Дело № 2-7250/2/12г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» ноября 2012 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савиной С.А.
при секретаре Вилканаускайте С.Ю.
с участием представителя заявителя Колесникова А.А., действующего на основании доверенности, представителя Правительства РК в лице Государственного комитета по управлению государственным имуществом и размещением заказов для государственных нужд Заболотской Т.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Поповой С.И. об оспаривании бездействия органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л :
Попова С.И. обратилась в суд, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Администрацию Прионежского муниципального района Р.К. с заявлением № с просьбой подготовить ходатайство в Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о переводе земельного участка, расположенного в районе <данные изъяты><данные изъяты> разрешенное использование для ведения дачного хозяйства, из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» с целью предоставления в аренду для ведения дачного хозяйства. В своём ответе № Администрация Прионежского муниципального района сообщила, что на основании заявления Поповой С.И. было направлено ходатайство в Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с административным регламентом решение о переводе или об отказе в переводе земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения должно быть принято в трёхмесячный срок Правительством Республики Карелия в соответствии со ст. 8 п.1 Земельного Кодекса РФ. До настоящего времени решение по ходатайству Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка не принято. Заявитель считает, что данное бездействие Правительства Республики Карелия нарушает ее право на предоставление земельного участка и не соответствует действующему законодательству. Просит признать незаконным бездействие Правительства РК, выразившееся в непринятии решения о переводе или об отказе в переводе вышеуказанного земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли хозяйственного назначения», обязать Правительства РК принять соответствующее решение о переводе или об отказе в таком переводе.
Заявитель в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении выразила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица, бездействие которого заявитель оспаривает, в судебном заседании заявленные требования не признала, представив мотивированные возражения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее Комитет) поступило обращение Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе вышеуказанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Указанный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности и весь относится к категории земель запаса; расположен <данные изъяты> за пределами водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Комитет в силу п.п. 15, п. 9 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Правительства РК от 25.11.2010 г. № 274-П, рассматривает ходатайства заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую земель (земельных участков), находящихся в собственности РК, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности (земельных участков в составе таких земель), а также земель (земельных участков), государственная собственность на которые не разграничена, и разрабатывает с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия для Правительства РК предложения о переводе земель (земельных участков) из одной категории в другую. После получения от Администрации ходатайства о переводе земельного участка Комитетом ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен проект распоряжения Правительства Республики Карелия о переводе спорного земельного участка и направлен в соответствии с регламентом Правительства Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2010 N 318-П, для согласования заинтересованным органам исполнительной власти Республики Карелия. ДД.ММ.ГГГГ проект распоряжения был согласован Министерством культуры РК, ДД.ММ.ГГГГ проект распоряжения был согласован и.о. зам. Главы РК - Министром экономического развития РК. ДД.ММ.ГГГГ письмом № распоряжения был направлен для согласования в Правовой комитет Республики Карелия (правопредшественник Министерства юстиции РК). При этом ДД.ММ.ГГГГ проект распоряжения был возвращен Министерством юстиции с указанием на необходимость согласовать проект с Государственным комитетом РК по взаимодействию с органами местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ проект распоряжения был согласован с Государственным комитетом РК по взаимодействию с органами местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ проект распоряжения был вновь направлен на согласование в Министерство юстиции РК. ДД.ММ.ГГГГ проект распоряжения был возвращен Министерством юстиции без согласования. ДД.ММ.ГГГГ ходатайство Администрации и все приложенные к нему документы были возвращены Комитетом в адрес Администрации, поскольку проект акта Правительства РК не может быть вынесен к рассмотрению Главе Республики Карелия без согласования Министерства юстиции Республики Карелия. Таким образом, со стороны Правительства РК отсутствует незаконное бездействие в отношении требований заявителя. В настоящее время из Администрации в Комитет вновь поступило соответствующее ходатайство, которое направлено на согласование заинтересованным органам исполнительной власти РК. Учитывая, что оснований, предусмотренных действующим законодательством для отказа в переводе спорного земельного участка из одной категории в другую, фактически не имеется, соответствующий вопрос может быть решен положительно в случае согласования ходатайства всеми заинтересованными органами.
Представитель Администрации Прионежского муниципального района Р.К., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по существу заявленных требований не высказал.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 256 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в муниципального района РК с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой подготовить ходатайство в Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о переводе земельного участка, расположенного в районе д<данные изъяты> разрешенное использование для ведения дачного хозяйства, о переводе земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» с целью предоставления в аренду для ведения дачного хозяйства.
Обращение Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе вышеуказанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения поступило в адрес Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что указанный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности и весь относится к категории земель запаса; расположен <данные изъяты> за пределами водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Данные обстоятельства сторонами по настоящему делу не оспариваются.
В силу ч. 4 ст. 3 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу п.п. 15 п. 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РК от 25.11.2010 г. № 274-П, Комитет рассматривает ходатайства заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую земель (земельных участков), находящихся в собственности РК, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности (земельных участков в составе таких земель), а также земель (земельных участков), государственная собственность на которые не разграничена, и разрабатывает с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия для Правительства РК предложения о переводе земель (земельных участков) из одной категории в другую.
Полномочия по переводу земель из земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена, в другую категорию в силу положений ст. ст. 8, 10 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 15 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 54 Конституции Республики Карелия высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия является Правительство Республики Карелия.
В соответствии со ст. 57 Конституции Республики Карелия в состав полномочий Правительства РК входит осуществление полномочий, установленных федеральными законами, законами республики Карелия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции российской Федерации.
Согласно ст. 58 Конституции Республики Карелия Правительство Республики Карелия издает обязательные для исполнения постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.
Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Карелия, которые являются обязательными для исполнения на всей территории Республики Карелия и вступают в силу со дня их подписания. Постановления и распоряжения подписываются Главой республики Карелия.
Таким образом, уполномоченным органом на принятие распоряжения о переводе или об отказе в переводе земельного участка является Правительство РК.
В соответствии с п. 66 регламента Правительства Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2010 N 318-П, проекты до их внесения Главе Республики Карелия, в Правительство подлежат согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти.
По сведениям представителя органа, бездействие которого оспаривается заявителем, следует, что проект распоряжения ДД.ММ.ГГГГ был согласован с Министерством культуры РК, ДД.ММ.ГГГГ – с Министром экономического развития РК, ДД.ММ.ГГГГ – с Государственным комитетом РК по взаимодействию с органами местного самоуправления.
При этом ДД.ММ.ГГГГ проект распоряжения был возвращен в Комитет Министерством юстиции РК без согласования.
Как следует из письма Министра юстиции РК от №, отказ в согласовании проекта распоряжения Правительства РК о переводе спорного земельного участка мотивирован неисполнением Комитетом поручения Главы РК от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке дополнения в Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. По мнению, Министерства юстиции РК в этих условиях предоставление земельных участков без проведения торгов не соответствует государственным интересам РК.
С учетом данного обстоятельства ДД.ММ.ГГГГ ходатайство Администрации и все приложенные к нему документы в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка были возвращены Комитетом в адрес Администрации Прионежского муниципального района, учитывая, что в соответствии с Регламентом Правительства РК не прошедшие согласование проекты не могут быть внесены к рассмотрению Главе РК.
Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает возможность возврата заявителю документов, не прошедших согласование заинтересованных органов исполнительной власти.
Законом установлено, что исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 69 регламента проект, переданный на согласование в органы исполнительной власти, должен быть рассмотрен в течение трех рабочих дней. Исчисление срока рассмотрения переданного на согласование проекта начинается со дня, следующего за днем его представления в соответствующий орган исполнительной власти.
При этом в силу положений ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59 от 02.05.2006 г. письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени решение уполномоченного органа по существу заявленных Поповой С.И. требований о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в таком переводе не принято, в адрес заявителя не направлено.
Данное обстоятельство судом расценивается как бездействие органа, уполномоченного на принятие распоряжения о переводе или об отказе в переводе земельного участка в отношении заявленных Поповой С.И. требований.
Указанное бездействие не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд полагает необходимым возложить на Правительство РК в лице Главы РК принять решение о переводе или об отказе в переводе спорного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 257 - 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ЗаявлениеПоповой С.И.об оспаривании бездействия органа государственной власти удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Правительства Республики Карелия в лице Главы Республики Карелия, выразившееся в непринятии решения о переводе или об отказе в переводе земельного участка, расположенного в районе д<данные изъяты> разрешенное использование для ведения дачного хозяйства, из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли хозяйственного назначения» на основании ходатайства Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Правительство Республики Карелия в лице Главы Республики Карелия принять решение о переводе или об отказе в переводе земельного участка, расположенного в районе <данные изъяты> разрешенное использование для ведения дачного хозяйства, из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли хозяйственного назначения» на основании ходатайства Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А.Савина
Решение в окончательной форме принято: 21.11.12 г.