Дело № 1235/2020
59RS0044-01-2020-002343-94
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
5 ноября 2020 года Чусовской городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Туношенской И.О., при секретаре Толчковой И.В., с участием помощника Чусовского городского прокурора Гудкова М.С., представителя ответчика Шубиной Ю.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора к администрации Чусовского городского округа Пермского края о возложении обязанности по приведению автомобильной дороги в нормативное состояние
у с т а н о в и л :
Чусовской городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Чусовского городского округа Пермского края с иском, где просит обязать администрацию в срок до .... организовать приведение в нормативное состояние автомобильной дороги, расположенной на ... в ... кадастровый ..., с целью бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения в соответствии с положениями технического паспорта ... на дорожно-мостовое хозяйство «...» от ...., с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенных мероприятий установлено, что автомобильная дорога, расположенная по ... в ..., находиться в неудовлетворительном состоянии, не обеспечивает возможность бесперебойного движения транспортных средств, а также безопасность такого движения, что подтверждается актом обследования от .....
В судебном заседании помощник Чусовского городского прокурора Гудков М.С. на иске настаивал, подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика администрации Чусовского городского округа Шубина Ю.В., с исковыми требованиями прокурора не согласилась. Пояснила, что администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку заключен договор о передаче муниципального имущества, в том числе дороги по ..., в безвозмездное пользование Управлению благоустройства и дорожной деятельности администрации Чусовского городского округа.
Третьи лица Управление благоустройства и дорожной деятельности администрации Чусовского городского округа, МО МВД России «Чусовской», о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей не направили.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из содержания ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 - ФЗ).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон).
Согласно абз. 7 ч. 4 ст. 6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Из содержания ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования; к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, помимо прочего, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, организации дорожного движения, поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям содержатся в «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.», утвержденном приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица АЛ приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки городской прокуратурой установлено, что автомобильная дорога, расположенная на ... в ..., кадастровый ..., находится в собственности муниципального образования «Чусовской городской округ», что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества (л.д...).
Между Управлением имущества администрации Чусовского городского округа (ссудодатель) и Управлением благоустройства и дорожной деятельности администрации Чусовского городского округа (ссудополучатель) .... заключен договор ... «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование» (л.д....).
В соответствии с п. 1.1 Договора во исполнение распоряжения администрации Чусовского городского округа от .... ...-р «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование», ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование без постановки на баланс имущество, указанное в акте приема-передачи.
На основании п.п. 1.2 и 1.3 Договора муниципальное имущество является собственностью муниципального образования и предоставляется ссудополучателю для организации содержания.
Согласно п. 1.4 Договора срок действия договора с .... по .....
В силу п. 2.2.3 Договора ссудополучатель обязан обеспечивать поддержание имущества, полученного в безвозмездное пользование, в исправном состоянии и нести расходы по его содержанию.
В соответствии с п. 2.2.5 Договора ссудополучатель обязан производить текущий ремонт имущества за свой счет и по согласованию с ссудодателем.
В соответствии с п. 368 акта приема - передачи от ...., являющегося приложением к Договору, ссудополучателю, помимо прочего, передана автомобильная дорога, расположенная на ... в ... (л.д....).
Из содержания п. 10 Раздела 1 «Общие сведения» технического паспорта ... на дорожно-мостовое хозяйство «...» от .... следует, что преобладающим материалом покрытия является асфальтобетон (л.д....).
Согласно разделу IV «Элементы улицы (проездов), площади» технического паспорта ... на дорожно-мостовое хозяйство «...» от .... покрытие проезжей части на протяжении 1637,50 м. подразумевает под собой асфальтобетон.
Вместе с тем, в соответствии с актом выявленных недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от .... на участке ПК 0 км. + 680 м. - 1 км. + 546 м. автомобильной дороги, расположенной на ... в ..., тип покрытия выполнен в гравийном исполнении, а не в асфальтобетонном, который имеет искажение профиля в виде многочисленных выбоин и просадок, размеры которых составляют, в частности, вблизи ...: длина - 580 см., ширина - 230 см., глубина - 12 см.; в районе ...: длина - 210 см., ширина - 280 см.; глубина - 6 см.
.... в связи с ненормативным состоянием автомобильной дороги, расположенной на ... в ..., в адрес администрации Чусовского муниципального района, исполняющей на тот момент исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Чусовского городского округа до формирования администрации Чусовского городского округа, городской прокуратурой внесено представление, которое удовлетворено, но нарушения, а также причины и условия им способствующие, до настоящего времени, фактически, не устранены.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация не является надлежащим ответчиком, судом отклоняются в связи со следующим.
Положением об администрации Чусовского городского округа, утвержденного решением Думы Чусовского городского округа от .... ..., установлено, что администрация Чусовского городского округа в соответствии с Уставом муниципального образования "Чусовской городской округ" наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края (пункт 5.1). К полномочиям администрации Чусовского городского округа, осуществляющей муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на территории Чусовского городского округа (пункт 5.3);
В соответствии с п. 1.2. положения об Управлении благоустройства и дорожной деятельности администрации Чусовского городского округа, утвержденного решением Думы Чусовского городского округа от .... ..., Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Чусовского городского округа. На основании п. 6.2 Положения финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета Чусовского городского округа.
Соответственно, администрация Чусовского городского округа является надлежащим ответчиком и на неё следует возложить обязанность в срок до .... организовать приведение в нормативное состояние автомобильной дороги, расположенной на ..., в ....
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Исковые требования Чусовского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Чусовского городского округа Пермского края в срок до .... организовать приведение в нормативное состояние автомобильной дороги, расположенной на ... в ..., кадастровый ..., с целью бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения в соответствии с положениями технического паспорта ... на дорожно-мостовое хозяйство «...» от ...., с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: /подпись/
Копия верна. Судья. Туношенская И.О.
Подлинное решение (определение) подшито в деле (материале) № 2-1235/2020
Дело (материал) находится в Чусовском городском суде
Секретарь ________________