Судья Володина О.В. № 33а-48/2020 (33а-2415/2019)
УИД 12RS0003-02-2019-004422-49
№ 2а-4872/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 16 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.
судей Халиулина А.Д. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Домрачевой Т. А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 октября 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Домрачевой Т. А. к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным отказа в предоставлении путевки в дошкольное учреждение отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Домрачева Т.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа специалистов Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее также Управление образования) в предоставлении путевки в дошкольное учреждение г. Йошкар-Олы, обязании специалистов Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить место в дошкольном учреждении г. Йошкар-Олы на период 2019-2020 гг.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что <дата> ей заключен договор с МДОУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка» о зачислении ее сына <...>А., <дата> года рождения, в группу указанного детского сада. Образовательные услуги <...>А. получал до 30 мая 2019 года. В связи с тем, что возникла необходимость в нахождении <...>А. в дошкольном учреждении г. Йошкар-Олы в период 2019-2020 гг., административный истец обратилась в отдел Министерства образования Республики Марий Эл с обращением о предоставлении места в дошкольном учреждении. Считает, что поскольку на <дата> возраст <...>А. составлял <...>, в то время как предельный возраст направления ребенка в школу для получения начального общего образования составляет 8 лет, отказ административного ответчика в предоставлении путевки в дошкольное учреждение г. Йошкар-Олы является незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Домрачева Т.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что направление ребенка в школу до достижения им восьми лет является не обязанностью, а правом родителя. Считает, что <...>А. по своему эмоциональному состоянию не готов обучаться в школе в возрасте <...>. Поскольку функция дошкольного образовательного учреждения состоит не только в получении дошкольного образования, но и в присмотре и уходе за детьми, освоение программы дошкольного образования не является основанием для отчисления из дошкольного учреждения. Административный истец также не согласна с выводом суда о повторности обращения для получения путевки в дошкольное учреждение.
В возражениях на апелляционную жалобу, административный ответчик Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» выражает согласие с решением суда первой инстанции.
Выслушав объяснения Домрачевой Т.А. и ее представителя
Бирюковой Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Васьковой А.А., просившей об оставлении решения суда без изменения, изучив апелляционную жалобу, письменные возражения, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений органа, должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также Закон об образовании) гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет свои полномочия на основании Положения об управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 апреля 2015 года № 143-VI. Согласно пункту 2.1.1 указанного Положения Управление образования осуществляет полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях городского округа «Город Йошкар-Ола».
По смыслу частей 1 и 2 статьи 53 и пункта 1 части 1 статьи 61 Закона об образовании, основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования изданию указанного распорядительного акта предшествует заключение договора об образовании. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).
Как следует из материалов дела, приказом МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка» общеразвивающего вида от 18 июня 2014 года № 9 <...>А., <дата> года рождения, зачислен в группу «Малинка» указанного дошкольного образовательного учреждения (л.д. 59-60).
<дата> между Домрачевой Т.А. и МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка» общеразвивающего вида заключен договор <№> об образовании по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за воспитанником. Согласно указанному договору срок освоения образовательной программы составляет 5 календарных лет, срок действия договора – до 31 мая 2019 года (л.д. 56-57).
Приказом МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка» общеразвивающего вида от 31 мая 2019 года № 8 <...>А. отчислен из указанного дошкольного образовательного учреждения в связи с освоением программы по дошкольному образованию (л.д. 58).
В марте 2019 года административный истец обратилась в Управление образования с заявлением о предоставлении ее сыну <...>А. места в дошкольном учреждении г. Йошкар-Олы. В удовлетворении указанного заявления Управлением образования было отказано.
Согласно письму администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», направленного <дата> в адрес Домрачевой Т.А., администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» рассмотрела обращение о предоставлении места в дошкольном учреждении, поступившее через прокуратуру г. Йошкар-Олы, и посчитало, что отказ специалистов Управления образования в предоставлении <...>А. места в дошкольном учреждении г. Йошкар-Олы является правомерным (л.д. 13).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что <...>А. дошкольное образование в дошкольном образовательном учреждении получено бесплатно и в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию стороны административного истца, изложенную в административном иске и в судебном заседании в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они основаны на неправильном понимании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба Домрачевой Т.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Домрачевой Т. А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий |
О.А. Петрова |
Судьи |
А.Д. Халиулин Э.И. Салихова |