РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2013 года пос. Одоев
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Вергуш В.В.,
при секретаре Медведевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова В.В., Новиковой Г.Ф., Новикова В.В. к администрации Тульской области, Звездину А.Ю., третьему лицу Майоровой В.В., администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской области о признании межевания недействительным,
установил:
Новиков В.В., Новикова Г.Ф., Новиков В.В. обратились в Одоевский районный суд с иском к администрации Тульской области, Звездину А.Ю., о признании межевания недействительным.
Требования мотивировали тем, что Новикову В.В., Новиковой Г.Ф., Новикову, В.В., Майоровой В.В. принадлежит индивидуальный жилой дом с надворными постройками, по 1/4 доле общей долевой собственности, находящийся по адресу: <адрес>, на основании решения Одоевского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании квартиры индивидуальным жилым домом.
Ранее жилой дом имел статус многоквартирного дома, состоящего из квартир, одна из которой перешла в их собственность на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ года.
Вышеуказанным решением суда установлена законность надворных построек расположенных при принадлежащем нам домовладении.
Для целей кадастрового учета недвижимости ДД.ММ.ГГГГ ими подготовлена схема расположения земельного участка под указанным домовладением площадью <данные изъяты> кв.м. По результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка ФГУП «ФКП Росреестра» по Тульской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям ст. 27 ч.3 п.4 ФЗ №221 от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке ответчика, принадлежащий им жилой дом расположен на земельном участке, имеющем одну общую по всему периметру границу с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащим Тульской области.
Считают, формирование границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. осуществлялось с существенными нарушениями норм материального права по следующим причинам.
На момент формирования земельного участка принадлежащего Тульской области жилой дом, находящийся в их собственности имел статус многоквартирного. Изначально здание представляло собой одноквартирный жилой дом, имеющий прилегающую территорию для его обслуживания. Признавая за собственниками квартиры право собственности на индивидуальный жилой дом, суд изменил статус многоквартирного дома, указывая в решении о наличии права на все надворные постройки и жилой дом в отсутствии общего имущества, необходимого для многоквартирного дома, однако вопрос определения судьбы земельного участка не разрешался.
В ст. 1 ЗК РФ закреплено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На момент формирования границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежащее им жилое помещение имело статус квартиры, необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим права собственников помещений многоквартирного дома.
В принадлежащем им домовладении имеется подъезд, существовавший на момент формирования земельного участка, поэтому считают, включение его в территорию образованного земельного участка произошло с нарушением закона.
В настоящий момент они необоснованно ограничены в правах, на владение земельным участком. Доступ к собственному имуществу возможен при условии отсутствия на то возражений государственных служащих.
В судебном заседании истцы Новиков В.В., Новикова Г.Ф., требование поддержали и просили их удовлетворить, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Истец Новиков В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковое заявление полностью поддерживает, сообщает, что не может присутствовать в суде по причине предстоящей командировки.
Представитель ответчика администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причин неявки суду не представил.
Представитель третьего лица, администрации муниципального образования Одоевский район, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка, причины неявки суду не известны.
Третье лицо Майрова В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковое заявление полностью поддерживает, сообщает, что не может присутствовать по причине оформления ребенка в детский сад.
Суд, с учетом мнения сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истцов Новикова В.В., Новикову Г.Ф., третье лицо Майорову В.В., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 1 ЗК РФ закреплено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На момент формирования границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежащие истцам жилое помещение имело статус квартиры, необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим права собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Частью 9 статьи 38 названного закона установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно п. 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 г., установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. При этом в силу п. 1.1названной Инструкции межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Согласно п. 66 Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно п.67 Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Согласно п. 68 указанного Пленума собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу требований ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 названной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Часть 3 ст. 39 указанного закона предусматривает, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Статьей 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 названной статьи случая (ч. 2 ст. 40 Закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 40 указанного федерального закона, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Согласно нормам Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром России 17 февраля 2003 г., лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и(или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания (п. 11). Извещение передается заинтересованным лицам под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам) (п. 12).
При определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками рекомендуется принимать во внимание, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание (п. 14.3).
Из материалов дела усматривается, что межевание земельного участка, выделенного Тульской области, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, произошло с нарушением закона, поскольку не были учтены права третьих лиц, в соответствии с Постановления Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
При межевании данного земельного участка не были учтены права жителей, проживающих на момент межевания в многоквартирном доме, которые вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Таким образом, до проведения межевых работ все меры по согласованию границ земельного участка предприняты не были. Не учтены и нарушены права собственников смежных земельных участков, возникшие по закону до формирования указанного земельного участка, что являлось препятствием для проведения межевания земельного участка и постановке на кадастровый учет.
Суд приходит к выводу о том, что при проведении межевания земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, не были учтены права третьих лиц, существенно нарушены права граждан, поэтому оно является незаконным.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
признать результаты межевания земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> - недействительными, исключив из Государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Вергуш В.В.