РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 февраля 2018 года <адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Казанбиева З.М., при секретаре ФИО4, с участием представителя Управления ОПФР по РД в <адрес> ФИО5, рассмотрев гражданское дело № по иску ФИО1 о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России в <адрес> Республики Дагестан, просив суд обязать ответчика включить период его работы в совхозе «Гоцатлинский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указывает на то, что при обращении в пенсионный орган в <адрес> было установлено, что его анкетные данные в документах, являющихся основанием для начисления пенсии, указаны неправильно. Так, согласно записей в приказных книгах совхоза «Гоцатлинский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где он работал в качестве грузчика, отметка о его принятии на работу отсутствует, но имеется приказ об увольнении с работы № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ При этом в документации совхоза «Гоцатлинский» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) имеется запись о принятии его рабочим как Максудова Абдулбасира, в скобках над именем имеется запись «ФИО1», а также в приказе № от ДД.ММ.ГГГГ о замещении должности слесаря.
На этом основании ДД.ММ.ГГГГ Управлением ОПФР РФ по РД в <адрес> вынесено решение № об отказе ему в установлении пенсии.
Факт его работы на данном предприятии подтверждается, как и то, что ФИО2 Абдулбасир и ФИО1 – одно и то же лицо. В этой связи запись о принятии на работу в совхоз «Гоцатлинский» сделана по ошибке с указанием его анкетных данных как «ФИО2 Абдулбасир» вместо «ФИО1» - по паспорту.
ФИО1 в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ГУ-ОПФР по РД в <адрес> возражал против удовлетворения иска, поскольку считал правильным отказ пенсионного органа в назначении истцу пенсии по старости по отсутствии требуемого страхового стажа, а в некоторых документах, подтверждающих трудовой стаж истца за указанный им период времени, в частности о принятии на работу, указано другое лицо – ФИО2 Абдулбасир. В этой связи пенсионный орган не мог указанный период включить в страховой стаж истца, дающий ему право на получение страховой пенсии по старости.
ГУП «Совхоз Гоцатлинский» упразднено, в связи с чем привлечь его представителя к участию в деле в качестве третьего лица не представляется возможным.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 13 названного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
С ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2.4 до достижения до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (часть третья статьи 35 данного документа).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 обратился в ГУ ОПФР по РД в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, 08.12. 2017 года ГУ ОПФР по РД в <адрес> ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, определен его страховой стаж в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью в 8 лет и 2 года 14 дней за службу в Советской Армии. В результате расчета пенсии имеется ИПК – 4.858, что является меньше допустимого минимума.
При этом из страхового стажа был исключен период работы ФИО1 в совхозе «Гоцатлинский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ связи с противоречиями записей о работе ФИО1 в совхозе «Гоцатлинский» в указанные периоды времени.
В акте ГУ-ОПФР по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленной по результатам проверки документов совхоза «Гоцатлинский», значится, что при проверке достоверности трудового стажа ФИО1, работавшего в качестве рабочего в совхозе «Гоцатлинский», ныне реорганизованного в ГУП, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обнаружено, что в приказных книгах за этот период приказ принятия на работу ФИО1 отсутствует, а имеется только приказ увольнения с работы с ДД.ММ.ГГГГ Проверить начисление заработной платы по расчетным книгам нет возможности, так как отсутствует архив.
В материалах дела имеется копия приказа по совхозу «Гоцатлинский» № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии Максудова Абдулбасира рабочим совхоза и зачислении в бригаду №. Основание – заявление с резолюцией директора совхоза ( по тексту).
Суду представлена копия другого приказа от ДД.ММ.ГГГГ №. подписанного директором совхоза «Гоцатлинский» (параграф 6) о назначении слесарем сокового цеха ФИО1 Абдулбасира.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по ГУП «Совхоз Гоцатлинский» (являвшимся правопреемником совхоза «Гоцатлинский») ФИО1 уволен согласно поданному заявлению.
Исследовав трудовую книжку истца, суд пришел к выводу о том, что по имеющимся приведенным записям в трудовой книжке ФИО1 четко следует, что истец на основании приказа N 29 от ДД.ММ.ГГГГ был принят рабочим совхоза «Гоцатлинский» в бригаду №, а уволен из ГУП «Совхоз Гоцатлинский» ДД.ММ.ГГГГ, что не противоречит приведенным выше копиям самих приказов, изученных судом, где в силу допущенных при составлении приказов технических ошибок истец указан под другими анкетными данными, указав его фамилию по имени отца, а имя – Абдулбасир – так, как звали истца в обиходе. Как пояснил сам истец и свидетели – истца в селении все звали Абдулбасиром, по паспорту же он значится как ФИО1.
Несоответствие данных, указанных в трудовой книжке, и в приказах по месту работы истца не может быть принято в основу для отказа истцу в назначении пенсии по старости, поскольку ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и записей в книгах учета возлагается на работодателя, неправильное оформление записей в трудовой книжке и других учетных документах работодателя не может повлечь неблагоприятных последствий для истца в виде не включения в страховой стаж спорного периода работ
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Свидетели ФИО6, ФИО7 и ФИО8 подтвердили факт трудовой деятельности истца в спорный период, при этом данные свидетели осуществляли трудовую деятельность совместно с истцом, что было подтверждено представленными в судебном заседании трудовыми книжками свидетелей, что не противоречит указанным выше нормам закона, в связи с чем спорный период работы ФИО1 подлежит включению в страховой стаж истца.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий. Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность выбора застрахованным лицом варианта исчисления расчетного размера его трудовой пенсии (статья 30), один из которых, в частности, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии позволяет учитывать продолжительность общего трудового стажа, под которой понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ,
С целью сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" также закреплено правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Таким образом, при определении пенсионных прав истца суд исходит из того, что периоды работы, учитываемые в трудовой стаж истца до вступления в силу закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", должны учитываться в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости.
Судом достоверно установлено, что ФИО1 проработал в совхозе «Гоцатлинский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по 17.01.20016 г.
Суд также считает установленным в судебном заседании тот факт, что указанный в приказе по совхозу «Гоцатлинский» от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу рабочим в бригаду № ФИО2 Абдулбасир, в приказе от ДД.ММ.ГГГГ о назначении слесарем ФИО1 Абдулбасир, является ФИО1.
Указанное лицо является одним и тем же лицом и у суда этот факт сомнения не вызывает.
При таких обстоятельствах требования истца о включении периода его работы в совхозе «Гоцатлинский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж для назначения пенсии по старости надлежит удовлетворить.
Согласно частям 1 и 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как следует из копии заявления ФИО1 о назначении пенсии, оно принято Управлением ОПФР по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, пенсионного возраста, установленного законом, истец достигает только ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на получение страховой пенсии по старости у ФИО1 возникает начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
иск удовлетворить в полном объеме.
Обязать Управление ОПФР по <адрес> в <адрес> включить период работы ФИО1 в совхозе «Гоцатлинский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, дающий право в назначении страховой пенсии по старости ФИО1, и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Судья