.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2015г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Спириной Ю.С.,
с участием прокурора Вертилецкой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савина В.А. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л :
Савин В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края (далее – ОИК МО ЗАТО Железногорск) от 06.08.2015г. о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 Антоновой А.А..
Заявитель указывает, что в нарушение действующего избирательного законодательства документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты были предоставлены в ОИК МО ЗАТО Железногорск не лично Антоновой А.А., а ее доверенным лицом Кравцовым Е.О., что позволяет говорить, что в установленном порядке документов, необходимых для регистрации, не поступало, данные документы должны были рассматриваться как отсутствующие, а сами документы, представленные в нарушение установленного порядка доверенным лицом кандидата, должны были быть возвращены. ОИК МО ЗАТО Железногорск должна была отказать Антоновой А.А. в ее регистрации кандидатом в депутаты.
Регистрацией кандидатом в депутаты Антоновой А.А. был грубо нарушен принцип равенства кандидатов, поскольку ей были предоставлены льготные условия регистрации и преимущества перед иными кандидатами по тому же избирательному округу, которые в установленном порядке лично сдавали в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидатов. Нарушение принципа равенства кандидатов должно послужить поводом к отмене решения избирательной комиссии.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, через своего представителя просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Лабутина Г.В. (полномочия на основании доверенности) в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивала, сославшись на изложенные в нем доводы.
Представитель избирательной комиссии МО ЗАТО Железногорск Красноярского края Лоптева Ю.А. (полномочия на основании доверенности) в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, полагая оспариваемое решение избирательной комиссии законным и обоснованным. Пояснила, что требования действующего избирательного законодательства относительно личной сдачи документов, необходимых для выдвижения в качестве кандидатаАнтонова А.А. выполнила: 23 июля 2015г. лично сдала в ИК письменное заявление кандидата о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 7; копию паспорта; копию документа о профессиональном образовании; справку с основного места работы; сведения о размере и источниках доходов.Федеральным законом вопрос о том, кто имеет право представлять первый финансовый отчет, не урегулирован, между тем, в соответствии с пунктом 4.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утверждены Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11 июня 2014г. N235/1486-6), документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (пункт 2 статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ).
29.07.2015г. Кравцовым Е.О., действующим как доверенное лицо кандидата в депутаты Антоновой А.А. (решением ОИК от 26.07.2015г. №3/4 Кравцов Е.О. зарегистрирован в качестве доверенного лица кандидата в депутаты Антоновой А.А.), в ИК сданы документы: сведения об открытии специального избирательного счета кандидата; первый финансовый отчет; две фотографии кандидата.
Первый финансовый отчет подписан лично Антоновой А.А., что подтверждается ее личной подписью от 29.07.2015г. на указанном документе.
Таким образом, нарушений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а равно Закона Красноярского края от 02 октября 2003 г. №8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» при регистрации Антоновой А.А. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва допущено не было.
Заинтересованное лицо – Антонова А.А., ее представители Коренко Т.А., Баховцев Г.Я. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали, пояснили, что права Савина В.А. регистрацией в качестве кандидата в депутаты Антоново А.А. никак не были нарушены и ущемлены. Все документы, требуемые законодательством о выборах, были предоставлены Антоновой А.А. в избирательную комиссию лично, финансовый отчет, составленный и подписанный Антоновой А.А., был предоставлен в ИК ее доверенным лицом – Кравцовым. Полагают, что избирательное законодательство не содержит запрета на предоставление в ИК на регистрацию финансового отчета доверенным лицом. В установленном порядке и в установленные сроки все требуемые для выдвижения и регистрации документы в избирательную комиссию Антоновой были предоставлены, поэтому у избирательной комиссии не было оснований отказать Антоновой А.А. в регистрации. Кроме того, в соответствии с п.1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, если избирательная комиссия не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие документы отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата. Антонова А.А. пояснила также, что, если бы избирательная комиссия во время принятия документов или позднее уведомила ее о том, что финансовый отчет предоставлен ненадлежащим образом, и, поскольку документы были предоставлены ею заблаговременно, она бы имела возможность исправить указанный недостаток: в срок до 03 августа 2015г. лично представить в ИК финансовый отчет. Отменой ее регистрации по указанным основаниям будет нарушено ее пассивное избирательное право, а также право граждан, проживающих на избирательном участке №7, на выбор.
