пояснила суду, что полномочия по определению комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий возложены на учреждения медико – социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации Козлова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указаний на особенности комплектации и технические характеристики изделия и поэтому, поскольку по результатам последнего размещения заказа на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для купания (Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ) стоимость протеза голени для купания составила -СУММА2-., отделение Фонда частично компенсировало истцу стоимость протеза.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Статья 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" гарантирует инвалидам предоставление технических средств реабилитации и услуг за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Согласно ст. 11.1 Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Частью 14 ст. 11.1 Закона предусмотрено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с данным Порядком компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет, с учетом классификации в рамках федерального перечня.

В соответствии с пунктом 7 Порядка, если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация в размере технического средства, которое должно быть предоставлено инвалиду в соответствии с программой реабилитации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства, а также программ реабилитации и документов, подтверждающих эти расходы.

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является социальной гарантией государства и входит в расходную составляющую федерального бюджета, в связи с чем, должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Иной подход означал бы неравенство прав по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов способных приобрести такие средства за свой счет, по сравнению с теми, у которых такая возможность отсутствует (ст. 6, 19 Конституции РФ).

В силу п. 7 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Судом установлено, что Козлов В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом второй группы, которая ему установлена бессрочно.

Согласно индивидуальной программе реабилитации Козлов В.А. нуждается в протезе для купания.

Козлов В.А. обратился к врачу ортопеду – протезисту ФИО, который провел медицинское обследование и им были определены технические характеристики необходимого истцу протеза, с учетом индивидуальных особенностей.

Указанный протез, стоимостью -СУММА1-. был изготовлен и передан Козлову В.А., что подтверждается актом сдачи – приемки выполненных работ и товарным чеком.

Козлов В.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов по приобретению указанного технического средства реабилитации, предоставив необходимые документы.

В ответ на заявление было направлено уведомление о сумме компенсации в размере -СУММА2-., которая ДД.ММ.ГГГГ была перечислена на счет истца.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными в суд документами и не оспаривались участниками процесса.

Пунктом 44 Порядка предусмотрены основания для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации, который является исчерпывающим.

Право на получение компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации возникает с момента его приобретения, независимо от обращения в уполномоченный орган. Инвалид лишается права требовать компенсации только в случае его отказа от обеспечения техническим средством реабилитации. Иных прямых указаний для отказа в выплате компенсации действующее законодательство Российской Федерации не содержит.

Приобретение истцом технических средств реабилитации – протеза голени модульного для купания не противоречит программе реабилитации инвалида, в которой предусмотрена нуждаемость истца в указанном средстве реабилитации.

Нуждаемость Козлова В.А. в обеспечении именно его именно приобретенного протеза с учетом его индивидуальных особенностей, медицинских показаний подтверждена справкой -ОРГАНИЗАЦИЯ-» от ДД.ММ.ГГГГ, а также входе опроса в судебном заседании в качестве специалиста главного врача -ОРГАНИЗАЦИЯ- ФИО (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Как пояснил специалист, использование иных протезов для купания (других конструкций) истцу не рекомендовано, так как с учетом навыков пользования данные средства могут быть опасными для эксплуатации.

Доводы ответчика о полной выплате стоимости приобретенного технического средства реабилитации, в связи с установленными законом особенностями определения размера данной компенсации, не допускающие возмещения расходов в заявленной истцом сумме, судом отклоняются.

В силу пункта 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 № 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

Заказы на поставку требуемого истцу в соответствии средства реабилитации ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ не размещались и аукцион не проводился.

Согласно данным, опубликованным на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (<адрес>), заказ на поставку требуемых истцу средств реабилитации размещались ДД.ММ.ГГГГ (государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ), и стоимость протеза голени модульного для купания ПН3-87С составила -СУММА1-.

Для определения соответствия технического средства уполномоченному органу необходимо сопоставить наименование технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, с техническим средством реабилитации, который указан в классификации, утвержденной Приказом Минтруда РФ

Однако приведенная классификация не содержит конкретных наименований технических средств реабилитации, самостоятельно приобретаемых инвалидами за собственный счет, а фактически указывает на вид того или иного технического средства. Вместе с тем, на отсутствие тождественности протезов, который был установлен истцу и являлся предметом государственной закупки ДД.ММ.ГГГГ на сумму -СУММА2-., возмещенную ответчиком, указывают имеющиеся различия.

Кроме того, согласно классификации, утвержденной Приказом Минтруда РФ (ссылка <2>) технические средства реабилитации (изделия) могут приобретаться инвалидами (ветеранами) в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями.

Приобретая протез для купания, предусмотренный индивидуальной программой реабилитации инвалида и необходимый истцу по медицинским показаниям для реализации равных с другими гражданами возможностей в гражданских, экономических, политических и других правах и свободах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, истец имел право на получение компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации.

Не проведение органами социального страхования торгов по закупке протезов аналогичной модели или модификации само по себе не должно исключать возможности их приобретения и получения денежной компенсации в полном размере. Заявлений о несоответствии цены протезов, приобретенных истцом, их фактической стоимости, сложившейся на рынке, не поступало.

Возмещение гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации, необходимого им в соответствии с указанием индивидуальной программы реабилитации и медицинским показаниям, направлено на защиту прав и интересов данной категории граждан, что соответствует конституционным принципам и политике Российской Федерации, как правового и социального государства, в котором установлена система гарантированных мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, определены правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предусмотрены гарантии материального обеспечения.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию сумма в размере -СУММА3-., составляющая разницу между стоимостью приобретенного технического средства – -СУММА1-. реабилитации инвалидом и возмещенной суммой – -СУММА2-.

На основании ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Между Козловым В.А. и адвокатом Фоминых О.Г. был заключен договор на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно квитанции, Козлов В.А. оплатил по договору -СУММА4-. Составлен акт приема - выполненных работ к договору (л.д. 82-84).

Исходя из принципа разумности и учитывая конкретные обстоятельства дела, а именно: сложность дела, количество судебных заседаний в которых участвовал представитель истца, их продолжительность, перечень выполненных работ по договору, указанных в акте, суд считает, что заявленная истцом сумма соответствует принципу разумности и справедливости и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме, в размере -СУММА4-.

Расходы по уплате государственной пошлины в связи с освобождением от ее уплаты истца подлежат взысканию с ответчика в доход местного бюджета (ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Козлова В. А. -СУММА3-. стоимости приобретенного технического средства реабилитации, -СУММА4-. в возмещение расходов по оплате юридических услуг.

Взыскать с Государственного учреждения Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета -СУММА5-. государственной пошлины.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.В. Мангасарова

Решение в полном объеме изготовлено 04.08.2015.

2-3403/2015 ~ М-1809/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козлов Владимир Анатольевич
Ответчики
Государственное учреждение Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Другие
Фоминых Ольга Геннадьевна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Мангасарова Надежда Владимировна
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
06.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2015Передача материалов судье
10.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2015Предварительное судебное заседание
14.07.2015Судебное заседание
23.07.2015Судебное заседание
04.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2017Дело оформлено
21.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее