Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 года город Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Щелоковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1502/2022 по заявлению МИ ФНС России №15 по Самарской области к Захарову Виктору Сергеевичу о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд с указанным заявлением, в котором с просит взыскать с ответчика в пользу государства суммы недоимки по:
- страховому взносу на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, налог в размере 3796,67 рублей,
- транспортному налогу с физических лиц за период 2019 года: налог - в размере 6259,64 рублей, пени - в размере 17,84 рублей, а всего: 10 074,15 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчик является налогоплательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и транспортного налога с физических лиц в рассматриваемом налогом периоде, в связи с чем, у него возникла обязанность уплаты вышеуказанного налога, а также в связи с несвоевременной оплатой – пени.
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не представил.
Исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст.19 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится в том числе земельный налог, транспортный налог и налог на имущество физических лиц.
Обязанность по начислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц, возложена на налоговый орган в силу п.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае неуплаты налога в установленные сроки налогоплательщику направляется требование об уплате налога с указанием об обязанности, в установленный в налоговом требовании срок, уплатить неуплаченную сумму налога (п.п.1,2 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести календарных дней, с даты направления заказного письма (п.4 ст.31, п.4 ст.52, п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст.23, п.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом установлено, что административный ответчик являлся налогоплательщиком транспортного налога, страховых взносов.
Захарову В.С., ИНН № принадлежат на праве собственности транспортное средство марки «БМВ 320 DXDRIVE», г/н №, дата регистрации права собственности 30 ноября 2013 года, за которое образовалась задолженность по налогам.
Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговые требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с предложением погасить имеющуюся задолженность по оплате страховых взносов, до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с предложением погасить до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с вышеизложенным, у административного ответчика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде налога и пени по указанному налогу за указанное имущество.
Вышеуказанные налоговые уведомления и налоговые требования считаются полученными налогоплательщиком в соответствии с п.4 ст.31, п.4 ст.52, п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении шести календарных дней после их направления.
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика образовавшейся задолженности по транспортному налогу.
Определением от 28 января 2022 года мировым судьей судебного участка №156 Ставропольского судебного района Самарской области, вынесенный 11.03.2021 судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу и пени, отменен по заявлению ответчика, в связи с этим, административный истец был вынужден обратиться с настоящим административным исковым заявлением.
Сроки и порядок обращения с административным исковым заявлением соблюдены.
Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 08.02.2017 №381–О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм полном объеме.
При таких обстоятельствах, с истечением срока взыскания задолженности по основному долгу истекает срок и по дополнительному обязательству. При этом отсутствие основного обязательства уплаты налога влечет невозможность применения меры обеспечения этого обязательства в виде взыскания пени.
Таким образом, сумма задолженности, образовавшаяся у ответчика по состоянию до 01.01.2017, взысканию в судебном порядке не подлежит.
Как следует из ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
- для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- для организаций:
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:
1) за налоговый период 2015 года - начиная с 1 мая 2017 года;
2) за налоговый период 2016 года - начиная с 1 июля 2018 года;
3) за налоговый период 2017 года - начиная с 1 июля 2019 года.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Истцом представлен расчет суммы пени, включенной в требование по уплате налога №, согласно которому пени от суммы транспортного налога в размере 7 869,00 рублей составляет в общем размере 17,84 рублей.
Доказательств отсутствия задолженности или наличия задолженности в меньшем размере ответчиком не представлены.
В силу ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства в подтверждение административного иска в части наличия задолженности по транспортному налогу, а также начислению пени за несвоевременную оплату вышеуказанного налога административным ответчиком, в связи с чем, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Учитывая, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, а административным ответчиком не представлено доказательств наличия оснований для освобождения его от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 400,00 рублей, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МИ ФНС России № 15 по Самарской области Захарову Виктору Сергеевичу – удовлетворить частично.
Взыскать с Захарова Виктора Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ИНН № в пользу МИ ФНС России № 15 по Самарской области недоимку: транспортный налог за 2019 г. в сумме 6259,64 рублей, пени в сумме 17,84 рублей, а всего: 6 277 (шесть тысяч двести семьдесят семь) рублей 48 копеек.
Взыскать с Захарова Виктора Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ИНН № в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2022 года.
Судья-подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья
УИД 63RS0027-01-2022-001387-12