В окончательной форме изготовлено 16.04.2019 года
УИД: № Дело № 2-258/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 11 апреля 2019 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.А.
при секретаре Ошиваловой С.В.
с участием: истца Королевой Т.С., представителя истца Фролова Г.Б., действующего по устному ходатайству,
представителя ответчика Журавлевой О.В., действующей по доверенности № 4 от 24.10.2018,
представителя третьего лица Григорьевой Т.В., действующего по доверенности № 21-03/19 от 21.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой ФИО10 к Обществу с ограниченной ответственностью «Зареченское» о снятии финансовых претензий по оплате коммунальной услуги за отопление,
УСТАНОВИЛ:
Королева Т.С. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Зареченское» (далее - ООО «Зареченское») о снятии финансовых претензий по оплате коммунальной услуги за отопление, указав следующее: она является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Ответчик является ресурсоснабжающей организацией в области теплоснабжения. Однако, по отношению к ее дому не является ресурсоснабжающей организацией и услуги отопления непосредственно ее жилого помещения не оказывает. В 2012 году из-за некачественно предоставляемой услуги по отоплению она обратилась к директору ООО «Обслуживающая районная компания» Никулиной Т.И. с заявлением о разрешении перейти на автономную систему отопления жилого помещения (от электрических конвекторов). Ее обращение было удовлетворено. Данное решение реализовано ею в июне 2011 года. По состоянию на январь 2019 года сумма требований ответчика за отопление составила 62 323,68 руб. Соответственно, на начало отопительного сезона 2017-2018 никакой задолженности перед ответчиком не было, также не было задолженности до мая 2018 года, выставляемые ответчиком счета выплачивались ею своевременно. С мая 2018 года произошло многократное увеличение бремени платежей по услуге за отопление. В порядке досудебного урегулирования спора она обращалась в прокуратуру с требованием провести проверку действий ответчика. Из ответа Камышловской межрайонной прокуратуры от 06.08.2018 следует, что начисления ООО «Зареченское» оплаты за отопление путем расчета доли в общедомовом имуществе приняты самостоятельно, без учета мнения всех собственников жилья (отсутствия соответствующего протокола). В адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона. Полагает, что у ответчика возникла обязанность уточнения имущественных претензий к собственнику жилого помещения и снятия необоснованных финансовых требований. Просит обязать ответчика снять необоснованные финансовые претензии в размере 62 323,68 руб., взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2 069,71 руб. и прочие услуги в размере 178 руб.
Истец Королева Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, суду пояснила, что до июня 2018 она оплачивала услугу за отопление на общедомовые нужды в размере по 300 руб., перестала оплачивать услугу за отопление с июня 2018 года, когда ответчик направил в адрес жителей квитанции, в которых оплата за отопление составила более 3 000 руб., поскольку считала это незаконным. В настоящее время внесены изменения в технический паспорт на квартиру, и подготовлен проект переустройства жилого помещения с учетом перехода на индивидуальное отопление. Полагает, что переход на индивидуальное отопление был произведен ею законно, с разрешения управляющей компании. В администрацию с заявлением о разрешении перейти на индивидуальное отопление не обращалась. Начисление платы за услугу по отоплению незаконно, поскольку данная услуга не оказывалась, в том числе, на общедомовые нужды, поскольку в подъезде отсутствуют батареи отопления. Просит иск удовлетворить.
