Дело № 12-2/2/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
04 марта 2020 года город Снежногорск
Судья Полярного районного суда Привалова М.А. с участием защитников должностного лица Быковой А.Н. - Каймазян З.Г., Титкова А.В., Кошелева В.В., по доверенности, старшего помощника военного прокурора войсковая часть № Щербина А.В., рассмотрев жалобу защитника Каймазян З.Г. в интересах Быковой А.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Александровского судебного района Мурманской области от 17 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении №, которым должностное лицо - начальник Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области» Быкову А. Н. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В жалобе, поданной в Полярный районный суд, защитник Быковой А.Н. - Каймазян З.Г. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Указывает, что запрашиваемые военным прокурором войсковая часть № сведения и их объём не могли касаться анализа состояния законности в сфере защиты прав ветеранов боевых действий, поскольку фактически запрашивалась база данных всех ветеранов боевых действий на территории ЗАТО г. Александровск (сведения касаются свыше 600 человек), в том числе и ветераны боевых действий, относящиеся к ведомствам, не поднадзорным военной прокуратуре.
Отмечает, что согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицами и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 января 2015 г., постановление Конституционного суда от 17.02.2015 года N 2-П считает, что запрос в отношении неопределенного круга лиц не является законным и мотивированным, поскольку противоречит законодательству и полагает ошибочным выводы мирового судьи о том, что военный прокурор не мог получить сведения в поднадзорных воинских частях в связи с тем, что военным прокурором в заседании не представлены доказательства тому, что данные сведения не могли быть получены у других государственных органов.
Указывает, что мировым судьей при вынесении постановления не дана оценка тому факту, что дополнение к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.11.2019 г. в отношении Быковой А.Н. составлены в ее отсутствии, в период ее нахождения на амбулаторном лечении с 15.11.2019г. по 20.11.2019 г. (лист временной нетрудоспособности № от 15.11.2019 г.).
В судебном заседании защитник Каймазян З.Г. поддержав доводы изложенные в жалобе, дополнительно указала о нарушении прав Быковой А.Н. на защиту при вынесении прокурором постановления по делу об административном правонарушении, направление запроса, содержащего неисполнимые требования, поскольку фактически прокурором истребовалась база данных Пенсионного фонда, содержащая сведения в отношении как военных пенсионеров, так и пенсионеров других ведомств.
В судебном заседании защитник Титков А.В., поддержав доводы, изложенные в жалобе, дополнительно указал о нарушении прав Быковой А.Н. на защиту, об ущемлении прав Пенсионного фонда в связи с направлением немотивированного запроса, на нарушение со стороны прокуратуры соглашения, заключенного между Пенсионным фондам и Генеральной прокуратурой. Отметил, что стороны регулярно пользуются данным соглашением и предоставляют информацию по запросам. Считает, что прокуратура нарушила права Быковой А.Н. и злоупотребила своим правом.
В судебном заседании защитник Кошелев В.В., поддержав доводы изложенные в жалобе, дополнительно указал о нарушении прокуратурой прав Быковой А.Н., как лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отметил о наличии противоречий в показании свидетелей.
Проверив материалы дела, выслушав защитников Кошелева В.В., Каймазян З.Г., Титкова А.В., поддержавших доводы жалобы, а также возражения представителя военной прокуратуры Щербина А.В., свидетелей Смаглий О.В., Паринова Д.Г., оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - Федеральный закон № 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст.6 данного закона.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 2202-1 статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством РФ), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Как усматривается из материалов дела, 28.08.2019 г. в военную прокуратуру - войсковая часть № поступило информационное письмо от 23.08.2019 г. «О положительном опыте работы военной прокуратуры Южного военного округа по надзору за исполнением законодательства о государственной собственности» в котором акцентировано внимание на нарушения закона и изданных в его развитие нормативных правовых актов, повлекших за собой причинение материального ущерба государству в результате противоправных действий бывших военнослужащих получавших, на протяжении нескольких лет обманным путем денежных средств и иных льгот с использованием поддельных удостоверений «Ветерана боевых действий» и 10.09.2019 телефонограмма об использовании информационного письма в надзорной деятельности. 11.09.2019 г. заместителем военного прокурора был утвержден план проведения надзорных мероприятий соблюдения требований должностными лицами поднадзорных воинских частей законодательства о сохранности федеральной собственности.
