Дело №2а-396/2020
42RS0016-01-2020-000346-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 22 июня 2020 года
Куйбышевский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Чередниченко О.В., при секретаре судебного заседания Семеновой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административному иску ООО «АЭРОКУЗБАСС» к Новокузнецкому транспортному прокурору о признании незаконным представления Новокузнецкого транспортного прокурора №в от 05.12.2019 года,
установил:
Административный истец ООО «АЭРОКУЗБАСС» обратился в суд с административным иском к Новокузнецкому транспортному прокурору о признании незаконным представления Новокузнецкого транспортного прокурора №в от 05.12.2019 года.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «АЭРОКУЗБАСС» требований трудового законодательства в части учета рабочего времени и выявлены нарушения статей 252, 263.1 Трудового кодекса РФ.
По результатам проверки Новокузнецким транспортным прокурором было вынесено представление №в-2019 от 05.12.2019 года «Об устранении нарушений трудового законодательства» и предложено ООО «АЭРОКУЗБАСС» безотлагательно принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Вынесенное представление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: незаконно возлагает на административного истца обязанности по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели) для отдельных категорий работников (женщины, работающие в сельской местности) и выплаты им заработной платы (за сверхурочные часы).
ООО «АЭРОКУЗБАСС» находится на территории <адрес> муниципального paйона вне границ населенных пунктов, в том числе за границами населенного пункта <адрес> сельского поселения, то есть за пределами границ сельской местности согласно Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 года, в связи с чем, требования статей 252, 263.1 Трудового кодекса РФ на ООО «АЭРОКУЗБАСС» не распространяются.
Ссылка Новокузнецкой транспортной прокуратуры в представлении, как на основание своих требований, на дефиницию «сельская территория», приведенную в Законе Кемеровской области «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области» №215-03 от 27.12.2007 года не основана на нормах права действующего законодательства РФ и Кемеровской области- Кузбасса.
Административный истец считает, что выводы Новокузнецкой транспортной прокуратуры в представлении о нахождении ООО «АЭРОКУЗБАСС» в сельской местности, не соответствуют фактическим обстоятельствам и действующим правовым актам РФ, регулируют трудовые отношения, а требование в представлении об устранении нарушения закона статей 252, 263.1 Трудового кодекса РФ незаконным, поскольку оно основано на неправильном толковании и применении административным ответчиком правовых норм трудового законодательства РФ.
Таким образом, ООО «АЭРОКУЗБАСС» полагает, что представление Новокузнецкого транспортного прокурора №в-2019 от 05.12.2019 года на него незаконно возложены обязанности по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели) для женщин, работающих в ООО «АЭРОКУЗБАСС, и выплаты им заработной платы за сверхурочные часы.
Просит признать незаконным представление №в-2019 от 05.12.2019 года, вынесенное Новокузнецким транспортным прокурором в отношении ООО «АЭРОКУЗБАСС».
Представитель административного истца Селиванов С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков – Новокузнецкого транспортного прокурора и Западно - Сибирского транспортного прокурора Маркодеева Н.О., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признала, считает представление Новокузнецкого транспортного прокурора №в-2019 от 05.12.2019 года законным и обоснованным.
Заслушав стороны, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании п.п.1,2 ч.9 ст.220 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или в защиту прав, свобод незаконных интересов, которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
По смыслу положений пунктов 3 и 4 части 9 статьи 220 КАС РФ для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемою решения, совершение оспариваемою действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия, (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения должностного лица только при наличии совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, и нарушение оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого решения должностного лица (пункт 2).
Деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации регулируется Федеральным законом №2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 21).
Осуществляя надзор за исполнением законов, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению (пункт 3 статьи 22, пункт 1 статьи 24 Закона «О прокуратуре»).
