Дело № 2-4496\23-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Шаталовой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большешальской Виктории Викторовны к Администрации Петрозаводского городского округа об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что Большешальская В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. После смерти матери истица проживала с бывшем мужем матери ФИО2 и сводной сестрой ФИО8 по адресу: <адрес>. После смерти матери никто не обращался в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними для определения статуса истицы. В квартире по адресу: <адрес> проживают помимо истицы, ее сводная сестра с двумя детьми, ФИО2, жена ФИО2 - ФИО9 Собственником данного жилого помещения является сводная сестра истицы, которая не является членом ее семьи. Квартира является однокомнатной, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с чем, на каждого зарегистрированного и проживающего в квартире приходится <данные изъяты> кв.м., что является менее учетной нормы предоставления жилого помещения по г. Петрозаводску. Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ признается невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в ранее занимаемом жилом помещении, если общая площадь жилого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения. В данном случае гражданам должно предоставляться однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В связи с изложенными обстоятельствами истица просила признать факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе рассмотрения дела по существу истица требования меняла, окончательно просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа признать за ней право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда на территории Петрозаводского городского округа; направить сведения о ней в Министерство образования Республики Карелия для включения истицы в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Определением суда от 15 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Республики Карелия.
Определением суда от 02 июня 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен ОЗАГС г. Петрозаводска.
Истица в судебном заседании поддержала указанные требования по основаниям, изложенным исковом заявлении.
Представитель органа опеки и попечительства над несовершеннолетними Администрации Метрозаводского городского округа Мазур И.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили. Согласно ранее представленному отзыву указали, что с иском не согласны, поскольку истица к указанной категории лиц не относится, в свидетельстве о ее рождении отец указан; в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после смерти матери она не была устроена; кроме того, обращают внимание, что соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется Министерством образования Республики Карелия на основании данных, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Министерство образования Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило; о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, причина неявки не известна, отзыва не представлено.
Представитель ОЗАГС г. Петрозаводск в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, причина неявки не известна, отзыва не представлено.
В силу положений п.3 ст.167 ГПК РФ неявка указанных лиц без уважительной причины не препятствует рассмотрению дела по существу.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании установлено, что мать Большешальской В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается копией свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ; повторным свидетельством о рождении серии № № от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери истица осталась проживать в семье отчима ФИО2, который не обратился в соответствующие органы, чтобы определить статус истицы. При этом, суд полагает доводы ответчика о том, что ФИО5 является отцом истицы, не состоятельны. Так, согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, копии записи акта о рождении ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери ребенка.
В соответствии с п.1,2 ст. 3 ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее Закон) под актами гражданского состояния понимаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан; указанные акты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.
В силу ст. 6 Закона государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка регламентируется в ст. 17 Закона. Согласно которой в случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения об отце ребенка в данном случае вносятся: на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка; по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено. Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию. Внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься.
Из материалов дела усматривается, что на момент рождения истицы ее мать состояла в разводе; в записи акта о рождении данные об отце были указаны со слов матери; указанная актовая запись в установленном законом порядке никем не оспорена, отцовство не установлено.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничении в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 3 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п. 14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с частью 6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон РК) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона (ст. 4 ч. 1 указанного Закона РК).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), который определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 Порядка).
Согласно п.2 Порядка лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - список).
В Республике Карелия данный список формируется Министерством образования Республики Карелия на основании данных предоставленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Форма списка утверждена Приказом Министерства образования РК от 12.02.2013 № 133.
Органы местного самоуправления в настоящее время не наделены никакими полномочиями как по формированию списка, так и по внесению каких-либо изменений, дополнений, в указанный список. На органы местного самоуправления возложена лишь обязанность по направлению информации (данных о гражданах) в органы исполнительной власти, в данном случае в Министерство образования Республики Карелия.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с Решением Петросовета от 27.12.2005 N XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» нормой предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма считается 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В настоящее время истица зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>. В указанной квартире также зарегистрированы и проживают: сводная сестра истицы ФИО8 с двумя детьми ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, а также ФИО2, его супруга ФИО9 Собственником данного жилого помещения является сводная сестра истицы, истица не является членом ее семьи. Квартира является однокомнатной, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с чем, на каждого зарегистрированного и проживающего в квартире приходится менее учетной нормы предоставления жилого помещения по г. Петрозаводску.
Таким образом, принимая во внимание положения Закона РФ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда на территории Петрозаводского городского округа, поскольку относится к указанной категории лиц, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения, а ее проживание в занимаемом жилом помещении невозможно по обстоятельствам, изложенным выше; на Администрацию Петрозаводского городского округа следует возложить обязанность направить в Министерство образования Республики Карелия сведения о Большешальской Виктории Викторовне для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Большешальской В.В. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за Большешальской Викторией Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда на территории Петрозаводского городского округа.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа направить в Министерство образования республики Карелия сведения о Большешальской Виктории Викторовны для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Большешальской Виктории Викторовны судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.
Судья: О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 23 июня 2014 года.