дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 06 июня 2019 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Шереметьевой С.Н.,
при секретаре Карповой Ю.А.,
с участием
представителя истца Алексеева Д.Н., действующего на основании доверенности от 22.05.2018 года №, действующего также в интересах третьего лица ЗАО «Покровская слобода» по доверенности от 13.05.2019 года,
ответчика Рейзь В.В.,
представителя ответчика Рейзь В.В. – адвоката
Харламова Д.М.,
действующего на основании ордера А№ от 24.04.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деревянко Ю.Г. к Рейзь В.В. о взыскании суммы по договору цессии,
УСТАНОВИЛ:
Деревянко Ю.Г. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Требование мотивирует тем, что 05.05.2015 года между Провоторовым Ю.Л. и Рейзь В.В. был заключен договор товарного займа на семена подсолнечника в количестве 2 тонны 43 килограмма. В подтверждении имеется расписка Рейзь В.В.. Обязательства по договору Рейзь В.В. не исполнены. 10.08.2015 года между Деревянко Ю.Г. и Провоторовым Ю.Л. был заключен договор цессии, согласно которому Провоторов Ю.Л. (цедент) уступает Деревянко Ю.Г. (цессионарию) в полном объеме свои права по получению денежных средств в сумме 243 000,00руб.. На неоднократные обращения к ответчику по возврату долга последний не реагирует. Согласно экспертному заключению № от 21.02.2019 года стоимость одной тонны подсолнечника «Саратовский-87» по состоянию на 12.05.2015 год составила 37 934,00руб., соответственно убытки истца исходят из стоимости переданного, но отсутствующего в натуре имущества – семена подсолнечника в количестве 2 тонны 43 кг. в размере 77 499,16руб.. Просит взыскать с ответчика Рейзь в свою пользу убытки в размере 77 499,16руб., расходы по проведению экспертизы в размере 5 000,00руб..
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Алексеев Д.Н., действующий на основании доверенности от 22.05.2018 года №, исковые требования истца поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении и просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель 3 лица - ЗАО «Покровская слобода» Алексеев Д.Н., действующий на основании доверенности от 13.05.2019 года, просил вынести законное обоснованное решение. Обеспечить явку заведующей складом Свидетель №1 не представляется возможным. Возражал против обозрения в судебном заседании объяснения Свидетель №1, данных следователю СО ОМВД России по Акбулакскому району Оренбургской области.
В судебном заседании ответчик Рейзь В.В. исковые требования не признал, просил в иске отказать. Давать пояснения по иску предоставил своему представителю Харламову Д.М..
В судебном заседании представитель ответчика – адвокат Харламов Д.М., действующий на основании ордера № от 24.04.2019 года, пояснил, что его доверитель Рейзь В.В. получил от Провоторова Ю.Л. для передачи Деревянко Ю.Г. семена подсолнечника в количестве 2т43кг.. Указанные семена Рейзь В.В. передал Деревянко Ю.Г.. Расписку Рейзь В.В. написал по просьбе Провоторова Ю.Л., поскольку последний его не знал, и боялся отдавать семена подсолнечника. Расписка была написана под диктовку Провоторова Ю.Л., а фактически Рейзь В.В. ничего не должен был Провоторову Ю.Г.. Семена Рейзь В.В. привез на склад ЗАО «Покровская слобода», директором которого является Деревянко Ю.Г.. По данному факту следователем СО ОМВД России по Акбулакскому району проводилась проверка. В указанных материалах имеется объяснение заведующей складом ЗАО «Покровская слобода»Свидетель №1, в которых указано, что Рейзь В.В. привозил на склад ЗАО «Покровская слобода» семена подсолнечника. Таким образом, Рейзь В.В. не имел долговых обязательств перед Провоторовым Ю.Л. и следовательно не может быть и должником по договору цессии. Это мнимая сделка, которая составлена Деревянко Ю.Г. для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, поскольку между Рейзь В.В. и Деревянко Ю.Г. сложились стойкие неприязненные отношения. Просит в иске отказать.
В судебном заседании 3 лицо не заявляющего самостоятельных требований Провоторов Ю.Л. пояснил, что Деревянко Ю.Г. попросил у него семена подсолнечника. За семенами приехал Рейзь В.В.. Поскольку Рейзь В.В. он не знал, то попросил его написать расписку в получении семян в долг. Рейзь В.В. написал эту расписку и забрал семена. Через несколько часов он созвонился с Деревянко Ю.Г. и последний подтвердил факт получения семян от Рейзь В.В.. Деньги за семена Деревянко Ю.Г. ему отдал. Затем, через несколько месяцев, к нему приехал Деревянко Ю.Г. и попросил подписать договор цессии. На вопрос зачем этот договор, Деревянко Ю.Г. ничего толком не объяснил, но заверил, что это формальность и никаких правовых последствий этот договор иметь не будет. Рейзь В.В. ничего для себя у него не брал, и ничего ему не должен. Что касается договора цессии, то он не знает для чего это сделал Деревянко Ю.Г.. Никаких долговых обязательств фактически он не передавал, поскольку Рейзь В.В. ему ничего не должен.
