Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-72/2021 от 22.04.2021

Дело № 21-72/2021 (в суде первой инстанции дело № 12-17/2021)

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

29 апреля 2021 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК» Назарова Б.Г. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мизоновой М.Л. от 03 декабря 2020 года и решение Турочакского районного суда от 03 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК»,

УСТАНОВИЛ

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мизоновой М.Л. от 03 декабря 2020 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Турочакского районного суда Республики Алтай указанное постановление изменено, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей заменено на предупреждение.

Не согласившись с указанными решением и постановлением, общество с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК» обратилось в Верховный суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование жалобы указывает на незаконность внеплановой выездной проверки в отношении Общества, относящегося субъектом малого предпринимательства. Поручение Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко от 18 августа 2020 года №ВА-П11-9540, которое было положено в основу проведенной внеплановой проверки, не содержит сведений о проведении выездной внеплановой проверки в отношении ООО «ГОЛД-СК», представленное приложение является приложением к распоряжению Росприроднадзора от 25 августа 2020 года №43-р, который не уполномочен организовывать внеплановые выездные проверки на основании Постановления Правительства №438 от 03 апреля 2020 года.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении Мизонову М.Л., изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании требований ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4).

Как следует из представленных материалов, по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения ООО «ГОЛД-СК» требований в области охраны окружающей среды 13 октября 2020 года Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора в деятельности Общества выявлено нарушение требований ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 13.4, ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно: места накопления отходов не организованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, сброс отходов производства и потребления осуществляется в почву, отсутствуют сведения о заключении договоров о передаче отходов I-IV класса опасности специализированным организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, подтверждающие документы о передаче отходов.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, составленном с участием законного представителя ООО «ГОЛД-СК» Назарова Б.Г., результатами выездной внеплановой проверки, проведенной с участием представителя Общества ФИО5

Фактические обстоятельства совершения ООО «ГОЛД-СК» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдения требований законодательства об обращении с отходами, а также свидетельствующих о принятии обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.

Таким образом, правонарушение совершено виновно, в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, на что обоснованно указал суд первой инстанции.

Доводы о непричастности ООО «ГОЛД-СК» к загрязнению окружающей среды, ввиду того, что предприятие не работает с 2019 года и работники предприятия не осуществляют деятельность на указанной территории а, следовательно, это исключает возможность совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, являлся предметом рассмотрения судьи районного суда, который мотивированно, со ссылкой на нормы административного права и материалы административного дела, оставлен без удовлетворения и оснований сомневаться, в обоснованности принятого решения, не усматриваю.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, а также нарушении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

Срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении не истек.

Доводы жалобы о том, что внеплановая проверка в отношении Общества как субъекта малого и среднего предпринимательства назначена и проведена с нарушением установленных законом требований и не соответствует положениям пп. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года №438, подлежат отклонению.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки в силу п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на положения которого в обоснование своих доводов ссылается заявитель, в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только, в том числе: в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 1 Постановления № 438).

Настоящая проверка проводилась на основании приказа Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора №1102-кн от 10 сентября 2020 года с целью исполнения приказа руководителя Росприроднадзора от 25 августа 2020 года №43-р, изданного в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. от 18 августа 2020 года №ВА-П11-9540 по проведению внеплановых проверок в отношении недропользователей, в приложении к которому указано ООО «ГОЛД-СК».

Порядок организации и проведения проверки, установленный Федеральным законом № 294-ФЗ административным органом соблюден.

Соответственно не имеется оснований считать, что административным органом допущены нарушения положений постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года №438, влекущие недействительность результатов проверки.

Вынесенные по делу акты являются мотивированными, соответствуют положениям ст. 29.10 КоАП РФ.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, несогласие с которыми не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и решение судьи районного суда вынесены законно и обоснованно, в связи с чем жалоба по ее доводам удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 ч.1 п.1, 30.6, 30.9Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Решение Турочакского районного суда от 03 марта 2021 года и постановление заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мизоновой М.Л. от 03 декабря 2020 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК» оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК» Назарова Б.Г. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Верховного суда

Республики Алтай С.Н. Чертков

21-72/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "ГОЛД-СК"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Чертков Сергей Николаевич
Статьи

ст.8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--ralt.sudrf.ru
22.04.2021Материалы переданы в производство судье
29.04.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее