№12-622/2018-12
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петрозаводск 05 сентября 2018 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Мельгиной И.А., рассмотрев жалобу защитника Мелентьевой О.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 26 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия, ИНН 1001016083, ОГРН 1071001000443, юридический адрес: г. Петрозаводск, пр.Ленина, д.6,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 26 июля 2018 года Министерство социальной защиты Республики Карелия привлечено к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 15698,08 рублей по тем основаниям, что допустило нецелевое использование бюджетных средств.
В жалобе выражается несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении ставится вопрос о его отмене. В обоснование заявленных требований указывается, что при заключении Соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.02.2017 №069-08-201, согласованным с Управлением федерального казначейства Российской Федерации, средства субсидии были распределены, в том числе, и на расходы по почтовым услугам по КБК 824 10 03 03 1 01 R4620 240. Обращается внимание на то, что Управлением федерального казначейства по Республике Карелия производилось санкционирование расходования субсидии.
В судебном заседании защитники Министерства социальной защиты Республики Карелия Мелентьева О.С., Егоров С.В. доводы жалобы поддержали, сообщив, что по инициативе республиканских властей на 2017 год выделена федеральная субсидия для выплаты компенсаций отдельным категориям граждан оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, фактическое предоставление которой предусмотрено посредством кредитной организации или курьерскими услугами почтовой связи. Выбор способа получения субсидии зависит от волеизъявления ее получателя. Субсидия из федерального бюджета выделена при условии софинансирования субъектом Российской Федерации расходных обязательств по данному направлению и ни в одной правовой норме не содержится запрета на использование бюджетных денежных средств для доведения компенсационных выплат их получателям, в том числе почтовые услуги.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Матвеенко Е.С. указала на правомерность привлечения Министерства социальной защиты Республики Карелия к административной ответственности, пояснив, что расходы на уплату почтового сбора по доставке компенсационных выплат должны быть отнесены на бюджет Республики Карелия в силу правовой природы софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и проверив производство по делу об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Положениями статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что на протяжении 2017 года Министерство социальной защиты Республики Карелия, действуя в рамках Соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.02.2017 №069-08-201, в нарушение ст.38 Бюджетного кодекса РФ, п.1.1 Соглашения допустило нецелевое использование бюджетных средств – субсидии - в размере 313961,60 рублей, направленных на оплату почтовых расходов в ходе произведения выплат компенсации отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
Положениями ст.38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ст.132 Бюджетного кодекса РФ).
Получатель бюджетных средств, в числе прочего, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (п.3 ч.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92, субсидии предоставляются на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт, обусловленных принятием ими на основании части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации соответствующих расходных обязательств.
Предметом Соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме от 17.02.2017 № 069-08-201 является предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Республики Карелия субсидии на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п.1.1 Соглашения).
Приказом исполняющего обязанности руководителя Управления федерального казначейства Республики Карелия №93 от 21.03.2018 назначена выездная проверка соблюдения Министерством социальной защиты Республики Карелия условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из содержания акта выездной проверки от 27.04.2018, в действиях привлекаемого лица установлены нарушения п.2 Правил 92, п.1.1 Соглашения, ст.162 Бюджетного кодекса РФ – нецелевое использование средств субсидии в размере 313961,60 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 05.05.2016 № 158-П «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти и восьмидесяти лет» выплата компенсации производится Государственными казенными учреждениями социальной защиты Республики Карелия - центрами социальной работы городов и районов ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, путем перечисления денежных средств на счет гражданина, открытый в кредитной организации, либо через организации федеральной почтовой связи.
В соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2018) субсидия была распределена по следующим КБК в соответствии со сложившимся кассовым расходом 2016 года и ожидаемым исполнением 2017 года: - по КБК 824 10 03 03 1 01 R4620 240 в объеме 390,6 тысяч рублей; - по КБК 824 10 03 03 1 01 R4620 310 в объеме 12 104,7 тысяч рублей.
Объемы средств по 240 виду расходов отражены в соответствии приложением к вышеуказанному приказу 5(1).1 пункт:
ж) отражение расходов по оплате договоров на пересылку (доставку) получателям выплат, относящихся к публичным нормативным (публичным) обязательствам - по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», в рамках направлений расходов, предназначенных для отражения расходов на исполнение соответствующих публичных нормативных (публичных) обязательств.
Согласно подпункту «б» пункта 6 Правил № 92 одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт.
В Приложении 4 «Ведомственная структура расходов бюджета Республики Карелия на 2017 год» к Закону Республики Карелия от 21.12.2016 № 2083-3PK «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» компенсация отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) отражена по КБК 824 10 03 03 1 01 89900 240; компенсация отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (Публичные нормативные социальные выплаты гражданам) отражена по КБК 824 10 03 03 1 01 89900 310.
При этом как следует из Порядка применения целевых статей классификации расходов бюджета Республики Карелия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Карелия от 01.11.2016 № 457 по направлению расходов 89900 «Компенсация отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» отражаются расходы бюджета Республики Карелия на реализацию Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия», направляемые на предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.
Законом Республики Карелия от 26.06.2017 № 2134-3PK «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Приложение 4 к Закону Республики Карелия от 21.12.2016 № 2083-3PK было изложено в новой редакции, в которой указанная компенсация была отражена по КБК 824 10 03 03 1 01 R4620 240 и 824 10 03 03 1 01 R4620 310 соответственно.
Приказом Министерства финансов Республики Карелия от 09.02.2017 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Карелия от 1 ноября 2016 года № 457» в Порядок внесены изменения. Направление расходов 89900 исключено, при этом Порядок дополнен новым направлением расходов: «R4620 Компенсация отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», по которому отражаются расходы бюджета Республики Карелия на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета, а также расходы бюджета Республики Карелия, в целях софинансирования которых предоставляются из федерального бюджета субсидии.
Приказом министра финансов РФ №1662 от 19.07.2018 принято решением о бесспорном взыскании суммы средств в размере 313961,60 рублей, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Карелия.
Таким образом, расходы на реализацию Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия», направляемые на предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, возложены на бюджет Республики Карелия.
В связи с выявленными нарушениями, должностным лицом административного органа 17 июля 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.
Каких-либо оснований не согласиться с данными выводами не имеется, поскольку они основаны на совокупности собранных по делу доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Выводы должностного лица о виновности Министерства социальной защиты Республики Карелия в инкриминируемом правонарушении основаны на протоколе об административном правонарушении, который существенных недостатков не имеет, составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, актом выездной проверки от 27.04.2018 и иными письменными материалами дела.
При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.
Собранные по делу доказательства оценены должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.
Правовая оценка действиям привлекаемого лица является верной и соответствует фактическим обстоятельствам содеянного.
Необходимых и достаточных доказательств того, что привлекаемым лицом были приняты все зависящие меры по недопущению административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Изложенные в жалобе доводы о согласовании расходования бюджетных средств Российской Федерации на обеспечительные мероприятия, связанные с компенсационными выплатами, являются голословными, поскольку при заключения соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.02.2017 №069-08-201 данный вопрос не обсуждался и урегулирован не был.
Санкционирование подобных расходов Управлением казначейства Республики Карелия не порождает обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, поскольку расходные обязательства на обеспечительные цели выплаты компенсаций осуществлялись привлеченным лицом по своему усмотрению.
Правовая природа субсидирования и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации предполагает использование средств федерального бюджета исключительно на покрытие компенсационных расходов перед отдельными категориями граждан.
Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом конкретных обстоятельств дела не имеется, поскольку выявленное нарушение существенным образом затрагивает охраняемые законом общественные правоотношения в области бюджетной политики Российской Федерации.
О повышенной общественной опасности данного административного правонарушения, особой значимости охраняемых законом отношений в сфере финансового контроля, свидетельствуют размер установленного законодателем штрафа и двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание является справедливым и соответствует характеру допущенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление следует признать законным, обоснованным и справедливым, оснований для его отмены или изменения, в том числе, по иным изложенным в жалобе доводам, не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 26 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.Ю. Парамонов