16.09.2019 начальнику Управления ПФ РФ в ЗАТО Александровск (межрайонное) Быковой А.Н. направлен запрос в рамках надзорных мероприятий в части соблюдения требований законодательства о сохранности федеральной собственности, о предоставлении в срок до 20.09.2019 г. сведений о лицах которым ежемесячно осуществляется выплата, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», обладающих дополнительными правами на меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 3 п. 4 ст. 231 Федерального закона «О ветеранах», а так же о направлении копий документов, послуживших основанием для осуществления указанным лицам дополнительных доплат.
По заявлению начальника Управления ПФ РФ в ЗАТО Александровск (межрайонное) Быковой А.Н. срок предоставления сведений продлен до 17.10.2019 г.
Вместе с тем, согласно поступившему 08.10.2019 в военную прокуратуру - войсковая часть № сообщению Управления ПФ РФ в ЗАТО Александровск от 02.10.2019 года, в предоставлении запрашиваемых сведений и документов Учреждением было отказано со ссылкой на то, что управление руководствуется Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ № 152-ФЗ "О персональных данных" в котором содержится запрет на разглашение персональных данных без согласия субъекта персональных данных, на Федеральный закон № 2202-1, который не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры и их должностным лицам право требовать раскрытия персональных данных без согласия субъектов этих данных, а также указано на большой объем истребуемых данных, и о возможности их получения в других органах.
Изложенное послужило основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ заместителем военного прокурора - войсковая часть № в отношении начальник Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области» Быкову А. Н. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, вывод мирового судьи судебного участка № 3 Александровского судебного района, Мурманской области о виновности начальника Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области» Быковой А.Н. в совершении рассматриваемого административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, с достаточной полнотой приведенных в постановлении, оценка которым дана по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопрос о вине Быковой А.Н. обсуждался применительно к положениям ст.2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как верно указано мировым судьей районного суда в постановлении, начальником Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области» Быковой А.Н. не выполнены законные требования военного прокурора при наличии у него возможностей для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст.17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения требований военного прокурора и наличии обстоятельств, объективно препятствующих юридическому лицу исполнить данные требования, в материалах дела не имеется и защитником в жалобе не представлено.
Доводы защитников о невозможности предоставления запрашиваемой информации поскольку она содержит персональные данные, не принимаются.
Согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в связи с осуществлением прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях необходимую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Таким образом, пределы реализации прокурором полномочий по надзору в сфере, на которую распространяется действие законодательства об охраняемой законом тайне (конфиденциальной информации), не ограничены, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
Согласно п. 7.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, при этом указанным Федеральным законом не устанавливается абсолютный запрет на доступ к персональным данным.
По общему правилу операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Федерального закона "О персональных данных").
Как следует из положений ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 2.1) и ст. 10 Федерального закона "О персональных данных" (п. 7.1 ч. 2), органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать и иные сведения, относящиеся к персональным данным. В соответствии с Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора (утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 506), разработанной в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", федеральными законами "О персональных данных", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регламентирующей единый порядок обработки персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора, реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", прокуроры при осуществлении установленных законодательством Российской Федерации полномочий вправе получать следующую информацию о субъекте персональных данных: 1) анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания; 2) сведения о гражданстве, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность и гражданство (включая серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ); 3) сведения об образовании, квалификации и о наличии специальных знаний или специальной подготовки; 4) сведения о трудовой деятельности, опыте работы, занимаемой должности, трудовом стаже, повышении квалификации и переподготовке; 5) сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о месте работы или учебы членов семьи; 6) сведения о состоянии здоровья и наличии заболеваний, о нахождении на различных медицинских учетах; 7) сведения об отношении к воинской обязанности; 8) сведения о доходах, расходах, налоговых обязательствах и иных обязательствах имущественного характера; 9) сведения об идентификационном номере налогоплательщика; 10) сведения о социальных льготах и о социальном статусе; 11) сведения о судимости, о привлечении к уголовной, административной или иного вида ответственности; 12) сведения об имуществе (недвижимости, транспортных средствах и др.); 13) сведения о предпринимательской деятельности субъекта персональных данных и членов его семьи; 14) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иными правовыми актами Российской Федерации (в том числе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные их супругов и несовершеннолетних детей); 15) персональные данные лиц, на которых распространяются установленные законодательством о противодействии коррупции запреты, ограничения и обязанности; 16) персональные данные иных лиц в целях выявления правонарушений (в том числе нарушений законодательства о противодействии коррупции); 17) иные персональные данные, необходимые для целей осуществления прокурорского надзора.
Таким образом, требование прокурора о предоставлении сведений в отношении ветеранов боевых действий не выходит за пределы предоставленных прокурору полномочий.
Также судом не принимаются доводы защитников о невозможности предоставления данных сведений в связи с большим объемом истребуемой информации, кающейся не только военных пенсионеров, но и пенсионеров других ведомств, которые не являются поднадзорными, поскольку у должностного лица отсутствовали препятствия для исполнения запроса в отношении военных пенсионеров, относящихся к Министерству обороны РФ. Доказательств не возможности исполнения запроса в данной части суду не представлено.
Доводы защитника о нарушении со стороны прокуратуры Соглашения о взаимодействии Генеральной прокуратуры РФ и Пенсионного фонда РФ в области противодействия коррупции от 21.01.2015, не имеют правого значения, поскольку как следует из определенных в нем принципов взаимодействия, стороны при организации взаимодействия и взаимного обмена информацией руководствуются принципами: использование Сторонами полученной на основании настоящего Соглашения информации исключительно для выполнения задач и реализации полномочий, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции.
В данном случае проверка проводилась за исполнением законодательства о государственной собственности.
При таких обстоятельствах выводы судьи о виновности начальника Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное)» Быковой А.Н. в совершении указанного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки мирового судьи в ходе судебного разбирательства, и вывод о виновности начальника Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области» Быковой А.Н. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемого акта не ставят.
Таким образом, вопреки доводам жалобы военный прокурор имел все необходимые полномочия для истребования у Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное)» сведений и документов, необходимых для проведения прокурорской проверки.
Также не нашли своего подтверждения и доводы жалобы о ненадлежащем уведомлении прокурором Быковой А. Н. о вынесении дополнения к постановлению на 18.11.2019.
Из пояснений свидетелей Смаглий О.В., Паринова Д.Г., данных в ходе судебного заседания, а также при даче пояснений помощнику прокурора, и предупрежденных по ст. 17.9 КоАП РФ, следует, что 15.11.2019 примерно около 12 часов в помещении ГУ УПФ в ЗАТО Александровск, Быкова А.Н., отказалась получить извещение по делу об административном правонарушении, после чего ей было зачитано в слух о том когда, куда и в какое время ей следует подойти. Указанный факт также подтверждается и актом об отказе от подписания извещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Быкова А.Н. была уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения вопроса о внесении изменений в постановление от 22.10.2019, права ее не нарушены.
Постановление о привлечении начальника Государственного учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской федерации в ЗАТО Александровск Мурманской области (межрайонное)» Быковой А.Н. к административной ответственности вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Административное наказание назначено Быковой А.Н. в пределах санкции ст.17.7 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и является справедливым.
Обстоятельств, которые в силу ст.24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №5-401/2019, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.17.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░ - «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░