Дело № УИД: 28RS0№-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2020 года пгт. Экимчан
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Булат А.П.,
при секретаре Прокопенко Н.А.,
с участием помощника прокурора Селемджинского района Ольшевского Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Селемджинского района к администрации Селемджинского района об обязании разработать муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Селемджинского района обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что по состоянию на сентябрь 2018 года количество семей, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Дальнего Востока, и нуждающихся в переселении, - составляет 72 семьи (136 граждан). Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в государственную программу <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильём население <адрес>», утверждённую постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная программа дополнена подпрограммой «Содействие в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали) - далее Подпрограмма. Согласно паспорту подпрограммы в 2019 году запланировано выполнение мероприятий по переселению 13 семей, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали); на указанные цели в областном бюджете предусмотрены средства в размере 25 млн.рублей, объём ассигнований консолидированных бюджетов муниципальных образований составляет 25,256 тыс. рублей. В соответствии с условиями Подпрограммы средства областного бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований в виде субсидий в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали); условиями предоставления субсидии является наличие муниципальной программы, предусматривающей реализацию мероприятий, решение о наличии в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований <адрес> на реализацию мероприятий. В ходе проведённой прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Селемджинского района в настоящее время не принята муниципальная программа, предусматривающая реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока, а также отсутствует решение о наличии в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств. В связи с чем, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> внесено представление о недопустимости нарушения закона. По результатам рассмотрения указанного представления администрацией Селемджинского района дан ответ о том, что подпрограмма «Содействие в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительство Байкало - Амурской магистрали) не разработана по причине отсутствия ответственных исполнителей. Учитывая, что бездействием администрации Селемджинского района в части непринятия соответствующей муниципальной программы, нарушаются права граждан на жилище, а также положения ст.12 ГК РФ и ст.45 ГПК РФ просит суд обязать администрацию Селемджинского района разработать муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что каких-либо нормативно-правовых актов, регламентирующих продление срока действия подпрограммы «Содействие в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали) не имеется.
Представитель ответчика администрации Селемджинского района в судебное заседание по делу не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил.
Из письменных возражений на иск, представленных ответчиком, следует, что действующее законодательство не позволяет суду обязать орган власти и местного самоуправления принять нормативный правой акт, иск не содержит критериев, по которым прокурором сделан вывод о том, что на сентябрь 2018 года 72 семьи (136 граждан) проживают в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока.
Представитель ответчика администрации Селемджинского района, ранее участвовавший в судебном заседании, дополнительно пояснил, что полномочия муниципального образования района регламентируются ст.15 Федерального закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации», а не ст.14-16, как указанно в иске. Обеспечение жилищных прав граждан является компетенцией органов местного самоуправления поселений, а не района. Кроме того, изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в части продления сроков реализации подпрограммы Содействие в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в непредназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали) на 2020 год, не вносились, в связи с чем, требование иска об обязании принять соответствующую муниципальную программу заявлено истцом преждевременно. Учитывая изложенное, а также то, что требования иска нарушают право ответчика на независимость, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц Министерства строительства и архитектуры Амурской области, Правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежаще, ходатайств об отложении не представили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, изучив доводы искового заявления, а также письменные возражения ответчика на иск и пояснения представителя ответчика, данные ранее, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Учитывая характер заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о том, что прокурор имел право на обращение в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц.
Истцом заявлено требование об обязании ответчика разработать муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока с целью оказания содействия реализации прав граждан на жилые помещения, их переселения в жилые помещения пригодные для проживания, и получения муниципальным образование ассигнований на указанные цели.
Из п.п.1-2 ст. 179 БК РФ следует, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес>» дополнено Подпрограммой "Содействие в обеспечении жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали)" - далее Подпрограмма.
Согласно паспорту Подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ в том числе в пгт.<адрес> 71 семья (135 граждан) проживает в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, и нуждается в переселении. Указанной Подпрограммой предусмотрено переселение 13 семей граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали), на указанные цели объём ассигнований областного бюджета составляет 25000,000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 г. - 25000,000 тыс. рублей, объём ассигнований консолидированных бюджетов муниципальных образований - 625,256 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 г. - 625,256 тыс. рублей; срок реализации Подпрограммы 2019 год.
В соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали средства областного бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований в виде субсидий при наличии:
- муниципальной программы, предусматривающей реализацию мероприятий;
- решения о наличии в бюджете муниципального образования <адрес> бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований <адрес> на реализацию мероприятий.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени администрацией Селемджинского района не принята муниципальная программа, предусматривающая реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока, а также отсутствует решение о наличии в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств.
Вышеуказанное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждается исследованными в судебном заседании представлением прокурора района, направленного в адрес главы <адрес> «Об устранении нарушений федерального законодательства» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11), и ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что соответствующая программа не разработана по причине отсутствия ответственных исполнителей (л.д.7-8).
Вместе с тем, Подпрограммой предусмотрен срок её реализации - 2019 год. Согласно сведений, предоставленных <адрес>, изменений по срокам реализации подпрограммы на сегодняшний день не предусмотрено, на уровне субъекта отсутствует подпрограмма предусматривающая переселение граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока и Сибири в 2020 году.
Каких-либо доказательств, подтверждающих продление сроков реализации Подпрограммы материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств истцом и в судебное заседание.
Кроме того, из материалов дела следует, что в 2020 году администрацией Селемджинского района планируется к реализации программа «Обеспечение доступным и качественным жильём население <адрес>», в которой имеется подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории <адрес>»
При таких обстоятельствах, учитывая, наличие разработанной и утверждённой подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории <адрес>», а также то, что срок реализации Подпрограммы, по условиям которой для получения ассигнований на финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока (строительства Байкало-Амурской магистрали) необходимо наличие муниципальной программы, истёк ДД.ММ.ГГГГ (в день обращения прокурора в суд с настоящим иском), сведений о продлении сроков её реализации не имеется, - суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика разработать соответствующую муниципальную программу заявлено преждевременно, в связи с чем, исковые требования прокурора к администрации Селемджинского района удовлетворению не подлежат.
Положения Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституции Российской Федерации, Жилищного Кодекса Российской Федерации и Устава администрации <адрес>, в их системном толковании обязывают органы местного самоуправления разрабатывать и утверждать на муниципальном уровне программы в области обеспечения граждан пригодными для проживания жилыми помещениями. В связи с чем, довод ответчика о том, что суд не может обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативно-правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, а также то, что разработка соответствующей муниципальной программы не входит в компетенцию муниципального образования <адрес>, - суд находит несостоятельным.
Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковые требования прокурора Селемджинского района к администрации Селемджинского района, – об обязании разработать муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Дальнего Востока, - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.
Судья А.П. Булат
Решение суда принято в окончательной форме 23 мая 2020 года.