Прокурор Вертилецкая А.Е. полагала заявление не подлежащим удовлетворению
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края четвёртого созыва от 16.06.2015 г. № 59-300Р на 13 сентября 2015 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва.
Организующей выборы избирательной комиссией является избирательная комиссия муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края (далее - ИК МО Железногорск).
Решением ИК МО Железногорск № 21/58 от 18.06.2015г. на избирательную комиссию муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края возложены также полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 (далее – ОИК).
Из представленных суду документов усматривается, что 23 июля 2015г. Антоновой А.А. в ОИК лично подано заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 7,и также лично поданы документы для выдвижения: копия паспорта; копия документа о профессиональном образовании; справка с основного места работы; сведения о доходах и их источниках, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации - «Красноярское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО и выписка из решения указанного избирательного объединения, которым, помимо прочих указанным избирательным объединением кандидатом в депутаты по избирательному участку №7 выдвинута Антонова А.А.
24.07.2015г. Антоновой А.А. также лично в ОИК представлены заявление о предоставлении списка доверенных лиц, уведомление об открытии специального избирательного счета.
29.07.2015г. в ОИК доверенным лицом Антоновой А.А. Кравцовым Е.О. (решением ОИК от 26.07.2015г. №3/4 Кравцов Е.О. зарегистрирован в качестве доверенного лица кандидата в депутаты Антоновой А.А.) в ОИК представлен составленный и подписанный Антоновой А.А. лично финансовый отчет.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 от 06 августа 2015 года № 6/9 Антонова Алёна Анатольевна, выдвинутая избирательным объединением «Красноярское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 от 10 августа 2015 года № 7/1, Савин Виталий Андреевич, выдвинутый в порядкесамовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.
Заявитель, ссылаясь на нарушение порядка предоставления документов в ИК кандидатом в депутаты Антоновой А.А., просит признать решение от 06 августа 2015г. о ее регистрации незаконным и отменить.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 Постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно положениям, содержащимся в пункте 2 статьи 33 названного Закона, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1).
К заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (пункт 2.2).
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах(пункт 3).
Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом (пункт 5).
В соответствии с п. 9 ст. 59 ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Нормативным правовым актом, регулирующим выборы в органы местного самоуправления в Красноярском крае, является Закон Красноярского края от 02.10.2003 г. № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (далее ЗКК от 02.10.2003 №8-1411).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона края регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями. Регистрация кандидата, списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией осуществляется при наличии документов, указанных в пункте 2 статьи 23, пункте 5 статьи 24 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 18 или 18.1 настоящей статьи. Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. На регистрацию должны быть представлены также первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения в соответствии с подпунктом "а" пункта 20 статьи 44 настоящего Закона; две фотографии кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов) размером 4 x 5; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде; при необходимости - справка об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидатах в соответствии с пунктом 2 статьи 23 и пунктом 5 статьи 24 настоящего Закона.
Указанные нормы (пункт 2 статьи 23, пункт 5 статьи 24) содержат положения, аналогичные содержанию вышеприведенных положений ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №76-ФЗ.
Кроме того, в пункте 9 статьи 24 Закона Красноярского края содержится указание на то, чтодокументы, указанные в пункте 2 статьи 23 настоящего Закона, пунктах 5 и 5.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), а также в иных случаях, установленных Федеральным законом.
В силу подпункта "а" пункта 20 статьи 44 Закона края кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, о всех источниках его формирования, а также всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные основания для отказа в регистрации закреплены в пункте 19 статьи 29 Закона Красноярского края.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них.
Так, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 01.06.2010 №784-О-О, Конституционный Суд РФ, по своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
В соответствии с п. 13 ст. 21 от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ ЦИК Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 в целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В частности в пункте 4.3. названных Методических рекомендаций отмечено, что документы для выдвижения представляются лично кандидатом, а если кандидат выдвинут в составе списка кандидатов - уполномоченным представителем избирательного объединения.
Документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).
Полномочия иных лиц на представление документов по просьбе кандидатов должны быть подтверждены доверенностью, выданной кандидатом (при этом подлинность подписи кандидата на доверенности должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).
Согласно пункту 4.4 рекомендаций документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, представляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (пункт 2 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ). Документы для регистрации списка кандидатов представляются уполномоченным представителем, доверенным лицом избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
Согласно пункту 4.6. в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 95-ФЗ в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.
Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.
Из представленных суду документов и пояснений сторон следует, что в установленном законом порядке и срок, в период с 23 по 29 июля 2015г. Антоновой А.А. в полном объеме представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения и регистрации ее кандидатом в депутаты.
Достоверность сведений, содержащихся в указанных документах, в том числе отраженных в первом финансовом отчете кандидата, не оспаривается.
Факт предоставления на стадии выдвижения всех требуемых избирательным законодательством документов лично кандидатом в депутаты Антоновой А.А., подписания их ею, а также факт составления и подписания ею лично первого финансового отчета судом установлен, и стороной заявителя не оспаривается.
Оценивая представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7, на момент принятия оспариваемого решения имела все необходимые для принятия законного решения документы, представленные в тех объеме и форме, которые установлены требованиями, как федерального, так и краевого законодательства, регулирующего вопросы выборов в органы местного самоуправления.
Постановление о регистрации Антоновой А.А. кандидатом в депутаты основано на фактических обстоятельствах и соответствует требованиям статей 33, 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Первый финансовый отчет, как установлено судом, был предоставлен в установленные сроки доверенным лицом Антоновой А.А. Кравцовым Е.О., зарегистрированным в качестве такового решением избирательной комиссии.
Из расписки ОИК следует, что первый финансовый отчет у Кравцова Е.О. был принят.
По мнению избирательной комиссии, первый финансовый отчет кандидата мог быть представлен кандидатом лично или его доверенным лицом.
Из дела усматривается, что ОИК, основываясь в своей работе, в том числе на вышеназванные рекомендации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, недостатков в оформлении представленных документов своевременно не выявила, не исполнила предусмотренную пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ обязанность уведомить кандидата о неполноте сведений, об отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации обязательно в силу закона, или о несоблюдении требований закона к оформлению документов, кандидата Антонову А.А. об имеющихся недостатках не уведомила, на момент принятия решения отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты. В действиях Антоновой А.А. отсутствует вина и неосмотрительность, поскольку все требуемые законодательством документы избирательной комиссией у нее были приняты без оговорок.
Аналогичная позиция изложена в пункте 4.12.4 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6, в котором обращено внимание на то обстоятельство, что если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, спискакандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотреннымподпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 названного Федерального закона.
В силу приведенных выше норм федерального и регионального законов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна была известить об этом кандидата. В свою очередь, кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он был своевременно уведомлен избирательной комиссией.
Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.
При этом анализ фактических обстоятельств позволяет суду констатировать, что в случае надлежащего извещения о непредставлении документа кандидат в депутаты Антонова А.А. имела бы возможность представить первый финансовый отчет в установленный законом срок лично, поскольку заседание комиссии о регистрации назначено было на 06 августа 2015г., а полный комплект документов был представлен кандидатом в депутаты уже к 29.07.2015г. Несоблюдение избирательнойкомиссией предусмотренной законом процедуры лишило кандидата возможности устранить указанные недостатки и удовлетворение заявления Савина В.А. об отмене решения избирательной комиссии по основаниям отсутствия указанного выше документа существенно нарушило бы избирательные права Антоновой А.А.
При таких обстоятельствах доводы заявления о необходимости применения при разрешении спора положений п.п. "в"пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Такое правовое значение изложенного положения закона выявлено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2013 года N 8-АПГ13-8, в Определении Верховного Суда РФ от 19.08.2014 N 16-АПГ14-8, в Определении Верховного Суда РФ от 02.09.2014 №92-АПГ 14-5.
Суд не может согласиться с доводами заявителя, которыйтребуя удовлетворения своих требований полагает, что иное противоречит сложившейся судебной практике и приведенным в заявлении решениям Верховного Суда РФ, поскольку судом спор разрешается с учетом конкретных обстоятельств дела, не бывших предметом разрешения Верховного суда РФ.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября2002 г.).
В силу положений ч. 2 ст. 14 ГК РФ способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
При установленных обстоятельствах фактом регистрации Антоновой А.А. пассивное избирательное право Савина В.А. не нарушается, при том, что отмена регистрации в отсутствие виновного поведения Антоновой А.А. приведет к нарушению ее конституционного права на участие в выборах.
На основании ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Савина В.А. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 5 дней со дня принятия путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
.
.