Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19.06.2017г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Григорьевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2623/17 по иску Кузнецова С. П. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным распоряжения, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов С.П. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, предоставлении жилого помещения, указав, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статус сироты подтверждается свидетельством о рождении (повторным) от ДД.ММ.ГГГГ., решением <данные изъяты> городского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о лишении родителей истца родительских прав.
Истец являлся воспитанником «Детского <адрес>» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
Далее истец обучался в профессиональном училище № <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец служил в Вооруженных Силах РФ, участвовал в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. в качестве миротворца. За время службы по контракту приобрел статус Ветерана боевых действий. Во время прохождения службы истец обращался в администрацию <адрес> с вопросом о постановке на жилищный учет, и получил устный отказ, основанный отсутствием жилья в <адрес> в целом. Службу истец проходил в <адрес>. Для постоянного проживания остался в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал без заключения трудового договора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. служил в Армии по контракту в в/ч № в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время истец работает водителем в строительной компании «<данные изъяты>», работа подразумевает длительные командировки.
ДД.ММ.ГГГГ. истец заключил брак с Р.Л., имеет двоих несовершеннолетних детей, проживает в съемном жилье.
После широкого обсуждения в СМИ последних изменений в Федеральном законе № 15-ФЗ от 29.02.2012г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истцу стало известно о своем праве на получение жилой площади по договору социального найма в льготном порядке как ребенок-сирота.
Кузнецов С.П. обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении его в список, однако истцу было отказано.
Ссылаясь на то, что ответчики не реализовали в надлежащее время и надлежащем порядке обязательства, возложенные на них законом и не обеспечили надлежащей реализации прав истца по вопросам получения жилого помещения, истец с учетом уточнений просил суд признать незаконным отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, на основании распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара включить Кузнецова С.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью не менее 33 кв.м., взыскать государственную пошлину.
В судебном заседании представитель истца Р.Л., действующая на основании доверенности, поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители Департамента управления имуществом городского округа Самары, Администрации городского округа Самара, в судебное заседание не явились, были уведомлены.
Выслушав мнение представителя истца, изучив материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Кузнецов С.П. родился ДД.ММ.ГГГГ. в р.<адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении.
Отец истца – П.А. и мать – Т.В. были лишены родительских прав в отношении сына Кузнецова С.П. решением <данные изъяты> городского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Истец являлся воспитанником «Детского <адрес>» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Далее истец обучался в профессиональном училище № <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец служил в Вооруженных Силах РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ истец работал без заключения трудового договора, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ служил в Армии по контракту в в/ч № в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает водителем в строительной компании «БИН».
ДД.ММ.ГГГГ истец заключил брак с Р.Л., имеет двоих несовершеннолетних детей, проживает с семьей в съемном жилье.
В ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении его в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №, истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с отсутствием оснований (подача заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поскольку Кузнецов С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в настоящее время предусмотренные законом основания для предоставления ему жилья отсутствуют.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Не противоречат изложенному и положения ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции от 29 февраля 2012 года, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Однако в каждом конкретном случае при возникновении спора надлежит устанавливать причины, по которым лицо, имевшее право на обеспечение жилым помещением по соответствующему договору найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на соответствующий учет. При наличии обстоятельств, указывающих на объективные и исключительные причины, не позволившие гражданину до 23 лет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, право такого гражданина может быть восстановлено в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что таких объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет, не имеется.
Истец указывает, что он обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижении возраста 23 года, и ему устно было отказано.
Вместе с тем, доказательств указанному суду предоставлено не было, истец не был лишен возможности письменно обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением и обжаловать решение, в случае отказа в постановке в очередь.
Кроме того, истец подтверждает, что о своих жилищных правах истцу было известно до достижения 23 лет, однако он своё право не реализовал в порядке, установленном законом.
Таким образом, истец имел возможность обращения в уполномоченные органы с заявлением о постановке его на учет и в случае отказа, обжаловать решение органа местного самоуправления, однако не воспользовался данной возможностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова С. П. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья