Дело № 2-1657/2013
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
19 июня 2013 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., с участием истца Исаевой О.М., представителя ответчика Поповой Л.А., представителя третьего лица МУЗ «ЦРБ» Свизева А.А., при секретаре судебного заседания Бриняк Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой О.М. к ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначения пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Исаева О.М. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы: с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «С», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; обязании ответчика досрочно назначить трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с 01.04.2013 года.
Свои требования мотивирует тем, что 01.04.2013 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением комиссии <номер> от 10.04.2013 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, поскольку ответчик не включил в специальный стаж спорные периоды работы истца, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, мотивируя свой отказ тем, что
Списком должностей № 1066 от 22.09.1999 года не предусмотрено должности с таким наименованием, как «выездной фельдшер», а также, что при определении права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следует руководствоваться правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в соответствии с п. 5 которого предусматривается зачет в специальный стаж работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, где время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не засчитывается в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях. С данным отказом истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в указанный период она осуществляла медицинскую деятельность, а также проходила обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не по собственному желанию, а по требованию работодателя на основании Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 186 от 05.06.1998 года «О повышении квалификации специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
Истец Исаева О.М. в судебном заседании полностью поддержала заявленные исковые требования по доводам, указанным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить, добавив, что в спорный период работы с <дата> по <дата> она, совместно с бригадой скорой, осуществляла выезды по вызовам граждан для оказания им медицинской помощи. Также, она проходила обучение на курсах повышения квалификации, на которые была направлена администрацией Ц., поскольку их прохождение было обязательным. По окончании прохождения курсов, ей выдавались соответствующие сертификаты.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области – по доверенности Попова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах. Пункт 2 ст. 27 данного закона Списки и Правила для назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действуют списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В соответствии со списками при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указанным выше лицам, обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях с учетом условий, предусмотренных в Правилах. Период работы с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «С» невозможно включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи, так как разделом «Наименование должностей» Списка не предусмотрено такое наименование должности, как «выездной фельдшер». У управления нет права самим расширять Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ, а также и устанавливать тождественность учреждения не предусмотренных в данных Списках. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <дата> по <дата> ода, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, не могут быть приняты к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Учеба на курсах повышения квалификации, согласно глав 19 и 26 Трудового Кодекса РФ, не относится к дополнительным отпускам, а также не является выполнением работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а только повышением своих профессиональных навыков и умения, что не предусмотрено действующими нормативными актами (л.д. 18 - 19).
Представитель третьего лица МУЗ «Центральная районная больница» - по доверенности Свизев А.А. в судебном заседании считал заявленные исковые требования правомерными.
Материалами дела установлено, что <дата> Исаевой О.М. был выдан диплом об окончании курсов Серпуховского медицинского училища Министерства Здравоохранения РСФСР по специальности фельдшер (л.д. 10).
По данным трудовой книжки, Исаева О.М., <дата> рождения, с <дата> по настоящее время работает в должности <данные изъяты> в выездной бригаде (л.д. 11 – 13).
Согласно паспортным данным, Исаева О.М., родившаяся <дата>, зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 14).
01.04.2013 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, представила все необходимые документы (л.д. 20).
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.04.2013 года <номер> и представления в Комиссию по рассмотрению спорных вопросов при назначении, перерасчете, выплате пенсий, удержанию излишне выплаченных сумм пенсий видно, что комиссия приняла решение в назначении пенсии отказать из-за отсутствия требуемого специального стажа (л.д. л.д. 5, 6).
Из приложения к представлению б/н в Комиссию по рассмотрению спорных вопросов при назначении, перерасчете, выплате пенсий, удержанию излишне выплаченных сумм пенсий следует, что страховой стаж истца (календарно) составляет 30 лет 00 месяцев 00 дней, специальный стаж составляет 25 лет 05 месяцев 13 дней. Периоды работы Исаевой О.М. с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «С» включить в специальный стаж невозможно, так как при определении права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с нормами пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 12.11.2002 года по нормам действовавшего на 31.12.2001 года законодательства, производится: за период до 01.11.1999 года - с учетом Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает на пенсию, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464; за период с <дата> до <дата> - с учетом Списка должностей и Правил исчисления периодов работы для назначения пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066; за период с <дата> исчисление продолжительности стажа производится с учетом Списка должностей и учреждений, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Должность с таким наименованием, как «выездной фельдшер» включить в специальный стаж работы не возможно, так как не предусмотрена Списком должностей № 1066 от 22.09.1999 года. Периоды нахождения Исаевой О.М. на курсах повышения квалификации с полным отрывом от производства с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> включить в специальный стаж работы невозможно, так как при определении права на досрочную трудовую пенсию б связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в соответствии с п. 5 которых предусматривается зачет в специальный стаж работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, где время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не засчитываются в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях. Назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1ст. 27 Федерального Закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ » от 17.12.2001 года у Исаевой О.М. не имеется из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет (л.д. 7 – 9).
Согласно справке от 26.02.2013 года за <номер>, уточняющей характер работы, Исаева О.М. с <дата> по настоящее время работает в МУЗ «ЦРБ» в структурном подразделении «С» в период: с <дата> по <дата> – в должности выездного фельдшера, с <дата> по настоящее время – в должности фельдшера в течение полного рабочего дня по 1,0 ставке. Дополнительные сведения о специфике работы или льготном исчислении не имела. В указанный период работы имелись отвлечения – курсы усовершенствования: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (л.д. 21).
Из акта по результатам документальной (выездной) проверки сведений о характере работы Исаевой О.М. в МУЗ ЦРБ «С» от <дата> за <номер> следует, что Исаева О.М. действительно работает в МУЗ ЦРБ «С» в должности выездного фельдшера с <дата> по <дата> в должности фельдшера, работающего в составе выездной бригады за период <дата> по <дата> и непосредственно обслуживающего больных полный рабочий день на 1,0 ставки. Должность выездного фельдшера за период с <дата> по <дата> Списком наименований должностей не предусмотрена, согласно постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 года № 781 (л.д. 25 - 26).
Также, в обоснование заявленных исковых требований, истцом предоставлены приказы С. от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, от <дата> <номер> о командировании, в частности, фельдшера Исаевой О.М. на курсы усовершенствования с сохранением среднего заработка (л.д. л.д. 22, 23, 24).
Выслушав объяснения истца, ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст. ст. 81, 83 ранее действующего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Списки соответствующих работ (профессий и должностей) с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила перечисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991года.
Кроме того, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения установлен Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с п.5 этих Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование должностей» не предусмотрена должность с таким наименованием как «выездной фельдшер». В связи с этим, ответчик не включил истцу в специальный трудовой стаж период работы с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «С».
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, а также в ряде его определений, ч. 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19, 39 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же в данном случае не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего медицинские работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из специального стажа периода работы в медицинских должностях при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обозначение которых в штатных расписаниях медицинских учреждений не имеют полного соответствия с их обозначением в указанном Списке.
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Доводы ответчика о том, что списки расширительному толкованию не подлежат, основаны на разъяснениях органов Пенсионного Фонда России. Однако, при удовлетворении требований истицы, суд не принимал попытку расширить перечень учреждений, и должностей, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью, а устанавливал фактические обстоятельства по конкретному делу, что находится в полном соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Судом установлено обязательное условие для включения спорного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью – это факт осуществления истцом лечебной деятельности в спорный период.
Установлено, что ответчик не включил истице периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Суд считает, что эти периоды подлежат включению в специальный стаж.
Положениями ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, во время обучения истец не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата. Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков. При этом, повышение квалификации (сертификация) является императивно установленным законодателем, необходимым условием наличия у медицинского работника права осуществлять медицинскую деятельность и возможностью работодателя привлекать медицинского работника к занятию медицинской деятельностью.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Период же нахождения на курсах повышения квалификации, как было указано выше, является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращении за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 01.04.2013 года. В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенных периодов Исаевой О.М. обратилась в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для изменения срока, с которого истцу должна назначаться пенсия.
С учетом спорных периодов у истца будет достаточный специальный стаж для назначения пенсии досрочно.
Суд считает возможным пенсию Исаевой О.М. назначить с того дня, когда она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, то есть с 01.04.2013 года.
Таким образом, исковые требования Исаевой О.М. о включении спорных периодов в специальный трудовой стаж и назначении пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, на основании Федерального закона от 17 декабря 2001г. за N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.ст.8, 12 ГК РФ и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Включить истцу Исаевой О.М. в специальный стаж работы, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «С», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>;
- с <дата> по <дата>.
Обязать ответчика ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области досрочно назначить истцу Исаевой О.М. трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с 01 апреля 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Крючков С.И.
Мотивированное решение составлено 24 июня 2013 года.