В судебном заседании установлено, что Новокузнецким транспортным прокурором по поручению прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры была проведена проверка соблюдения трудовых прав работающих в сельской местности женщин – работников предприятий железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в ходе которой были установлены нарушения требований трудового законодательства в деятельности в ООО «АЭРОКУЗБАСС», в части учёта рабочего времени женщин – работников авиапредприятия, работающих в сельской местности.
Так, в ходе проверки было установлено, что в ООО «АЭРОКУЗБАСС» для всех женщин (212 человек), работающих в сельской местности, определена продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю, вместо предусмотренной ст. 263.1 Трудового кодекса РФ, сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели).
Кроме того, женщинам не выплачивается заработная плата в повышенном размере, в связи с осуществлением работы в течение 40 часов в неделю, тем самым работодателем нарушены фундаментальные права работников указанной категории на выполнение трудовых обязанностей, с учётом предусмотренных законом особенностей и гарантий.
Выявленное, по итогам проверки, нарушение трудового законодательства, явилось основанием для внесения 05.12.2019 года Новокузнецким транспортным прокурором в адрес генерального директора ООО «АЭРОКУЗБАСС» представления, содержащего требования об устранении выявленных нарушений.
С указанным представлением ООО «АЭРОКУЗБАСС» не согласилось, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Согласно ст.91 Трудового кодекса РФ, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии со ст.263.1 Трудового кодекса РФ, женщины, работающие в сельской местности, имеют право:
на предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;
на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
В силу ст.209 Трудового кодекса РФ, рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Поскольку ООО «АЭРОКУЗБАСС» (земельные участки, аэровокзальный комплекс, административные и хозяйственные здания), находятся в границах <адрес> сельского поселения по адресу: <адрес>, следовательно, находятся в сельской местности, что подтверждается постановлениями Администрации <адрес> поселения и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.122-167;174-177).
Кроме того, поселок <адрес>, в соответствии с п. 8 ч.1 ст.2, п.9 ст.7-2 Закона Кемеровской области от 27.12.2007 года №215-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Кемеровской области и ч. II Приложения I Реестра административно-территориальных единиц Кемеровской области, является сельским населенным пунктом и относится к сельской территории Кемеровской области.
Таким образом, на женщин, являющихся работниками ООО «АЭРОКУЗБАСС», выполняющих трудовую функцию на территории поселка Калачево, то есть в сельской местности, распространяются льготы, предусмотренные ст.263.1 Трудового кодекса РФ, доводы административного истца об обратном, суд считает несостоятельными.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что представление Новокузнецкого транспортного прокурора является законным и обоснованным, поскольку вынесено в пределах своих полномочий, соответствует нормам действующего законодательства, и тем самым не нарушает прав, свобод и законных интересов ООО «АЭРОКУЗБАСС».
В соответствии с п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года, с 1 января 1991 года для женщин, работающих в сельской местности, в том случае, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами, установлена 36-часовая рабочая неделя. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 января 1991 года «О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1990 года» разъяснено, что при решении вопроса в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РСФСР об отнесении территории к сельской местности следует руководствоваться Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».
Пунктом 4 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года, определено, что населенные пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского, краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - остальные населенные пункты.
Вышеуказанные Постановления являются действующими, поскольку в силу ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу, и, следовательно, подлежат применению в отношении женщин, работающих в сельской местности.
Таким образом, понятие сельской местности для целей применения ст.263.1 Трудового кодекса РФ урегулировано трудовым законодательством, а доводы административного истца в этой части суд считает необоснованными.
Изменение адреса ООО «АЭРОКУЗБАСС» в марте 2020 года на <адрес> муниципальный округ <адрес> не влияет на законность представления Новокузнецкого транспортного прокурора.
Руководствуясь статьями 175- 180, 218-228 КАС РФ, суд
решил:
Отказать ООО «АЭРОКУЗБАСС» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным представления Новокузнецкого транспортного прокурора №в от 05.12.2019 года, за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд, в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 26 июня 2020 года.
Председательствующий: Чередниченко О.В.