Решение по делу № 2-89/2021 ~ М-11/2021 от 13.01.2021

Дело № 2-89/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2021 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кунанбаевой Е.С.,

при секретаре Зиновьевой А.С.,

с участием представителя истца - старшего помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Копыловой А.И.,

представителя ответчика - администрации Змеиногорского района Алтайского края Ткаченко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с учетом уточненных требований, к администрации Змеиногорского района Алтайского края, указав, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Кузьминского сельсовета Змеиногорского района. Так, проверкой установлено в нарушение требований законодательства администрацией Кузьминского сельсовета Змеиногорского района мероприятия по оценке технического состояния автомобильных дорог местного значения в пределах сельского поселения в 2018 – истекшем периоде 2020 года не проводились, организация для ее проведения не уполномочивались. Просит обязать администрацию Змеиногорского района Алтайского края обеспечить финансирование и провести оценку технического состояния автомобильных дорог в границах муниципального образования Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного заседания представитель истца - помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Копылова А.И. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Змеиногорского района Ткаченко М.В. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, о чем представила соответствующее заявление, указав при этом, что признание иска сделано ей добровольно, без принуждения, согласно ее воле и желанию.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).

Статей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 10 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

В силу ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений, не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

На основании ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 этого же Федерального закона перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Частью 3 статьи 15 данного Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 3 этого же Закона, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 3, части 1 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 4 статьи 17 названого Закона предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Минтранса РФ от 07 августа 2020 года № 288, указанным Порядком устанавливается состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.

Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (пункт 3 Порядка).

Положениями подпункта «а» п. 3 Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1737 установлено, что организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог включают в себя оценку технического состояния автомобильных дорог, как одно из мероприятий.

Согласно пункту 4 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:

1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;

2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);

3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).

Согласно п. 6 Порядка по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.

Положениями подпункта «а» п. 3 Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1737 установлено, что организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог включают в себя оценку технического состояния автомобильных дорог, как одно из мероприятий.

В силу указанного нормативно-правового регулирования, положений статей 34, 37, 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность проводить ежегодную оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения возлагается на администрацию муниципального образования, которая, в свою очередь, для выполнения указанных мероприятий вправе привлекать специалистов или организации, уполномоченные в сфере диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог.

Соблюдение установленного порядка оценки технического состояния автомобильных дорог является обязательным и направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья граждан.

Судом установлено, что в соответствии с заключенным соглашением «О передаче осуществления полномочий администрации Змеиногорского района по решению вопросов местного значения администрации Кузьминского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края» от 20.12.2019 полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения переданы муниципальному образованию Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края. Указанное соглашение утверждено решением Змеиногорского районного Совета депутатов Алтайского края от 11.12.2019 № 121 «Об утверждении Соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления Змеиногорского района Алтайского края и органами местного самоуправления сельских поселений Змеиногорского района».

В прокуратуру Алтайского края 24.07.2020 поступило обращение руководителя Ассоциации юридической помощи пользователям автомобильных дорог о нарушении муниципальными образованиями Алтайского края требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Из обращения следует, что муниципалитетами не принято мер по введению временных ограничений или прекращению движения транспортных средств в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности (прочности) конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением, а также превышением допустимых температур, что не позволяет обеспечить сохранность автомобильных дорог местного значения Алтайского края в летний период.

Согласно информации администрации Змеиногорского района Алтайского края от 20.08.2020 оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Змеиногорского района в 2018, 2019, 2020 годах не проводилась по причине отсутствия финансовых средств на эти цели в местном бюджете. Ежегодно главы поселений проводят «визуальный» технический мониторинг своих автомобильных дорог для определения участков, требующих ремонта. Нормативные правовые акты, определяющие порядок введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам не принимались.

Таким образом, в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, проводимой Змеиногорской межрайонной прокуратурой, установлено, что администрацией Кузьминского сельсовета Змеиногорского района мероприятия по оценке технического состояния автомобильных дорог местного значения в пределах сельского поселения в 2018 - истекшем периоде 2020 года не проводились, организации для ее проведения не уполномочивались.

Указанные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации Кузьминского сельсовета Змеиногорского района, что влияет на техническое состояние автомобильных дорог и влечет нарушение прав граждан на безопасность дорожного движения.

25.08.2020 межрайонным прокурором вынесено главе Кузьминского сельсовета Змеиногорского района представление об установлении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, для принятия мер по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, недопущению подобных нарушений впредь.

Согласно информации от 25.09.2020 № 126 главы Кузьминского сельсовета следует, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Принимая во внимание требования Приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, которым утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, для проведения диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории имеющие свидетельство о поверке. Администрация сельсовета и района не располагают такими измерительными приборами. При изучении стоимости проведения таких работ специализированными организациями, для привлечения как уполномоченного органа, стоимость работ составляет более 50 % всего муниципального дорожного фонда (муниципальный дорожный фонд Кузьминского сельсовета на 2020 год составил 198500 руб.) и. если проводить оценку один раз в год, как требует законодательство, то не останется средств на содержание и ремонт дорог. На основании вышеизложенного у Администрации Кузьминского сельсовета нет финансовой возможности проводить данную оценку. Оснований для привлечения лиц к дисциплинарной ответственности не имеется.

Указанные факты нарушения в области законодательства о безопасности дорожного движения ответчиком в суде не оспорены.

Поскольку законодательством установлена обязательность проведения оценки технического состояния автомобильных дорог в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения и периодичность не реже одного раза в год, следовательно, она должна соблюдаться органом местного самоуправления.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на безопасность дорожного движения.

Учитывая положения приведенных выше норм права с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для выполнения мероприятий по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог требуется время, срок исполнения решения суда в шесть месяцев для проведения оценки технического состоянии дорог суд считает разумным. Доказательств необходимости установления более длительного срока для исполнения требований прокурора суду не предоставлено.

Право признания иска принадлежит ответчику в силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Последствия признания иска ответчику судом разъяснены и понятны, при этом ответчик добровольно выразил желание и согласие принять указанные последствия.

В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд выносит решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку отсутствуют нарушения закона, а также нарушения прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска, сделанное ответчиком, удовлетворяя заявленные требования.

Руководствуясь статьями 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанностей удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Змеиногорского района Алтайского края обеспечить финансирование и провести оценку технического состояния автомобильных дорог в границах муниципального образования Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.03.2021.

Судья Е.С. Кунанбаева

2-89/2021 ~ М-11/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Змеиногорский межрайонный прокурор
Копылова Алла Ивановна
Ответчики
администрация Кузьминского сельсовета Змеиногорского района АК
Другие
Ткаченко Марина Викторовна
Администрация Змеиногорского района Алтайского края
Суд
Змеиногорский городской суд Алтайского края
Судья
Кунанбаева Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
zmeinogorsky--alt.sudrf.ru
13.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее