УИД 63RS0007-01-2021-000358-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021г. г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при помощнике судьи Старостиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-733/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к Прохорову Сергею Викторовичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Прохорову С.В. о взыскании обязательных платежей, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в соответствующие налоговые периоды в связи с наличием объектов налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление. Поскольку в срок, для добровольного исполнения обязательства по уплате налога, административным ответчиком оплата не произведена, в его адрес направлено требование об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени, которое оставлено без удовлетворения, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который впоследствии был отменен в связи с поступившими возражениями. До настоящего времени налог не оплачен. Административный истец просит взыскать с Прохорова С.В. задолженность по налогу на имущество за 2018г. в сумме 187 руб., пени – 2,56 руб.; по транспортному налогу за 2018г. в сумме 4873 руб., пени – 87,18 руб..
В ходе судебного разбирательства представитель МИФНС России № 16 по Самарской области уточнил административные исковые требования, просил взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2015г. в размере 238руб., за 2016г. в размере 1293руб., за 2017г. в размере 301руб., за 2018г. в размере 2632руб., пени в размере 61,99руб.; налог на имущество за 2018г. в размере 187 руб., пени в размере 2,56 руб..
Представитель МИФНС России № 16 по Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Прохоров С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку административным истцом должен быть произведен перерасчет по налогам, т.к. семья истца имеет статус «многодетная семья».
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В ст. 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. ст. 23, 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность, уплачивать законно установленные налоги, установленные настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам, предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4 статьи 85 НК РФ).
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании ч.1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу положений статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362, п. п. 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В п. п. 1, 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Порядок, ставки и сроки уплаты и льготы по уплате транспортного налога в Самарской области установлены Законом Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
Исходя из положений ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании транспортного налога может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.
Статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей обращению в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности по налогам. При этом обращение в суд не может последовать ранее истечения срока для добровольного исполнения требования, который согласно п. 4 ст. 69 НК РФ начинает течь с даты получения требования налогоплательщиком.
Судом установлено, что Прохоров С.В. в период с 2015 по 2018г. являлся собственником следующего имущества: 1/ доли жилого помещения по адресу: <адрес>, транспортных средств: LADA 211340 г/н №; УАЗ 3962 г/н №; ВАЗ 210930, г/н №; Шкода Суперб, г/н №.
04.09.2016г. в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2015г. в сумме 616 руб. (539руб. начислено за а/м ВАЗ 211340 за 5 месяцев 2015г., 77 руб. – за 1/4 долю жилого помещения за 12 месяцев) в срок до 01.12.2016г..
21.09.2017г. в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2016г. в сумме 1 447 руб. (1239руб. - за а/м ВАЗ 211340 за 12 месяцев 2016г., 154 руб. – за 1/4 долю жилого помещения за 12 месяцев) в срок до 01.12.2017г..
23.08.2018г. в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017г. в сумме 471 руб. (301руб. - за а/м УАЗ 3962 за 2 месяца 2017г., 170 руб. – за 1/4 долю жилого помещения за 12 месяцев) в срок до 03.12.2018г..
25.07.2019г. в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 3 228 руб. (1807руб. - за а/м УАЗ 3962 за 12 месяцев 2018г., 409руб. – за а/м ВАЗ 210930 за 4 месяца 2018г., 825руб. – за а/м Шкода Суперд за 2 месяца 2018г., 187 руб. – за 1/4 долю жилого помещения за 12 месяцев) в срок до 02.12.2019г..
В силу положений статей 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, размер которой исчисляется в соответствии со статьей 75 НК РФ (п. 1).
В силу положений частей 2, 3, 4 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неисполнением Прохоровым С.В. обязанности по уплате налогов, в его адрес направлялись следующие требования:
- требование № по состоянию на 22.12.2016г., в соответствии с которым, административный ответчик обязан в срок до 21.02.2017г. оплатить недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 616 руб., пени в сумме 4,10 руб..
- требование № по состоянию на 15.02.2018г., в соответствии с которым, административный ответчик обязан в срок до 23.03.2018г. оплатить недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1370 руб., пени в сумме 26,88 руб..
- требование № по состоянию на 08.07.2019г., в соответствии с которым, административный ответчик обязан в срок до 01.11.2019г. оплатить недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 301 руб., пени в сумме 16,71 руб..
- требование № по состоянию на 06.02.2020г., в соответствии с которым, административный ответчик обязан в срок до 23.03.2020г. оплатить недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 3228 руб., пени в сумме 44,07 руб..
Исходя из того, что требования налогового органа об оплате суммы налога, пени, оставлены налогоплательщиком без удовлетворения административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
19.06.2020г. мировым судьей судебного участка № 131 Волжского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-2582/2020 о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей, который отменен определением мирового судьи от 23.07.2020г. по заявлению должника.
Семья ответчика с 14.09.2018г. является многодетной.
Согласно пп. «т» п. 2 ст. 4 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" от уплаты транспортного налога освобождаются один из родителей (усыновителей) в многодетной семье, постоянно проживающий на территории Самарской области, являющийся гражданином Российской Федерации.
При этом, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств (в ред. Законов Самарской области от 10.11.2003 N 95-ГД, от 05.10.2018 N 74-ГД) автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.
В связи с чем, налоговый орган уточнил требования, предоставив льготу по оплате транспортного налога за а/м ВАЗ 210930 г.н. №, мощностью двигателя 76,7 л.с. в размере 409руб., уменьшив исковые требования на указанную сумму.
При этом льгота предоставляется на основании письменного заявления. Доказательства обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы в материалах дела отсутствует, напротив ответчиком представлено заявление подтверждающее обращение за предоставлением льготы по транспортному налогу за а/м ВАЗ от 16.03.2021г..
При таком положении, учитывая, что административным истцом соблюдены порядок и сроки предъявления налогоплательщику требования об уплате налога, подачи заявлений в суд (мировому судье), доказательств уплаты сумм задолженности административным ответчиком не представлено, за 2018г. в отношении автомобиля ВАЗ ответчику предоставлена льгота в размере 409руб., суд считает требованиям административного иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части требований, в размере 400руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МИФНС России № 16 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Прохорова Сергея Викторовича в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2015г. в размере 238 руб., за 2016г. в размере 1293 руб., за 2017 г. в размере 301 руб., за 2018 г. в размере 2632 руб., пеня в размере 61,99 руб.; налог на имущество за 2018 г. в размере 187 руб., пеня в размере 2,56 руб., а всего 4715,55руб..
Взыскать с Прохорова Сергея Викторовича в местный бюджет государственную пошлину в размере 400 руб..
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Серова
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2021г.