Дело №2-15/2017
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2017 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Гергерт И.А.,
с участием прокурора ФИО2,
представителя администрации Кизеловского городского поселения ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску прокурора города Кизела в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кизеловского городского поселения о возложении обязанности устранить нарушения лесного и земельного законодательства,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Кизела в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей города Кизела и Кизеловского муниципального района Пермского края обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского городского поселения о возложении обязанности устранить нарушения лесного и земельного законодательства.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой города Кизела на основании поручения прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена проверка на предмет выявления фактов ненадлежащей реализации администрацией поселения полномочий в области лесных отношений, в частности статьи 23, статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Проверка показала, что администрация Кизеловского городского поселения полномочия в области лесных отношений не исполняет. Несмотря на наличие на территории поселения городских лесов, лесоустройство их не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, земельные участки с городскими лесами на кадастровый учет не поставлены, границы городских лесов не установлены. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов. Аналогичные положения содержатся и в п. 19 ч.1 ст. 6 Устава муниципального образования Кизеловское городское поселение, принятого решением Думы Кизеловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 24 части 1 статьи 41 Устава к полномочиям администрации Кизеловского городского поселения отнесено использование и охрана городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Согласно ч. 1 ст. 2 Устава территорию городского поселения составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития населенных пунктов, и другие земли в границах поселения независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным Государственного земельного кадастра. В состав Кизеловского городского поселения входят территории населенных пунктов- поселок Расик, разъезд.
В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч.2 ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
К городским лесам п. 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №, относит леса, расположенные на землях населенных пунктов.
По правилам подп. «г» п.3 ч.2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к числу защитных лесов.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
К полномочиям органов местного самоуправления ч. 1.1 ст. 84 вышеуказанного Кодекса отнесено осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п.10 состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №, основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества ( лесопарка), материалы специальных изысканий и следований, документы территориального планирования.
Таким образом, для реализации полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов администрации Кизеловского городского поселения необходим лесохозяйственный регламент, подготовка и разработка которого невозможна без проведения лесоустройства.
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления осуществляю закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: -проектирование лесничеств и лесопарков; -проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; -проектирование лесных участков; -закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; -таксацию лесов; - проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
По правилам п. 12 Лесоустроительной инструкции при проектировании лесничеств и лесопарков сведения об установленных границах земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом « О государственном кадастре недвижимости».
Аналогичные положения содержатся в ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Тем самым проведение лесоустройства лесных участков является основанием для постановки их на кадастровый учет.
Согласно Лесному плану Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденному указом губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, леса населенных пунктов Кизеловского муниципального района составляют 1929 га. Исходя из сведений Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ площадь земель Кизеловского муниципального района, относящихся к категории земель населенных пунктов составляет 1929 га, на которых распложены леса, относящиеся по целевому назначению к защитным.
Из информации МБУ « Кадастровая палата» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории города Кизела в 2001 году Пермской экспедицией Поволжского лесоустроительного предприятия проводились работы по лесоустройству, однако, материалы с определением границ городских лесов в администрацию города не передавались. Границы городских лесов не определены, на государственный кадастровый учет городские леса не ставились. Площадь городских лесов по годовому отчету составляет 1876 га.
Согласно планшету № лесоустройство 2001 года, выполненному Поволжским лесоустроительным предприятием « Пермская экспедиция» городские леса занимают площадь 143 га.
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю сообщено, что как таковые отдельные земельные участки городских лесов Кизеловского городского поселения в сведения государственного кадастра недвижимости не содержатся.
ДД.ММ.ГГГГ в администрации Кизеловского муниципального района с участием прокурора города Кизела было проведено межведомственное совещание на тему: « состояние работы и межведомственного взаимодействия в сфере исполнения лесного законодательства и декриминализации лесопромышленного комплекса на территории Александровского и Кизеловского муниципальных районов, Губахинского городского округа». Пунктом 4 решения межведомственного совещания администрации Кизеловского городского поручено незамедлительно активизировать работу по реализации полномочий, предусмотренных ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Из представленных в прокуратуру ответов видно, что администрацией поселения работа по реализации полномочий, предусмотренных ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации не активизирована.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора ФИО2 поддержал заявленные требования, просит удовлетворить требования в полном объеме, считает предоставленный срок для исполнения обязанности по устранению нарушений лесного законодательства разумным и достаточным, указал, что несоблюдение администрацией Кизеловского городского поселения вышеперечисленных требований лесного и земельного законодательства влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, уменьшение площади городских лесов, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.
Кроме этого, непринятие администрацией поселения мер по охране, защите и воспроизводству городских лесов создает угрозу возникновения несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и лесных пожаров, незаконных рубок лесных насаждений, сокращение популяризации объектов животного мира, и как следствие, ухода виновных в этом лиц от предусмотренной законом ответственности. Несоблюдение ответчиком требований названного законодательства приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального лесного контроля.
Представитель администрации Кизеловского городского поселения ФИО3 требования прокурора города признала. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом принято от администрации поселения признание иска.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации предусмотрено, что каждый наделен правом на благоприятную окружающую среду.
На каждого возложена обязанность по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам ( ст. 58 Конституции РФ).
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,69 и 92 настоящего Кодекса.
Статья 67 Лесного кодекса Российской Федерации определяет общие положения о проведении лесоустройства, статья 69 Кодекса- проектирование леечных участков.
Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно статье 92 настоящего Кодекса государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости».
В силу ст. 8 Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч.2 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях иных категорий могут быть отнесены к защитным лесам.
Городские леса в силу подпункта «г» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к категории защитных лесов.
Из толкования приведенных выше норм следует вывод, что городские леса относятся к категории защитных лесов, в составе лесного фонда, являющегося федеральной собственностью, не входят.
Законодательство Российской Федерации, используя термин « городские леса» не содержит определения понятия « городские леса». Вместе с тем в законодательстве содержатся положения, регулирующие правовой режим городских лесов.
В соответствии с пунктом 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
В силу части 6 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 84 Лесного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ « О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В силу абзаца 1 части 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
До 01 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялась органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ.
С учетом того, что городские леса расположены в границе Кизеловского муниципального района, доказательств, подтверждающих их нахождение в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности не имеется, следует вывод, что земельные участки, на которых расположены городские леса, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками относится к компетенции городского поселения.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправлении я в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся : организация благоустройства территории поселения ( включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номеров домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что пунктом 19 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Кизеловское городское поселение, принятого решением Думы Кизеловского городского поселения от 24.11.2005 года № 15, предусмотрены вопросы местного значения Кизеловского городского поселения, в которым относится в том числе полномочия по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
К полномочиям администрации Кизеловского городского поселения отнесено использование и охрана городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения ( п. 24 ч.1 ст. 41 Устава ).
Согласно ч.1 ст. 2 Устава территорию Кизеловского городского поселения составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития населенных пунктов, и другие земли в границах поселения независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным Государственного земельного кадастра. В состав Кизеловского городского поселения входят территории населенных пунктов -поселок Расик, разъезд.
Как следует из сведений, представленных Лесным планом Пермского края на 2008-2017 годы, утвержденному Указом губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № и сведений из Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края леса населенных пунктов Кизеловского муниципального района составляют 1929 га.
Судом установлено, что на основании поручения прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой города Кизела была проведена проверка реализации администрацией Кизеловского городского поселения полномочий в области лесного законодательства, а именно ст.ст. 23, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением межведомственного совещания от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кизеловского городского поселения было рекомендовано активизировать работу по реализации полномочий, предусмотренных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации ( л.д.17-18).
Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что администрацией Кизеловского городского поселения полномочия по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, не организовано. Во исполнение решения межведомственного совещания от ДД.ММ.ГГГГ работу по реализации полномочий, предусмотренных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации администрация Кизеловского городского поселения не активизировала, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией поселения ( л.д.24,26).
Из сведений МБУ « Кадастровая палата», информации Губахинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю ( л.д. 31-32) следует, что границы городских лесов не определены, на государственный кадастровый учет городские леса не ставились, администрация Кизеловского городского поселения с заявлениями о постановке на учет бесхозяйных земельных участков, расположенных в границах Кизеловского городского поселения, на которых расположены городские леса, не обращалась, как таковые отдельные земельные участки городских лесов Кизеловского городского поселения в сведениях государственного кадастра недвижимости не содержатся.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального Кодекса, суд приходит к выводу, что требования прокурора города Кизела обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выявленные нарушения лесного законодательства не оспариваются ответчиком. Представитель администрации Кизеловского городского поселения ФИО3 исковые требования прокурора признала полностью. Судом вынесено определение о принятии признания иска, поскольку он не противоречит требованиям закона и не нарушает законных прав и интересов третьих лиц.
Согласно абзаца 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд считает, что ответчик обязан осуществлять распоряжение лесными участками в соответствии с земельным законодательством, а также проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции. Неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации, жителей Кизеловского городского поселения, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности, привлечения виновных лиц к ответственности.
Учитывая полномочия органа местного самоуправления в отношении городских лесов, суд приходит к выводу об отсутствии препятствий у администрации Кизеловского городского поселения принять меры, связанные с постановкой на кадастровый учет участков, занятых городскими лесами ( ч. 2 ст. 20 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости»).
Установленный прокурором срок для исполнения администрацией Кизеловского городского поселения обязанности по исполнению нарушений лесного законодательства суд считает разумным, обоснованным и достаточным для исполнения.
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Кизела, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кизеловского городского поселения о возложении обязанности устранить нарушения лесного и земельного законодательства удовлетворить.
Обязать Администрацию Кизеловского городского поселения Пермского края в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований лесного и земельного законодательства путем организации проведения лесоустройства лесов, находящихся в границах Кизеловского городского поселения, разработки и утверждения в установленном законом порядке лесохозяйственного регламента городских лесов Кизеловского городского поселения, совершения согласно закона всех необходимых действий по установлению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами, в пределах границ муниципального образования « Кизеловское городское поселение».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: И.А. Гергерт