РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2020 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Бабкина С.В.,
при секретаре Симоновой Е.В.,
с участием административного истца Ермолаевой Е.О., представителя Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области Гуленкова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-43/2020 по административному иску Ермолаевой * * * к Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области о признании невозможной к взысканию задолженности по пеням и понуждении списания безнадежной к взысканию задолженности,
Установил :
Административный истец Ермолаева ЕО. обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области о признании невозможной ко взысканию задолженности по пеням в сумме 10162,55 руб. и понуждении списания безнадежной к взысканию задолженности по пеням в сумме 10162,55 руб., ссылаясь в обоснование иска на то, что по данным Портала государственных услуг по состоянию на 23.01.2019 г. за ней числится задолженность по пеням в размере 10162,55 руб., образовавшаяся в период с 22.04.2011 г. по 27.11.2011 г. 15 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 70 г. Октябрьска Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с нее задолженности, в том числе по пени НДФЛ в сумме 10165 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 93,20 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 70 судебного района г. Октябрьска Самарской области от 29.05.2019 г. судебный приказ был отменен в связи с поступившими от нее возражениями относительно его исполнения. На требование о признании невозможной к взысканию задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока взыскания, направленное в Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области, ею был получен отказ. Однако, она считает, что срок на принудительное взыскание спорной суммы истек и поэтому она обратилась в суд с данным административным иском.
Административный истец Ермолаева Е.О. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области списать задолженность, которая за ней числится, однако представить какие-либо документы, подтверждающие наличие у нее задолженности по пеням, она не имеет возможности.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по доверенности Гуленков И.Н. в судебном заседании с иском не согласился и пояснил, что Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области обращалась в Октябрьский городской суд Самарской области с администра-тивным иском к Ермолаевой Е.О. о взыскании задолженности по пени налога на доходы физических лиц. Решением Октябрьского городского суда Самарской области от 17.12.2019 г. было отказано во взыскании с Ермолаевой Е.О. задолженности по пеням по налогу на доходы физических лиц за 2011 год в сумме 10162,55 руб., которое вступило в законную силу. На основании данного решения обязанность Ермолаевой Е.О. по их уплате признана прекращенной, поскольку возможность принудительного взыскания утрачена и пени являются безнадежными ко взысканию. Спорная задолженность была списана Межрайонной ИФНС № 3 России по Самарской области 14.02.2020 г. Базы личного кабинета налогоплательщика не обновлялись и в связи с этим возможно остались сведения о задолженности.
Суд, заслушав пояснения сторон, проверив письменные материалы дела, находит заявленный административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет : нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодатель-ством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых; вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с п.п. 2, 3 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом установлено, что по состоянию на 28.02.2019 г. налоговым органом Ермолаевой Е.О. было выставлено налоговое требование * * * об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за 2011 год в размере 10162,55 руб. для добровольной уплаты в срок до 21.03.2019 г. В связи с тем, что требование должником не исполнено, налоговый орган обратился в Октябрьский городской суд Самарской области с административным исковым заявлением о взыскании с Ермолаевой Е.О. пени по налогу на доходы физических лиц за 2011 год в размере 10162,55 руб.
Решением Октябрьского городского суда Самарской области от 17.12.2019 г. по делу № 2а-578/2019 административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области к Ермолаевой Е.О. о взыскании задолженности был оставлен без удовлетво-рения, поскольку налоговое требование было направлено налоговым органом с нарушением установленного ст. 70 НК РФ срока, а пени по налогу на доходы физических лиц за 2011 год в сумме 10162,55 руб., возможность принудительного взыскания которых утрачена, являются безнадежными ко взысканию и обязанность Ермолаевой Е.О. по их уплате прекращенной.
Указанная сумма задолженности по пеням списана 14.02.2020 г., что подтверждается карточкой «расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) на имя Ермолаевой Е.О.
Доводы Ермолаевой Е.О. о наличии у нее задолженности по пеням по налогу на доходы физических лиц за 2011 год в сумме 10162,55 руб., в судебном заседании какими-либо доказательствами не были подтверждены.
При таких обстоятельствах учитывая, что в настоящее время права Ермолаевой Е.О. не нарушаются, основания для удовлетворения ее требований отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ермолаевой * * * к Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области о признании невозможной к взысканию задолженности по пеням в сумме 10162,55 руб. и понуждении списания безнадежной к взысканию задолженности по пеням в сумме 10162,55 руб., - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : Бабкин С.В.
Мотивированное решение составлено 28 февраля 2020 года.
Судья : Бабкин С.В.