Представитель истца Фролов Г.Б., действующий по устному ходатайству, исковые требования поддержал, суду пояснил, что переход на индивидуальную систему отопления являлся для собственников помещений многоквартирного дома вынужденным. Поскольку услуга по отоплению конкретного жилого помещения фактически не оказывалась, что ответчиком не оспаривается, законность перепланировки жилого помещения, в данном случае, не имеет значения и не является юридически значимым обстоятельством. Акт разграничения балансовой принадлежности между ресурсоснабжающей организацией и управляющее компанией не является основанием для начисления платы за отопление. Ответчик не доказал, что перепланировка отопления была незаконной, не соответствующей требованиям безопасности. Администрация сельского поселения также не обращалась с требованиями о признании перепланировки незаконной. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также ранее вынесенными судебными актами, в которых указано на незаконность требований о взыскании оплаты за отопление в жилых помещениях, переведенных на индивидуальные источники отопления. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Зареченское» Журавлева О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что с 12.09.2017 ООО «Зареченское» является ресурсоснабжающей организацией по передаче и распределению тепловой энергии в д. Фадюшина, д. Баранникова, Камышловского района. Начисления за предоставление коммунальной услуги «отопление» собственникам/нанимателям жилых помещений производятся на основании нормативов, утвержденных Постановлением Главы МО «Зареченское сельское поселение» от 25.12.2009 № 207 и тарифов, утвержденных Постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области. Для заключения договоров в сентябре 2017 года на подъездах многоквартирных домов, досках объявлений ООО «Зареченское» были размещены объявления о срочном заключении договоров на поставку тепловой энергии, так как необходимо было начинать отопительный сезон, но не все жители заключили договора на оказание коммунальной услуги «отопление». Также ООО «Зареченское» в газете «Камышловские известия» от 26.07.2018 опубликован «Договор для жителей, проживающих в многоквартирных домах Зареченского сельского поселения на территории Баранниково и Фадюшино». Начало действия оферты с 12.09.2017. Таким образом, ресурсоснабжающей организацией ООО «Зареченское» приняты все необходимые меры для заключения договора на поставку тепловой энергии с каждым из жителей. В апреле 2018 года многоквартирный <адрес> расположенный по адресу <адрес>, д. Баранникова надлежащим образом подключен к системе централизованного отопления, с этого момента договор энергоснабжения (теплоснабжения) считается заключенным. Коммунальная услуга «отопление» по централизованной системе отопления ресурсоснабжающей организацией согласно Акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (трубопроводов) и эксплуатационной ответственности сторон от 15.09.2018, заключенному между ресурсоснабжающей организацией ООО «Зареченское» и управляющей компанией ООО «Обслуживающая районная компания», предоставляется до границ балансовой принадлежности потребителя, то есть, до внешней стены многоквартирного <адрес>, д. Баранникова. За распределение тепла по внутридомовым сетям ответственность несет управляющая компания. ООО «Зареченское» надлежащим образом исполняет обязательства по предоставлению коммунальной услуги отопление. Отключение от системы центрального отопления производилось истцом самостоятельно, без согласования переустройства жилого помещения с органом местного самоуправления, без соблюдения требований со ст.ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Изменив внутридомовую и внутриквартирную систему, истец изменила параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществила влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома и подачу тепла в квартиры. Жилищное законодательство на момент начисления не содержало формул, позволяющих отдельно рассчитать объем тепловой энергии, потребленной в помещении потребителя, и объем тепловой энергии, потребленной в целях содержания общего имущества МКД, поэтому расчеты были произведены согласно абз. 2 п. 40 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. ООО «Зареченское» с 01.01.2018 производились начисления за коммунальную услугу «отопление» собственникам/нанимателям квартир, расположенных в многоквартирных домах, не имеющих подключений к системам центрального теплоснабжения только на общедомовые нужды, данные начисления производились и Королевой Т.С. В домах, надлежащим образом, подключенных к системе централизованного отопления д. Баранникова и д. Фадюшина, в том числе, и в <адрес>, д. Баранникова, нет установленных приборов учета, поэтому начисления на общедомовые нужды производились по установленным нормативам и тарифам, пропорционально доли общего имущества. После обращения собственников/нанимателей жилых помещений, расположенных в д. Баранникова и в д. Фадюшина в Камышловскую межрайонную прокуратуру с жалобой о незаконности начислений за коммунальную услугу «отопление» на общедомовые нужды, так как жилые помещения отключены от центрального отопления, прокуратурой в адрес директора ООО «Зареченское» было вынесено представление от 07.08.2018 об устранении нарушений закона по вопросу незаконного начисления платы, из которого следовало, что ООО «Зареченское» следует прекратить начисления платы за отопление мест общего пользования, и произвести перерасчет платы, согласно законодательству РФ. В целях устранения допущенных нарушений ООО «Зареченское» произведен перерасчет платы за предоставление коммунальной услуги «отопление» с 12.09.2017, плата за коммунальную услугу отопление пересчитана в соответствии с Жилищным кодексом РФ и абз. 2 п. 40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Расчеты платы произведены согласно п. 42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Согласно техническим условиям, выданным Камышловский РЭС, электрическая мощность добавляется в целом на многоквартирный дом, а не на отдельно взятые жилые помещения в этом доме, соответственно и распределяется равномерно между всеми квартирами, что не позволяет собственникам установку электрических конвекторов мощностью 4-5 кВт в одной квартире, так как добавленная нагрузка равномерно распределяется по внутридомовым электрическим сетям. Разрешенная максимальная нагрузка на многоквартирный составляет 54,4 кВт, а собственниками 12-иквартирного дома используется нагрузка свыше положенной на 15,4 кВт, так как в доме отключено от центрального отопления без согласования переустройства 6 квартир. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации МО «Зареченское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении глава МО «Зареченское сельское поселение» Михаленко В.В. просит рассмотреть дело без своего участия, доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, поддерживает. Как следует из письменного отзыва на иск от 07.03.2019, ООО «Зареченское» является единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования «Зареченское сельское поселение» по населенным пунктам: д. Баранникова, д. Фадюшина. Начисления за предоставление коммунальной услуги отопление жилых помещений производится на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, нормативов, утвержденных постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области, постановлением главы МО «Зареченское сельское поселение» от 25.12.2009 № 207. Коммунальная услуга «отопление» в МКД № 5 по адресу: д.Баранникова, <адрес>, предоставляется единой теплоснабжающей организацией ООО «Зареченское» в полном объеме. Необходимые документы для согласования перехода на индивидуальное отопление в соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации в Администрацию МО «Зареченское сельское поселение» не поступали. Отключение от системы центрального отопления истцом произведено самовольно, не была соблюдена процедура по переходу МКД на другой вид отопления, а именно: не проведено собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме (нет протокола), нет согласования с органом местного самоуправления, действия истца являются незаконными. По техническому паспорту МКД № и все квартиры в доме по адресу: д. Баранникова, <адрес> подключены к системе центрального отопления. Истец самовольно отключилась от системы центрального отопления, своими действиями нарушает права и законные интересы соседей по дому, которые пользуются отоплением от системы центрального отопления, и на которых ложится обязанность оплачивать коммунальную услугу по отоплению за свою квартиру и оплачивать отопление квартиры, отключенной от отопления. Кроме того, на состояние конструктивных элементов указанного многоквартирного дома при резких перепадах температур, особенно в зимний период, влияют температура внутри помещения и температура наружного воздуха, идет разрушение стен здания, стены не прогреваются, влага не испаряется и появляется плесень, которая способствует разрушению стен. Воздействие указанных факторов на МКД приведет к признанию его аварийным. Начисления за предоставленную коммунальную услугу «отопление» выставляются ресурсоснабжающей организацией ООО «Зареченское» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Просит в удовлетворении исковых требований Королевой Т.С. к ООО «Зареченское» отказать (л.д. 25-27).
Представитель третьего лица ООО «Обслуживающая районная компания» Григорьева Т.В. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку переход на индивидуальный квартирный источник тепловой энергии не является переустройством жилого помещения и не повлиял на технические характеристики общего имущества жилого многоквартирного дома, а также на систему отопления многоквартирного дома в целом. Мощность электрической подстанции позволяет повысить энергопотребление жилого дома. Услуга по отоплению истцу не оказывалась, поэтому начисления за тепловую энергию являются незаконными. Управляющая компания в 2012 году давала разрешение на отключение от центрального отопления, а не на переустройство жилого помещения, сама управляющая компания услуги по отоплению не оказывает, граница разграничения балансовой принадлежности проходит по стене жилого дома. Орган местного самоуправления в свое время не принял надлежащих мер к разъяснению собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах о соблюдении порядка перевода на индивидуальную систему отопления, который был произведен ими вынужденно, поскольку на тот период услуги по отоплению предоставлялись ненадлежащего качества.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 249 ГК РФ, предусматривает, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, истцу Королевой Т.С. на основании договора купли-продажи (передачи) дома (доли дома) в собственность граждан от 21.01.1993 года на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение - <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 5-6).
Управление многоквартирным жилым домом осуществляет ООО «Областная районная компания».
Согласно Концессионному соглашению, заключенному 14.03.2017 между Администрацией МО «Зареченское сельское поселение», и ООО «Зареченское», ООО «Зареченское» является ресурсоснабжающей организацией по передаче и распределению тепловой энергии в д. Фадюшина, д. Баранникова, Камышловского района Свердловской области Деятельность, по поставке потребителям тепловой энергии, ресурсоснабжающей организацией ООО «Зареченское» начата с 12 сентября 2017. Начисления за предоставление коммунальной услуги «отопление» собственникам/нанимателям жилых помещений производятся на основании нормативов, утвержденных Постановлением Главы МО «Зареченское сельское поселение» от 25.12.2009 № 207 и нормативов утвержденных Постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 № 81-ПК, от 11.12.2017 № 154-ПК, от 25.11.2017 № 2017-ПК. (л.д. 35-46).
Согласно п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения (теплоснабжения) выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Согласно пп. «в» п. 17 Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Согласно сведениям в газете «Камышловские известия» от 26.07.2018 опубликован «Договор для жителей, проживающих в многоквартирных домах Зареченского сельского поселения на территории Баранниково и Фадюшино. Начало действия оферты с 12.09.2017». Как следует из технического паспорта на жилой дом, МКД №5 имеет центральное отопление (л.д. 49-50), подключен к системе централизованного отопления, в связи с чем договор энергоснабжения (теплоснабжения) считается заключенным, что подтверждается «Карточкой лицевого счета». Надлежащее исполнение обязательств по предоставлению коммунальной услуги отопление подтверждается журналом «приема сдачи смены» кочегарами котельной, а так же температурными параметрами узлов учета потребителей: Баранниковский ФАП и Баранниковская ДШИ (л.д. 48, 51-57).
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (трубопроводов) и эксплуатационной ответственности сторон от 15.09.2018, заключенному между ресурсоснабжающей организацией ООО «Зареченское» и управляющей компанией ООО «Обслуживающая районная компания», коммунальная услуга «отопление» по централизованной системе отопления ресурсоснабжающей организацией предоставляется до границ балансовой принадлежности потребителя, то есть до внешней стены многоквартирного <адрес>, д. Баранникова (л.д. 47). За распределение тепла по внутридомовым сетям ответственность несет управляющая компания ООО «Обслуживающая районная компания», так как данный дом находится в ее управлении.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> подключен к централизованной системе отопления, коммунальные услуги по которому до сентября 2017 года предоставлялись ООО «Обслуживающая районная компания», с сентября 2017 года - ООО «Зареченское». Общедомовыми приборами учета тепловой энергии указанный дом не оборудован, в квартире ответчика индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют.
Также судом установлено, что в период 2011-2012 год истец самостоятельно произвела отключение квартиры от централизованных сетей теплоснабжения отопления и работы по устройству автономного электроотопления.
Данный факт установлен при обследовании квартиры специалистами МО «Зареченское сельское поселение» 22.11.2018, и подтверждается актом обследования жилого помещения ООО «Обслуживающая районная компания» от 15.10.2013, письмом Администрации МО «Зареченское сельское поселение» от 14.08.2017 № 1342 (л.д. 8, 16).
Согласно технического паспорта жилого помещения - <адрес> д. Баранникова по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отопление автономное от электроприборов.
После установки в квартире индивидуальных квартирных источников тепловой энергии плата за коммунальную услугу по отоплению ей не начислялась, соответствующие платежи стали начисляться Королевой Т.С. с сентября 2017 года ресурсоснабжающей организацией ООО «Зареченское» (л.д. 9).
Как следует из карточки лицевого счета № 182 на имя Королевой Т.С. на жилое помещение по адресу: <адрес>, задолженность за услуги по отоплению за период с сентября 2017 года по январь 2019 года составила 62 323 руб. 68 коп. (л.д. 9). Перерасчет платы за предоставление услуги по отоплению произведен ООО «Зареченское» с 12.09.2017, плата за коммунальную услугу отопление пересчитана в соответствии с действующим на момент спорных отношений Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и на основании представления Камышловского межрайонного прокурора от 07.08.2018 об устранении нарушений закона по вопросу незаконного начисления платыв связи с обращением жителей МКД дер. Баранникова (л.д. 59-63).
Как следует из сведений ОАО «МРСК Урала» филиал «Свердловэнерго» ПО ВЭС Камышловский РЭС от 02.04.2019, электроснабжение <адрес> в <адрес> осуществляется от внутридомовых сетей, находящихся на обслуживании ООО «Обслуживающая районная компания». Между управляющей компанией ООО «Обслуживающая районная компания» и филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» по данному многоквартирному дому оформлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 05.03.2-12 № 39/48-СЭ/ВЭС, в котором отражены суммарные значения присоединенной и максимальной мощности равной 57,9 кВа и 54,4 кВт соответственно. В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, разрешение на установку электрических котлов, электрических конвекторов и иного электрического оборудования для отопления квартир многоквартирного дома по указанному адресу должна выдавать организация, осуществляющая обслуживание внутридомовых сетей, в данном случае, ООО «Обслуживающая районная компания». Собственник <адрес> в <адрес> в Камышловский РЭС по данному вопросу не обращался.
Как следует из установленных обстоятельств, отключение от системы центрального отопления производилось истцом самостоятельно и без согласования переустройства жилого помещения с органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации приведенные правовые нормы применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 9 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, злоупотребление правом в любой форме не допускается.
Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Так, в соответствии со статьей 36 главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Подпунктом «в» пункта 35 Правил установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В силу части 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поскольку система централизованного отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона, относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения (изменения) возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В этой связи действующим законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действий при принятии решения о смене способа обеспечения теплоснабжения как отдельным собственником помещений в многоквартирном доме, так и всеми собственниками помещений в таком доме.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Завершением переустройства жилого помещения, согласно ст. 28 ЖК РФ, является акт приемочной комиссии, который в свою очередь должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав, для внесения изменений в техническую документацию на многоквартирный дом.
Из выше изложенного следует, что переустройство квартиры должно осуществляться в соответствии с правилами Жилищного кодекса Российской Федерации. Без утвержденных и согласованных проектов на переустройство в квартире собственник не может проводить работы по переустройству инженерных систем и вносить изменения в техническую документацию жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме.
Таким образом, переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению, согласно абзацу 2 пункта 40 Правил, действующему на период спорных отношений, вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изменений, внесенных постановлениемПравительства РФ от 23.02.2019 N 184, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.
Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, которое осуществляется в первую очередь на основании главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении" (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 1 января 2011 года). Так же в вышеуказанном решении установлено, что плата за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, при соблюдении всех нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, которые действовали на момент его проведения, возлагается на пользователей и собственников таких жилых помещений лишь в части расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из письма главы МО «Зареченское сельское поселение» от 14.08.2017 разрешение на отключение от центрального отопления жилых помещений в многоквартирных домах на территории д.Баранникова администрацией не выдавалось. До настоящего времени, за разрешением о переводе жилого помещения на индивидуальное отопление истец не обращалась, письменного разрешения на перевод на индивидуальное отопление квартиры Королевой Т.С. не выдавалось, что подтвердил в отзыве представитель Администрации МО «Зареченское сельское поселение».
Акт обследования жилого помещения, составленный управляющей компанией в 2013 году, технический паспорт о наличии автономного электроотопления и рабочая документация о переустройстве жилого помещения, разработанная ООО «Салон-мастерская «Арт-Канон», не подтверждают законность переустройства жилого помещения собственником, предусмотренную нормами жилищного законодательства.
Доказательств, подтверждающих согласие всех собственников жилых помещений многоквартирного дома на реконструкцию общего имущества путем его уменьшения (изменения) в материалы дела также не представлено.
Таким образом, истцом не представлено доказательств законности демонтажа приборов системы центрального отопления многоквартирного дома в жилом помещении, как и соблюдения установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления путем согласования с органом местного самоуправления переустройства жилого помещения, осуществляемого посредством принятия уполномоченным органом решения в установленном порядке. Разрешения о согласовании реконструкции, перепланировки, переустройстве инженерной системы централизованного отопления многоквартирного жилого дома, являющейся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, для перехода на индивидуальное отопление жилого помещения - <адрес> по адресу: <адрес> не выдавалось.
Ссылки истца на иную судебную практику не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку при рассмотрении гражданского дела учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Исходя из установленных выше обстоятельств дела и положений действующего законодательства, действия истца, в отсутствии надлежащего акта приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства внутриквартирной системы отопления, нельзя признать соответствующими установленному законом порядку переустройства жилого помещения.
Установленные обстоятельства, равно как и отсутствие в материалах дела доказательств оказания услуги по отоплению ненадлежащего качества, вопреки заявленным исковым требованиям, не свидетельствуют о прекращении правоотношений между поставщиком и потребителем коммунальной услуги по отоплению и не освобождают последнего от исполнения обязанности по внесению соответствующей платы, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Королевой ФИО11 к Обществу с ограниченной ответственностью «Зареченское» о снятии финансовых претензий по оплате коммунальной услуги за отопление отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Л.А. Афанасьева