12-110/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 10 июня 2016 года
Судья Костромского районного суда Костромской области Чудецкий А.В. с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Буяновой С.В.,
ее защитника А.Ю.,
представителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям Лебедевой Е.Е.,
рассмотрев жалобу Буяновой С.В. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 29.03.2016, которым Буянова С.В., работающая исполняющим обязанности директора Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» привлечена к административной ответственности по ст. 10.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 29.03.2016 и.о. директора ФГБПОУ «Костромской СУВУ» Буянова С.В. признана виновной в том, что, являясь руководителем Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа», нарушила п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений», немедленно не известила федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений - отдел фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям о доставке подкарантинной продукции:
- овощей, фруктов, зелени, сухофруктов от поставщика индивидуального предпринимателя А.А. по товарным накладным от 03.02.2016 № 662 - 257,44 кг, от 10.02.2016 № 855 - 218,42 кг, от 17.02.2016 № 1066 - 211,74 кг, от 24.02.2016 № 1205 - 260, 32 кг, от 02.03.2016 № 1420 - 171,62 кг, от 09.03.2016 № 1550 - 327,54 кг;
- муки, крупы от поставщика ООО «Н.» по товарным накладным от 03.02.2016 № 350 - 30 кг, от 10.02.2016 № 459 - 22кг, от 17.02.2016 № 605 - 62 кг, от 02.03.2016 № 831 - 37 кг, от 09.03.2016 № 906 - 10 кг, от 16.03.2016 № 1041 - 40 кг.
Не согласившись с постановлением, Буянова С.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить по тем основаниям, что протокол об административном правонарушении плохо читаемый, его копию она не получала. Продукты питания были приобретены для приготовления пищи воспитанникам училища, которое осуществляет образовательную деятельность и не подпадает под требование Федерального закона «О карантине растений». В ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ. Постановление вынесено с процессуальными нарушениями, поскольку дело было рассмотрено в ее отсутствие, копию постановления она получила в 9 часов 31 минуту 29.03.2016, рассмотрения дела фактически не было.
В судебном заседании Буянова С.В. и ее защитник поддержали доводы жалобы, Буянова С.В. пояснила, что продукты питания закупаются раз в неделю, в настоящее время орган Россельхознадзора уведомляется о доставке подкарантийной продукции. Дело об административном правонарушении фактически было рассмотрено раньше назначенного времени (11 часов 15 минут 29.03.2016) по ее просьбе и с ее согласия, так как она торопилась уйти работать. Подписывать постановление ранее назначенного времени ее не заставляли.
Представитель Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям Лебедева Е.Е. возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что обеспечение безопасности населения, его санитарно-эпидемиологического благополучия зависит от взаимодействия всех участников правоотношений в области карантина растений. В обязанности юридических лиц, входит обеспечение информационного взаимодействия с уполномоченными органами в случае возникновения или выявления потенциальной угрозы. Суть данной обязанности сводится к необходимости извещения территориальных подразделений Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции, объектов, то есть о перемещении потенциально опасной продукции, которая может причинить вред жизни и здоровью населения. Такое уведомление обусловлено необходимостью установления факта опасности данной продукции и определения комплекса мер, направленных на нейтрализацию угрозы, ее локализацию и устранение. Самостоятельное обеспечение карантинного режима владельцем потенциально опасного объекта невозможно ввиду отсутствия у него необходимых знаний, навыков, средств воздействия на вредителей. Юридическое лицо должно любым доступным способом извещать Управление Россельхознадзора о доставке подкарантийной продукции. Все извещения заносятся в соответствующие журналы учета. На территории области все социальные учреждения, в том числе образовательные, направляют такие извещения. Предыдущим руководством спецучилища также извещения направлялись. Указанная в акте продукция производилась на территории различных субъектов Российской Федерации, а также за ее пределами. В связи с отсутствием уведомления в отношении данной подкарантинной продукции не мог осуществляться государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), что повлекло за собой риск возможного занесения вместе с подкарантинной продукцией опасных вредных организмов, которые могут нанести экономический и экологический ущерб. Дело об административном правонарушении фактически было рассмотрено раньше назначенного времени (11 часов 15 минут 29.03.2016) по просьбе самой Буяновой С.В., которая пришла ранее назначенного времени и торопилась уйти работать.
Судья, рассмотрев жалобу, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 10.3 КоАП РФ нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Правовые основы регулирования в области карантина растений, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее - граждане, юридические лица) в области карантина растений устанавливает Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений».
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона «О карантине растений» граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
На основании п. 29 ст. 2 Федерального закона «О карантине растений» подкарантинной продукцией являются растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям 21.03.2016 проведена плановая проверка Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа», задачами которой были предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области качества и безопасности зерна и продуктов его переработки фитосанитарного, ветеринарного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт, которым установлено, что в специально оборудованных складских помещениях ФГБПОУ «Костромской СУВУ» хранится подкарантинная продукция (крупы, овощи, фрукты, сухофрукты). При этом юридическое лицо немедленно не известило федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений - отдел фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям о доставке подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции:
- овощей, фруктов, зелени, сухофруктов от поставщика индивидуального предпринимателя А.А..о. по товарным накладным от 03.02.2016, 10.02.2016, 17.02.2016, 24.02.2016, 02.03.2016, 09.03.2016 общим весом 1439,08 кг;
- муки, крупы от поставщика ООО «Н.» по товарным накладным от 03.02.2016, 10.02.2016, 17.02.2016, 02.03.2016, 09.03.2016, 16.03.2016 общим весом 201 кг.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 03.02.2016 по 16.03.2016 подкарантинная продукция прибыла в адрес Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа», которое осуществляло ее хранение в складских помещениях и реализацию потребителям (воспитанникам училища).
Закон не связывает необходимость исполнения обязанностей в области карантина растений с целью и видами уставной деятельности юридических лиц и, в частности, не освобождает от них образовательные учреждения. Поэтому вопреки доводам жалобы с момента получения груза от перевозчика спецучилище обязано было выполнять требования, предусмотренные статьей 32 Федерального закона «О карантине растений».
В нарушение указанных требований Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» не известило немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений о доставке подкарантинной продукции.
Данные обстоятельства не оспариваются, подтверждаются актом проверки от 21.03.2016, протоколом по делу об административном правонарушении от 21.03.2016, копиями товарных накладных, предписанием от 21.03.2016.
При этом отсутствие разработанного порядка извещения ответственности по ст. 10.3 КоАП РФ не исключает. Закон допускает возможность использования любой из доступных форм уведомления.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что с 30.10.2015 приказом от 22.10.2015 № 12-07-15/51 Буянова С.В. занимает должность исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище закрытого типа Костромской области» (учреждение переименовано приказом Министерства образования и науки РФ от 24.02.2016 № 137 в Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»). В соответствии с п. 4.24 Устава юридического лица единоличным исполнительным органом учреждения является директор, который с осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
Буянова С.В., являясь руководителем учреждения, выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, не обеспечила соблюдение требований законодательства о карантине растений, что привело к совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ.
Действия Буяновой С.В. квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах санкции статьи и в минимальном размере.
При производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не допущено.
Доводы о том, что Буянова С.В. не получала копию протокола по делу об административном правонарушении опровергаются материалами дела. На последней странице протокола в графе «копию протокола получил» имеется ее подпись. В качестве объяснения Буянова С.В. собственноручно указала «мною не была организована данная деятельность, так как не знала закона «О карантине растений».
Дело об административном правонарушении рассмотрено хоть и раньше назначенного времени, но с участием Буяновой С.В., по ее просьбе и с ее согласия. Возможность реализации ею прав, предусмотренных ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ, и других была обеспечена, право на участие при рассмотрении дела не нарушено. Каких-либо ходатайств, замечаний от нее не поступило.
Учитывая значительное количество поступившей в училище подкарантинной продукции (более 1,5 тонн), которая использовалась для приготовления пищи несовершеннолетним воспитанникам, длительность бездействия, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Буяновой С.В. от административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 29.03.2016 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 10.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░