Заслушав ответчика, представителей истца, ответчика, 3 лиц не заявляющих самостоятельных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Соль-Илецкого районного суда от 11.10.2018 года по иску Деревянко Ю.Г. к Рейзь В.В. о взыскании суммы долга в удовлетворении исковых требований в части взыскания с Рейзь В.В. в пользу Деревянко Ю.Г. задолженности за переданный, но не оплаченный товар по расписке от 05.05.2015 года отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10.01.2019 года данное решение в указанной части оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу.
Данными решениями установлено следующее.
В материалы дела представлена расписка следующего содержания:
«Я, Реизь В.В., проживаю в <адрес>, паспорт серия №, выдан Соль-Илецким ОВД 07 февраля 2014 года, взял семена подсолнечника у Провоторова Ю.Л. 2 т. 43 кг. (две тонны 43 килограмма), вернуть с нового урожая».
Таким образом, из буквального толкования указанной расписки следует, что Реизь В.В. взял в долг и обязался вернуть Провоторову Ю.Л. 2т. 43 кг. семян подсолнечника.
Суд первой инстанции указал, что между сторонами достигнуто соглашение, в результате которого ответчик обязался вернуть заем вещами (семенами подсолнечника) того же рода и качества, что не противоречит положениям статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отметил, что полученные по договору вещи характеризуются родовыми признаками, что позволяет исполнить обязательство тем способом, который определен сторонами.
При этом при заключении договора от 05 мая 2015 года стороны не определили, что в случае ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по возврату семян подсолнечника Провоторов Ю.Л. имеет право на взыскание с Рейзь В.В. денежной компенсации.
Доказательств того, что сторонами договора изменялся способ исполнения обязательств, истцом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что обязательств по возврату денежных средств Провоторову Ю.Л. ответчик на себя не принимал.
Таким образом, Провоторов Ю.Л. не мог уступить Деревянко Ю.Г. по договору цессии право требования с Реизь В.В. возврата денежных средств по договору от 05 мая 2015 года, поскольку предметом последнего договора денежные средства не являлись.С учетом вышеизложенного судебная коллегия пришла к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Деревянко Ю.Г. в названной выше части.
Ссылка Деревянко Ю.Г. на невозможность в будущем исполнить решение суда в части взыскания с ответчика семян подсолнечника в размере 2 т.43 кг. не является основанием к отмене решения суда, так как основана на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, относится, в частности, возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 15 названного Кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно действующему законодательству возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: факт причинения убытков, размер убытков, установления незаконности действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, наличие причинной связи между указанными действиями (бездействием) и возникновением убытков.
Ответственность ответчика наступает при доказанности всех перечисленных обстоятельств в их совокупности.
Таким образом, для наступления ответственности, предусмотренной ст. 15 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, его вину в причинении вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец представил в суд договор переуступки долга от 10.08.2015 года, согласно которому Провоторов Ю.Л. (цедент) уступает Деревянко Ю.Г. (цессионарию) в полном объеме свои права по получению денежных средств в размере 243 000,00руб. с Рейзь В.В..
Однако, в судебном заседании Провоторов Ю.Л. пояснил, что фактически никаких прав по получению денежных средств с Рейзь В.В. он не передавал Деревянко Ю.Г.. Этот договор был оформлен по просьбе Деревянко Ю.Г., который пояснил, что никаких правовых последствий по данному договору не наступит. Расписка написанная Рейзь В.В. была написана исключительно для подстраховки и не направлена на получение с Рейзь В.В. каких-либо сумм.
Суд считает, что Деревянко Ю.Г. не представил суду совокупность доказательств по наличию состава правонарушения, включающего в себя наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, его вину в причинении вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков, позволяющие ему требовать убытки с Рейзь В.В..
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что договор переуступки долга от 10.08.2015 года в данном случае отвечает признакам мнимой сделки.
Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 ст. 170 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 86 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», мнимая сделка, т.е. сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 ст. 170 ГК РФ). Следует учитывать, что стороны такой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение, что не препятствует квалификации такой сделки как ничтожной на основании пункта 1 ст. 170 ГК РФ.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Деревянко Ю.Г. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Деревянко Ю.Г. к Рейзь В.В. о взыскании суммы по договору цессии - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья/подпись/ С.Н. Шереметьева
Мотивированный текст решения в соответствии со ст. 199 ГПК РФ будет изготовлен 11.06.2019 года.
Судья/подпись/ С.Н. Шереметьева