Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-719/2014 ~ М-682/2014 от 03.10.2014

Р Е Ш Е Н И Е            д. 2-719/ 2014

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тотьма     24 октября 2014 года

Тотемский районный суд Вологодской области в составе судьи Новгородова В.Н.,

С участием прокурора Козорезовой А.В.,

при секретаре Кожевниковой О.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Тотемского района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Погореловская основная общеобразовательная школа» и Управлению образования Тотемского муниципального района о признании бездействия по оснащению учреждения системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации незаконным и возложении обязанности оснастить детский сад системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации в срок до 01.09.2015 г.,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тотемского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Погореловская основная общеобразовательная школа» и Управлению образования Тотемского муниципального района о признании бездействия по оснащению учреждения системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации незаконным и возложении обязанности оснастить детский сад системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации в срок до 01.09.2015 г.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки состояния безопасности и антитеррористической устойчивости объектов образовательной сферы Тотемского муниципального района в МБОУ «Погореловская основная общеобразовательная школа» выявлены нарушения антитеррористического законодательства, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации. Просил признать незаконным бездействие образовательного учреждения и Управления образования по оснащению детского сада системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации и обязать ответчиков оснастить учреждение системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации в срок до 01 сентября 2015 года.

В судебном заседании помощник прокурора Тотемского района Козорезова А.В. исковые требования подержала в полном объеме. Пояснила, что отсутствие в учреждении системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации создает угрозу антитеррористической безопасности учащихся и работающих.

Представитель ответчика МБОУ «Погореловская основная общеобразовательная школа», руководитель Талашова В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в их учреждении выполнен ряд мероприятий для обеспечения безопасности. Имеется противопожарная сигнализация, осуществляется пропускной режим, металлические ограждения территории, наличие стационарной телефонной связи, круглосуточный контроль - достаточны для обеспечения антитеррористической безопасности школы. Численность обучающихся в школе <....>, персонал <....> человек. Система видеонаблюдения и кнопка тревожной сигнализации отсутствуют. Возможность установки КТС есть, но удаленность от пульта Вневедомственной охраны составляет <....> км. У всех есть мобильные телефоны, существует возможность звонка в полицию, по номеру 112. Вопрос об установке КТС и видеонаблюдении перед Управлением образования не ставила. Считает, что имеющихся мероприятий достаточно для обеспечения безопасности.

Представитель ответчика Управления образования Тотемского района по доверенности Вторушин А.А. иск не признал. Пояснил, что законодательные акты не содержат четкого указания по установке видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации. Не признают бездействия Управления образования. Образовательное учреждение не обращалось с вопросом об установлении КТС и видеонаблюдения.

Представитель третьего лица Финансового управления Тотемского муниципального района Блинова О.В. в судебное заседание не явилась, представив отзыв, в котором поддержала позицию представителей ответчиков, указав, что финансирование района и управления образования недостаточно.

Суду представлена информация Вневедомственной охраны по возможности установки КТС, в которой указано, что КТС – кнопка тревожной сигнализации, иначе называется кнопкой экстренного вызова полиции. Сигнал с неё приходит на пульт охраны, после чего высылается наряд, который должен прибыть в кратчайшее время. Данная кнопка может быть установлена везде, где есть мобильная связь. На установку и обслуживание КТС между учреждением и Вневедомственной охраной заключается договор на один год, затем автоматически пролонгируется.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования Прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Погореловская основная общеобразовательная школа» не оснащено системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации, что не оспаривается ответчиками, подтверждается актом обследования общеобразовательного учреждения от 30 августа 2014 года, в котором указано, что проверки не проводились, школа не способна противостоять диверсиям и терактам; объяснениями Вторушина А.А. от 25 сентября 2014 года. Данный факт нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно пункту «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

МБОУ "Погореловская основная общеобразовательная школа" является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан.

Отсутствие системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации в указанном учреждении негативно отражается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, т.к. не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, потому что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении учащихся.

Суд полагает, что доводы представителей ответчика о том, что имеющиеся в школе системы безопасности достаточны, не являются основанием для отказа в заявленном иске. В учреждении проведен ряд мероприятий, направленных на защиту обучающихся, работников образовательного учреждения от преступных посягательств. Суд считает, что осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербом имущества. Кроме того, по территории МО «Погореловское» проходит газопровод и нефтепровод, которые являются объектами повышенной опасности, в т.ч. и в области антитеррористической безопасности.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения – к вопросам местного значения поселения.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Согласно указанию Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации. В состав таких мероприятий входит, в том числе установка систем видеонаблюдения.

Учитывая, что на оснащение школы системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации требуется время, срок исполнения данной обязанности - до начала нового учебного года, то есть до 01 сентября 2015 года, суд считает разумным.

Ссылки представителей ответчиков и третьих лиц на отсутствие денежных средств на установку системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации признаются судом несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Тотемского района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Погореловская основная общеобразовательная школа» и Управлению образования Тотемского муниципального района – удовлетворить.

Признать бездействие Управления образования Тотемского муниципального района и Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Погореловская основная общеобразовательная школа по оснащению учреждения системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации незаконным.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Погореловская основная общеобразовательная школа» и Управление образования Тотемского муниципального района оснастить учреждение системой видеонаблюдения и кнопкой тревожной сигнализации в срок до 01 сентября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.

Судья В.Н. Новгородов

В окончательной форме решение изготовлено 24 октября 2014 года.

Судья В.Н. Новгородов

2-719/2014 ~ М-682/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тотемского района
Ответчики
Управление образования Тотемского муниципального района
МБОУ "Погореловская СОШ"
Другие
Финансовое управление Тотемского муниципального района
Суд
Тотемский районный суд Вологодской области
Судья
Новгородов Василий Николаевич
Дело на странице суда
totemsky--vld.sudrf.ru
03.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2014Передача материалов судье
07.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2014Судебное заседание
24.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее