Решение по делу № 33а-1113/2020 от 05.03.2020

    Дело: 1я инст. №2а-2752/19, 2я инст.№33а-1113/2020    Председательствующий в

    Категория 19    первой инстанции Семенуха Т.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    26 мая 2020 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

    при секретаре    Дубровой А.В.,

    помощник судьи-докладчика    Благовидов А.В.,

    с участием:

    представителя административного истца Петренко Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Османовой Э. С. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения, возложении обязанность совершить определенные действия, по апелляционной жалобе административного истца Османовой Э. С. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 19 ноября 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Османова Э.С. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, возложить на административного ответчика обязанность утвердить вышеназванную схему.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 19 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.

        Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.

        Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

        Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

        По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

        По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается, что решением десятой сессии двадцать четвертого созыва Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) Османовой Э.С. дано согласие на передачу в частную собственность земельного участка площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по адресу <адрес> (п. 1 решения).

ДД.ММ.ГГГГ Османова Э.С., действуя через представителя, в соответствии с требованиями пункта 4 Постановления -ПП с целью завершения оформления прав на земельный участок, через МФЦ <адрес> (л.д. 20), обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением, вх. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка по вышеназванному адресу.

Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26) в соответствии с п. 2.8.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного распоряжением Департамента №9052-РДЗ от 27.06.2017 года истцу возвращено ее заявление с приложенными к нему документами в связи с несоответствием представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 Регламента, так как в составе представленных материалов отсутствуют документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Не согласившись с вышеуказанным решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Османова Э.С. обратилась с административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Османова Э.С. не выполнила в установленные сроки требования п. 2 Решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оно в силу его п. 3 утратило силу и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлось не действующим.

При этом судом первой инстанции не принято во внимание следующее.

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

Частями 1 и 5 статьи 12 Закона №46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя №25-ПП от 01.02.2016 года утвержден «Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» (далее Порядок).

В силу пунктов 3, 4 вышеназванного Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.

Заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21.03.2014, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка.

При этом обращению заинтересованного лица с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка, предшествует процедура утверждения уполномоченным лицом схемы расположения земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка.

Согласно пункта 2.8.2 административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 27.06.2017 N 9052-РДЗ "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", основаниями для возврата заявления и приложенных к нему документов являются:

- не представлены оригиналы документов, подтверждающих право лица на осуществление подачи заявления, в случае, если обратилось доверенное лицо либо представитель Заявителя;

- заявление подано лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий;

- в заявлении не указаны обязательные реквизиты и сведения, предусмотренные настоящим Административным регламентом, либо указаны неразборчиво, либо указаны не полностью;

- если заявление не соответствует положениям настоящего Административного регламента, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с настоящим регламентом. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка;

- наличие в заявлении и прилагаемых к заявлению документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

- несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего Административного регламента, обязательных к предоставлению Заявителем.

Согласно части 2.6 Административного регламента заявителем представляются:

1) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Приложение N 1);

2) подготовленная Заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

4) документ, удостоверяющий личность Заявителя;

5) документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении муниципальной услуги обращается представитель Заявителя;

6) копия приказа о назначении на должность, копия устава (для юридических лиц);

7) свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);

8) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий Заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

9) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если Заявителем является иностранное юридическое лицо;

10) согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

При этом часть 2.6 Регламента не обязывает представлять иные документы, в том числе подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Кроме того, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом №210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Судебная коллегия принимает во внимание, что деятельность ответчика относится к сфере публичного права.

В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.

К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.

Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.

Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.

Оспариваемое решение содержит исключительно ссылку на то, что в составе представленных истцом материалов отсутствуют документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, при этом разъяснений относительно того, каким критериям не соответствуют представленные истцом документы, оно не содержит, что является нарушением прав гражданина и лишает его возможности устранить нарушения, послужившие основанием для возврата документов без рассмотрения, в случае наличия таковых.

Выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение постановлено при неправильном применении норм материального права при несответствии выводов суда обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения.

Принимая по делу новое решение, судебная коллегия полагает, что достаточным способом защиты прав истца будет возложение на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть вопрос принятия заявления истца об утверждении истцу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 19 ноября 2019 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом, № от ДД.ММ.ГГГГ, о возврате заявления ее об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос принятия заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о чем сообщить истцу и в суд в месячный срок.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

        Председательствующий

        судьи

33а-1113/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Османова Эльянора Серверовна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Ахмадивева Анастасия Рифовна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
05.03.2020Передача дела судье
24.03.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2020Передано в экспедицию
26.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее