Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2019 <адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-713/2019 по иску Колточника Евгения Александровича к Министерству здравоохранения <адрес> о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, признании решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, возложении обязанности и взыскании суммы в счет компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Колточник Е.А. обратился в суд (с учетом многократных уточнений и дополнений исковых требований) к Министерству здравоохранения <адрес> о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, признании решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, возложении обязанности и взыскании суммы в счет компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что в сентябре 2018г. истец приехал на работу в муниципальный район <адрес> и был трудоустроен в ГБУЗ СО «Шенталинская ЦРБ» на должность врача общей практики села <адрес>, где и приступил к исполнению обязанностей врача общей практики с 01.11.2018г.
В дальнейшем, в целях реализации права на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, предусмотренной государственной программой <адрес> «Развитие здравоохранения в <адрес>» на 2014 - 2021 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, 19.11.2018г. ответчику были предоставлены документы Колточника Е.А. на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Согласно решению комиссии с Колточником Е.А. ответчиком заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам от ДД.ММ.ГГГГ № и далее, на основании заключенного договора, Распоряжением министра здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О назначении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек» истцу назначена единовременная компенсационная выплата.
Между тем, впоследствии, распоряжением министра здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, вышеуказанное распоряжение от 28.11.2018г. признано утратившим силу в связи с реализацией ранее истцом своего права на получение единовременной компенсационной выплаты и письмом ответчика от 27.18.2018 № Колточнику Е.А. направлен отказ в предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Истец, полагая свои права нарушенными, просил суд признать отказ ответчика в предоставлении ему единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной пп. «а» п. 6 Правил предоставления и распределения судбсидий из федерального бюджета субъектов РФ и <адрес> на реализацию отдельных мероприятий государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017г. № незаконным, признать за истцом право на получение соответствующей компенсационной выплаты на дату подачи заявления в размере 1 000 000 рублей, признать незаконным распоряжение министра здравоохранения <адрес> №-р от 10.12.2018г. об отказе в назначении истцу вышеуказанной выплаты и взыскать с ответчика в пользу истца сумму в счет компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
В судебном заседании 15.05.2019г. истец заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что действительно им ранее была получена указанная единовременная компенсационная выплата при работе истца в <адрес>, однако, указанная денежная сумма, полученная истцом (пропорционально отработанному им времени) была им возвращена в полном объеме. После объявленного в судебном заседании перерыва до 17.05.2019г., истец в судебное заседание не явился, согласно поступившей телефонограммы сообщил о невозможности явки в судебное заседание в связи с отдаленностью проживания от Самарского районного суда <адрес>, в связи с чем, а также с учетом мнения представителя ответчика, настаивавшей на рассмотрении дела, суд полагает возможным 17.05.2019г. дело рассмотреть в судебном заседании по существу в отсутствие истца.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица ГБУЗ СО «Шенталинская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен, в связи с чем, суд полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в сентябре 2018г. истец приехал на работу в муниципальный район <адрес> и был трудоустроен в ГБУЗ СО «Шенталинская ЦРБ» на должность врача общей практики села <адрес>, где и приступил к исполнению обязанностей врача общей практики с 01.11.2018г.
В дальнейшем, в целях реализации права на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, предусмотренной государственной программой <адрес> «Развитие здравоохранения в <адрес>» на 2014 - 2021 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, 19.11.2018г. ответчику были предоставлены документы Колточника Е.А. на предоставление единовременной компенсационной выплаты, в том числе заявление истца, в котором он собственноручно указал на отсутствие у него реализованного права на получение соответствующей компенсационной выплаты. Согласно решению комиссии с Колточником Е.А. ответчиком заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам от ДД.ММ.ГГГГ № и далее, на основании заключенного договора, Распоряжением министра здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О назначении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек» истцу назначена единовременная компенсационная выплата (далее по тексту ЕКВ).
При этом, ответчиком направлены запросы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу предоставления ранее истцу единовременной компенсационной выплаты. Согласно письму министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец уже являлся получателем ЕКВ в размере 1 000 000 рублей по программе «Земский доктор» в <адрес>, Договор на предоставление ЕКВ с Колточником Е.А. был заключен 10.09.2015г. При этом трудовой договор с медицинской организацией расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию работника.
В связи с заключением истцом договора на ЕКВ от ДД.ММ.ГГГГ с министерством здравоохранения <адрес> и реализации им своего право на однократное получение ЕКВ в рамках Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», то есть в связи с возникновением оснований, препятствующих предоставлению ЕКВ, предусмотренных абзацем третьим пункта 1, пунктом 10 Порядка, ответчиком принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым вышеуказанное распоряжение от 28.11.2018г. признано утратившим силу в связи с реализацией ранее истцом своего права на получение единовременной компенсационной выплаты и письмом ответчика от 27.18.2018 № Колточнику Е.А. направлен отказ в предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Суд полагает, что при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения доводы истца о незаконности действий ответчика и наличии у истца права на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ в 2018 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ);возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подпункт "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ);
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1868-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2483-О).
Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения <адрес>» на 2014 - 2021 годы государственной программы <адрес> «Развитие здравоохранения в <адрес>» на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Развитие здравоохранения в <адрес>» на 2014 - 2020 годы», (действующей на момент предоставления истцом документов для получения ЕКВ), единовременные компенсационные выплаты осуществляются однократно гражданам Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, а также не реализовавшим свое право на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.
К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную компенсационную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что единовременная компенсационная выплата, предусмотренная частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ, предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно, ее повторное предоставление медицинским работникам в целом, а равно и в той части, в которой она была возвращена по прежнему месту работы, противоречит правовой природе данной выплаты и действующему правовому регулированию. Аналогичная правовая позиция нашла свое подтверждение в определении Верховного Суда РФ от04.12.2017г. №-КГ17-15.
С учетом изложенного, а также в связи с установлением судом и признанием истца того обстоятельства, что данная компенсационная выплата ранее ему уже была предоставлена, суд полагает требования Колточника Е.В. не подлежащими удовлетворению, при этом, доводы истца о возврате им указанной суммы единовременной компенсационной выплаты правового значения для разрешения заявленных требований не имеют.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на получение единовременной компенсационной выплаты, а также не предоставлением Колточным Е.В. доказательств, подтверждающих факт причинения ему ответчиком нравственных либо моральных страданий также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика в его пользу суммы в счет компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колточника Евгения Александровича к Министерству здравоохранения <адрес> о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, признании решения об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, возложении обязанности и взыскании суммы в счет компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2019г.