№ 12-23/2015
РЕШЕНИЕ
с. Кармаскалы 02 июля 2015 года
Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Минеевой В.В.
при секретаре Биккуловой А.М.,
с участием представителя ООО «Газпром трансгаз Уфа» Чаркина Е.Н., действующего по доверенности №17/134 от 17 декабря 2014 года, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Гайсина Р.В., действующего по доверенности №2 от 12 января 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника юридического отдела ООО «Газпром трансгаз Уфа» Исламгулова Н.Ф. на постановление по делу об административном правонарушении № от 28 ноября 2014 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 28 ноября 2014 года № ООО «Газпром трансгаз Уфа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Газпром трансгаз Уфа» обратился в суд с жалобой на постановление, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, указав, что арбитражная проба, как предусмотрено п.7.11 ПНД Ф 12.15.1-08 «Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод» не отбиралась; представителями филиала «ЦЛАТИ по РБ» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отбор проб воды, их транспортировка, хранение, анализ произведен с грубейшим нарушением действующих норм, что исключает возможность использования протоколов результатов анализа проб сточной воды, выполненных филиалом «ЦЛАТИ по РБ», ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в качестве доказательства вины Общества.
Представитель ООО «Газпром трансгаз Уфа» Чаркин Е.Н. жалобу поддержал в полном объеме, просил отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 28 ноября 2014 года по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Гайсина Р.В. с доводами жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, считает постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав позиции сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказов от 21.08.2014 №1064-П и от 29.09.2014 №1222-П, Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан совместно с представителями филиала «ЦЛАТИ по РБ» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в присутствии заместителя генерального директора главного инженера ООО «Газпром трансгаз Уфа» Усманова Р.Р., начальника отдела ООС ООО «Газпром трансгаз Уфа» Новикова Д.Г., ведущего инженера ОООС ООО «Газпром трансгаз Уфа» Шайхлеева А.Т. с 02.09.2014 по 27.10.2014 проведена плановая выездная проверка в ООО «Газпром трансгаз Уфа» соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям.
В ходе проведения проверки представителями филиала «ЦЛАТИ по РБ» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был осуществлен отбор проб сточных вод из трубы после очистных сооружений на определение концентрации. Результаты проведенного анализа сточных вод показали, что ООО «Газпром трансгаз Уфа» допустило сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - р.Челмала, р.Асава, р.Караелга, р.Кечкене Юл, р.Бурлы с превышением установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (взвешенные вещества, нитрат-ион, хлорид-ион, сухой остаток, ХПК), установленных Разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которые могут повлечь загрязнение вышеуказанных водных объектов.
По итогам данной проверки 28 ноября 2014 года старшим государственным инспектором Российской Федерации по Республике Башкортостан по охране природы Латохиным В.А. вынесено постановление №, которым ООО «Газпром трансгаз Уфа» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 30 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч.4 ст.23 Федерального закона).
На основании части 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Из Акта проверки от 27 октября 2014 года следует, что Шаранским ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Уфа» при осуществлении сброса сточных вод в поверхностный водный объект руч. Челмала превышены утвержденные нормативы допустимой концентрации загрязняющего вещества по взвешенным веществам в 6,69 раз.
Полянским ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Уфа» при осуществлении сброса сточных вод в поверхностный водный объект руч. Кечкене Юл превышены утвержденные нормативы допустимой концентрации загрязняющего вещества по взвешенным веществам в 6,61 раз, по сухому остатку в 1,92 раз.
Стерлитамакским ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Уфа» при осуществлении сброса сточных вод в поверхностный водный объект р.Асава превышены утвержденные нормативы допустимой концентрации загрязняющего вещества по взвешенным веществам в 28,92 раз, по сухому остатку в 3,41 раз, по нитрат-иону в 1,08 раз, по хлорид-иону в 1,13 раз.
Кармаскалинским ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Уфа» при осуществлении сброса сточных вод в поверхностный водный объект руч.Караелга превышены утвержденные нормативы допустимой концентрации загрязняющего вещества по взвешенным веществам в 4,5 раз, по сухому остатку в 1,92 раз, по нитрат-иону в 3,06 раз, по ХПК в 3,31 раз.
Аркауловским ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Уфа» при осуществлении сброса сточных вод в поверхностный водный объект руч.Бурлы превышены утвержденные нормативы допустимой концентрации загрязняющего вещества по взвешенным веществам в 7,88 раз, по сухому остатку в 1,26 раз.
Из протоколов отбора проб и обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды №1-ЮГТ от 15 сентября 2014 г., №2-ЮГТ от 19 сентября 2014 г., №3-ЮГТ от 02 октября 2014 г., №3ТР от 24 сентября 2014 г., следует, что каких-либо заявлений и замечаний от участвующих лиц: начальника отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром транс газ Уфа» Новикова Д.Г., ведущего инженера ОООС ООО «Газпром трансгаз Уфа» Шайхлеева А.Т., по процедуре проведения обора проб в ходе и по окончании отбора не поступало.
Таким образом, материалами административного дела, в том числе результатами лабораторного анализа пробы сточной воды, проколом об административном правонарушении, подтверждается факт наличия на момент проверки в действиях ООО «Газпром трансгаз Уфа» признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.8.13 ч.4 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
При таких обстоятельствах, совершенное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о нарушении правил отбора и хранения проб, что могло существенно отразиться на результатах анализа, является несостоятельным, поскольку пробы были отобраны и их анализ произведен в полном соответствии с ГОСТом Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб», ПНД Ф 12.15.1-08 «Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод». Кроме того, сотрудниками лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» был произведен параллельный отбор проб с лабораторией ООО «Газпром трансгаз Уфа» (о чем указано в примечании Акта отбора проб). В соответствии с ПНД Ф 12.15.1-08 «Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод» п.7.11 Отбор двух последовательных во времени проб для параллельного анализа двумя лабораториями или операторами не допускается, пробы отбирались пробоотборными устройствами лаборатории «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» и разливались параллельно в сосуды 2-х лабораторий: «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» и ООО «Газпром трансгаз Уфа». При этом арбитражная проба отбирается для исключения разногласий по результатам анализа по желанию предприятия.
Вместе с тем соблюдение сотрудниками лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» в соответствии с требованиями приведенных норм сроков и условий хранения отобранных проб подтверждается представленными выписками из Журналов регистрации проб и рабочих журналов, где указываются все данные о пробе из акта отбора, место и сроки хранения проб, дата и время проведения анализа, интервал проведения анализа на все определяемые показатели.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО «Газпром трансгаз Уфа» в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, не допущено.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан вынесено с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, в соответствии с требованиями закона, без нарушения процессуальных норм, в связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 28 ноября 2014 года и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ 28 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░ ░░░░░░░